Зоя Атрощенко
Опыт работы по теме: «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме
Пояснительная записка
Наблюдая за детьми иногда можно увидеть, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.
Публикация «Опыт работы по теме: „Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада“» размещена в разделах
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, способствующее развитию каждого ребенка, своевременному выявлению и становлению его способностей. Важную роль играет личность педагога.
Воспитателю самому необходимо быть личностью, иметь высокий нравственный, культурный и профессиональный уровень, быть оптимистом, потому что «личность формирует личность».
Актуальность гендерного воспитания.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажё нным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.
Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.
Цель: является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Задачи:
- Формировать правильное отношение между мальчиками и девочками;
- Развитие представлений у детей о мужских и женских ролях;
- Формирование позитивного отношения к своему полу;
-Закрепление способности дифференцировать свою половую принадлежность;
- Развитие дружеских взаимоотношений между детьми разного пола.
Принципы:
• принцип единого подхода к гендерному воспитанию со стороны
родителей, педагогов, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;
• принцип дифференцированного и поэтапного характера полового
воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности, как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;
• принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации,
которую получают дети. (этот и следующий принцип тесно);
• принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном
характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;
• принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий
(невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).
Формы и методы:
- Игра (дидактическая, сюжетно-ролевая)
- Наблюдения
- Беседы (этические, эстетические)
- Проблемные ситуации
- Чтение художественной литературы
- Художественно продуктивная деятельность
- Трудовая деятельность
- Диалоги (игровые, диалоги с самим собой)
- Эксперименты
- Викторины
Методы:
• познавательно-развивающие
• диалогово-рефлексивные
• театрально-игровые
• состязательные
Детская художественная литература и фольклор как средства гендерного воспитания.
Произведения фольклора и художественной литературы служат одним из важных источников формирования детских представлений о мужских и женских социальных ролях, о качествах мужественности и женственности, так как отражают существующие в обществе гендерные стереотипы. В поло ролевом воспитании использую художественные произведения разных жанров и тематики.
• Произведения фольклора: сказки, пословицы, поговорки, поэзия пестования («Наша доченька в дому, что оладушек в меду», «Всякий дом хозяином держится»).
• Произведения, отражающие традиционные мужские и женские виды деятельности (профессии, спорт). («Рассказ о неизвестном герое», «Вертолетчики»).
• Произведения о детях, проявлении мальчиками и девочками качеств мужественности, женственности. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка»).
• Произведения о семье, знакомящие дошкольников с семейными ролями и ценностями («Папа дома», «Трудный вечер»)в.
В произведениях фольклора, сказках, пословицах, поговорках отражен опыт народной педагогики, представления народа о назначении мужчины и женщины, о том, какими качествами они должны обладать, об особенностях воспитания мальчиков и девочек.
Каждый фольклорный жанр обладает специфическими возможностями в решении задач поло ролевого воспитания дошкольников. Важным средством полоролевого воспитания является «поэзия пестования» (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки). Потешки и прибаутки не только знакомят с окружающим миром, забавляют и развлекают ребенка, создают у него бодрое и радостное настроение, но и способствуют половой идентификации ребенка, так как содержат гендерно-ориентированные обращения к детям : «сынок», «доченька», «внучок» : «Наша доченька в дому, что оладушек в меду»; «Уж я Ванюше пирог испеку, уж я внученьке румяненький». Произведения фольклора знакомят детей с половыми семейными ролями, распределением трудовых обязанностей в семье.
В пословицах и поговорках отражены не только важность семьи, но и народные идеалы «настоящего мужчины» – главы семьи, хозяина, защитника отечества, мужественного воина: «Всякий дом хозяином держится», а также идеал «настоящей женщины» – заботливой матери, хорошей хозяйки: «Нет такого дружка, как родная матушка».
Важное место в полоролевом воспитании дошкольников принадлежит сказкам. Сказка вводит ребенка в мир социальных взаимоотношений, знакомит с образцами мужского и женского поведения, социально ценными мужскими и женскими качествами. В сказках отражены народные идеалы семейной жизни, которые помогают детям понять важность семьи в жизни человека, знакомят с семейными функциями, взаимоотношениями («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка» и др.). Волшебные сказки позволяют формировать у детей представления о качествах мужественности, женственности. Герои сказок обладают лучшими мужскими и женскими качествами. В сказках в художественных образах «доброго молодца» и «красной девицы» отражены народные представления об идеальных мужских и женских образах. «Добрый молодец» – сильный, смелый, отважный защитник родины и народа, храбрый воин, борец со злом.
В формировании представлений детей о профессиональных мужских и женских ролях важное место занимают произведения о представителях мужских и женских профессий, которые знакомят детей со спецификой мужского и женского труда, расширяют их кругозор. Дети узнают, что самую трудную и опасную работу обычно выполняют мужчины – пожарные, летчики, спасатели (С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», В. Бахревский «Вертолетчики»).
Важная роль в полоролевом воспитании принадлежит произведениям, которые дают дошкольникам представления о счастливой семье, в которой все любят друг друга, заботятся друг о друге (Н. Артюхова «Трудный вечер», С. Маршак «Счастливый день», Е. Серов «Папа дома», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Эти произведения помогают формированию у детей образа семьи, семейных идеалов
Рассматривание иллюстраций к художественным произведениям позволяет обогащать представления детей об особенностях внешнего вида мужчин и женщин, помогает понять их эмоциональное состояние.
Гендерное воспитание в игровой деятельности.
Сюжетно-ролевая игра – это и незаменимая школа полоролевой социализации. Дети, выполняя в игре роли, идентифицируют себя с мужскими или женскими образами, подражают модели их поведения.
Особо благоприятны совместные игры, в которых как мальчики, так и девочки имеют возможность проявить свои мужские и женские качества. Так, в игре «Переезд на новую квартиру» мальчики в роли папы могут выполнять типичную мужскую работу (грузить мебель на машину и перевозить на машине в новую квартиру). Девочки в роли мамы выполняют типичные женские функции (собирают детей, домашнюю утварь, одежду, наводят порядок в новом доме, украшают дом, сервируют стол и др.).
Эффективными методами обогащения представлений детей о жизни семьи являются: чтение произведений художественной литературы соответствующей тематики; просмотр анимационных фильмов, кукольных спектаклей; рассматривание иллюстративного материала (картины, иллюстрации, фотографии); обращение к личному опыту детей. Богатый материал для обогащения содержания игр семейной тематики дают произведения художественной литературы и фольклора.
Разнообразить тематику детских игр, а также игровые действия персонажей помогает рассматривание с детьми иллюстративного материала.
В игре-драматизации происходит идентификация ребенка с героем, поэтому художественную основу игр составляют произведения, в которых представлены образы героев, обладающих ярко выраженными положительными мужскими и женскими качествами.
В методику руководства игрой-драматизацией включается проведение предварительной работы : чтение детям художественного произведения (сказки, рассказа) на занятии или в свободное время; проводятся беседы по содержанию сказки, направленной на выявление отношения детей к героям сказки, выяснению мотивов поступков героев. В беседе акцентируется внимание детей на мужские и женские качества героя, мотивах его поступков. В беседу вносим элементы драматизации (воспроизведение реплик героев с нужной интонацией). Для углубления понимания образа героя используется рассматривание иллюстраций, рисование детьми понравившихся эпизодов. Большое значение в играх-драматизациях имеют атрибуты. Так, девочек очень привлекают костюмы героинь сказок, различные аксессуары – головные уборы, веера, сумочки и др. Для мальчиков привлекательно оружие героев – мечи, сабли, щиты, палицы и др. К изготовлению атрибутов привлекаю самих детей. В игре-драматизации необходимы действия особенно эмоционально привлекательные для мальчиков и девочек, позволяющие продемонстрировать качества мужественности, женственности.
Дидактические игры – это обучающие игры, созданные взрослыми в целях воспитания и обучения детей. С помощью дидактических игр решаются задачи формирования представлений детей об особенностях внешнего вида мужчин и женщин (одежда, прически, атрибуты, половозрастных особенностях, специфических видах деятельности (спорт, труд, отдых).
В полоролевом воспитании использую различные виды дидактических игр: игры с куклой; настольно-печатные игры типа «Лото», «Разрезные картинки», «Домино»; словесные игры.
Игры девочек с куклами – «пеленашкам» готовят к выполнению материнской функции. Любимые народные игрушки мальчиков-дошкольников – лошадки, солдатики – способствуют ориентировке детей в традиционных мужских видах деятельности.
Народные подвижные игры часто имеют дифференциацию по половому признаку. Игры мальчиков в казаков-разбойников, в городки требуют проявления силы, ловкости, быстроты, включаются элементы соревнования. Фольклорные народные игры, построенные на совместных действиях представителей одного пола («А мы просо сеяли», способствуют освоению детьми своей половой роли и идентификации с представителями своего пола: «мы мальчики», «мы девочки».
Одним из методов, обеспечивающим реализацию сформированных представлений о качествах мужественности, женственности, упражнение в типичном для пола поведении, является разрешение проблемных ситуаций. Например, для реализации представлений детей о семейных отношениях рекомендуются ситуации: «Помощь мальчику», «Плачет малыш», «Уговори малыша съесть кашу» и др. Так, в ситуации «Просьба о помощи» девочка должна обратиться к мальчику с какой либо просьбой. Просьба должна быть выражена в доброжелательной форме, с обращением к мальчику по имени и с выражением благодарности за выполнение просьбы. Педагогическая ценность подобных упражнений заключается в активизации полоролевых представлений детей, формировании способов взаимодействия со сверстниками противоположного пола
Реализация гендерного направления предполагает создание уголков мужского и женского труда. В уголках труда есть всё необходимое для мужского и женского труда оборудование: инструменты (молоток, пила, лобзик – для мальчиков; пяльцы, швейная машинка – для девочек, заготовки, выкройки и др.
Мальчиков углубленно знакомлю с мужскими видами труда, а девочек – с женскими. Существующее разделение труда на «мужской» и «женский» объясняю детям тем, что мужской труд требует большей физической силы, выносливости, а женский труд, как правило, физически более легкий.
Трудовые поручения, используемые в повседневной жизни, также планируются с учетом пола детей (для девочек – украшение салфеток и т. д. ; для мальчиков – починка кукольной мебели). Совместный труд мальчиков и девочек - эффективное средство полоролевого воспитания. Эффективность полоролевого воспитания возрастает, если мальчики и девочки объединены в процессе труда. Совместный труд позволяет воспитывать отношение к представителям противоположного пола как к носителям определенных «мужских» и «женских» умений и качеств. Участие детей в разных видах труда определяется интересами и желаниями самих детей. При этом важно обеспечить привлекательность трудового задания для детей разного пола.
Создание РППС с учётом гендерных особенностей :
Задача педагогики состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон («Центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Условно групповое помещение подразделяется на зоны:
- зона умеренной активности («Уголок познания», «Книжный уголок») ;
- зона средней активности («Центр конструирования», «Уголок творчества», «Уголок безопасности») ;
- зона повышенной активности («Центр двигательной активности», «Центр театра», «Центр игры», «Центр дежурства») .
Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия с учетом индивидуальных и гендерных особенностей.
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра - значимое условие формирования половой идентичности. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики - шумные, наполненные движениями. Для развития творческого замысла в игре девочкам предлагаем предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, веера, и т. д. ; мальчикам – разнообразные технические игрушки.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Ателье», и т. д. отражают разнообразные события из жизни мужчин и женщин, их взаимоотношения в семье и обществе.
При организации сюжетно-ролевых игр важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между мальчиками и девочками. В процессе игр дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом построена и театрализованная деятельность.
Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Рядом расставлены машины, которые мальчики используют в играх со строительным материалом.
Для реализации гендерного подхода в приобщении к азам трудовой деятельности взрослых оснастили необходимым оборудованием, набором игрушечных инструментов и материалами.
В «Уголке творчества» и в «Книжном уголке» созданы условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Поэтому мальчики выбирают книги и раскраски героического цикла, в которых показаны образы мужественного, отважного героя (это роботы, бэтмены, богатыри и т. д.) А девочкам ближе книги, способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Поэтому они выбирают раскраски Золушки, принцесс, феи и т. д.
Для девочек организован «Уголок рукоделия», в котором находятся швейная машинка, различные ткани, клубки ниток и тд.
В «Уголке познания» имеются различные логические, речевые, развивающие, интеллектуальные игры. Такие игры помогают расширить представления детей об окружающем мире, формировать умения, обеспечивающие самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.
Материалы и оборудование, которыми пользуются и девочки, и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, комплекты-заместители, познавательные книги, энциклопедии) располагаются в группе по договоренности.
Использования гендерного воспитания в формировании культурно-гигиенических навыков.
- Во время утренней гимнастики мы предлагаем выполнить отдельные упражнения сначала девочкам, а потом мальчикам, чтобы обратить внимание детей друг на друга. Этот прием очень стимулирует детей на качественное выполнение упражнений.
-После возвращения с прогулки в детский сад первыми проходят девочки, а мальчики ждут и пропускают их. Это стало хорошим правилом для детей группы.
- После дневного сна мальчикам предлагается расставить модули и мебель в игровом уголке. А девочки рассаживают кукол и расставляют аккуратно посуду.
-Дети помогают друг другу следить за своим внешним видом: поправляют воротнички, застегивают пуговицы (если нужна помощь, завязывают пояса на платьях и завязки на шапках.
- После дневного сна, пока воспитатель причесывает девочек, мальчикам предлагается самостоятельно взять расчески, подойти к зеркалу и красиво причесаться. Девочки отмечают, какие красивые стали наши мальчики, а мальчики обращают внимание на красивые прически у девочек.
Использование гендерного воспитания в художественно-продуктивных видах деятельности.
Различия в восприятии окружающего мира находят отражение в художественно-творческой деятельности детей, особенно в рисунках. Поэтому с детьми сделан альбом, в котором представлена подборка рисунков на темы: «Моя семья», «Мой портрет!», «Моя любимая игрушка» и д. р, что даёт возможность, и детям, и родителям, и педагогам глубже понять внутренний мир ребёнка, его сознание себя как представителя определённого пола в семье, среди других людей: взрослых и сверстников.
Организация работы с педагогами и семьями воспитанников.
Для успешной реализации поставленных задач необходимо тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по гендерному воспитанию в образовательной деятельности, открытые показы. («Семья – главный фактор в становлении гендерной идентичности ребёнка», «Дидактические игры по гендерному воспитанию»)
Работа с родителями носит информационно-практический характер. В работе с ними использую различные методы
- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
- беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка;
- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования) («А ну-ка мамочки», выставка «Кормушек» и т. д)
- привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка) : выставки детских работ, рисунки «Портрет мамы», «Добрые дела!».
- проведение опросов, экспресс-тестов, с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в нашей группе функционирует «Уголок для родителей», где помещается наглядная информация по данной проблеме.
Также были выработаны основные направления организации работы с семьей :
1. Анкетирование на выявление особенностей воспитания мальчиков и
девочек в семье.
2. Использование индивидуальных бесед и групповых консультаций
в работе с семьей. Организация педагогического просвещения родителей.
3. Организация мероприятий с родителями- вовлечение семьи в образовательный процесс: спортивное развлечение -«А ну-ка мамочки!», праздник «8 Марта!».
4. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания : выставка рисунков «Портрет мамы», выставка подделок из подручного материала, и т. д.
5. Использование различных форм сотрудничества с отцами, вовлечение их в совместную с детьми деятельность, социально-значимую, направленную на повышение их авторитета: праздник «День защитника Отечества».
6. Создание условий для реализации личностного развития ребенка определенного пола в семье и ДОУ.
Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому мы рассказывали родителям «Как воспитывать девочек и мальчиков?». Составили перспективный план по работе с родителями. Провели консультацию «Семья главный фактор в становлении гендерной идентичности ребёнка». Для родителей оформила папку-передвижку «Гендерное воспитание в детском саду. Что это и для чего?».