Линара Муратова
Опыт работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети – наше будущее»
«Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Василий Сухомлинский
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Публикация «Опыт работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание – это процесс непрерывный. Даже в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, в образовательной, досуговой деятельности мы включаем задачи по воспитанию у малышей духовно-нравственных качеств. Мы находимся в постоянном поиске наиболее понятных и интересных ребёнку форм общения, где ненавязчиво, заостряем его внимание на духовно-нравственных аспектах. В этом нам помогают: художественная литература, сказки, стихи, фольклор, доверительные беседы и конечно игры - то есть всё то, что делает детскую жизнь счастливой и интересной.
Еще В. А. Сухомлинский считал, что «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Поэтому, считаем, что работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с развития интереса к устному народному творчеству. Все мы знаем, что сказки, песенки, потешки – это самые первые и любимые произведения у детей.
В адаптационный период, чтобы установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, доверие мы используем потешки. Многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Используем такие потешки как: «Кто у нас хороший?», «Не плачь, не плачь, деточка», и т. д.
В группе раннего возраста при организации таких сложных для малышей режимных моментов, как кормление, одевание и умывание используются потешки «Водичка – водичка», «Кушай Маша кашку», «Сорока – белобока», «Расти косонька до пят», «Вот они сапожки» и др. Мы считаем, что этот прием увлекает детей, помогает им сосредоточиться на определенной деятельности.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь с злом и добром, счастьем и горем. По нашему мнению, именно она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.
Исследования психологов показали, что народные песни, оказывают на ребенка раннего возраста активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью этих жанров происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений.
Огромную роль в развитии личности ребенка, особенно в раннем возрасте играют такие жанры фольклора, как народные песни и колыбельные. Как мы успели заметить, в этих малых фольклорных формах заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.
Так же, мы считаем, что одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольная организация - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется такими условиями как любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. И чтобы достичь этого, мы создали в центре театрализованных игр все виды театра для малышей совместно с родителями/ законными представителями: «На фланелеграфе», «Кукольный театр», «Теневой театр», «Пальчиковый театр», «Настольный театр», «Театр ложек», «»Вязанный театр», по сказкам для детей раннего возраста («Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Коза с козлятами», «Репка» и др., всё необходимое для ряженья, где подбираем элементы костюмов сказочных героев: шапочки, маски, корзинки, накидки, косынки, сарафаны, кепки, косоворотки, юбки, кокошники и др. Каждый праздник или досуг, который мы проводим в группе не остается без внимания со стороны родителей/законных представителей. Они охотно берут на себя предложенные им роли и помогают в проведении театрализованных представлений совместно и для наших воспитанников.
Мы понимаем, что духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому, считаем, что оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Мы стараемся сформировать умения детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему, через поучительные и развивающие сказки. игры, потешки, песни, акции проводимые совместно с родителями/законными представителями, потому что дети – наше будущее!
Используемая литература:
1. Интегрированные циклы занятий и досугов по приобщению к народной культуре Попова Т. Д. «Мозаика-Синтез», 2015г. (Библиотека воспитателя).
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : учебно - метод. пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2014.
3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Ахтян А. Г. «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» - М., «Айрис Пресс», 2015 г.