Надежда Мошкина
Опыт работы «Занятия по петербурговедению в подготовительной группе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия по истории города достаточно сложны для восприятия детьми дошкольного возраста, потому что материал насыщен энциклопедическими данными, специфической терминологией, трудной для произношения, понимания и запоминания детьми, фамилиями известных архитекторов, скульпторов, деятелей (чаще всего иностранного происхождения, датами и цифрами. Но в то же время на занятиях, включающие в себя подобный материал, у детей развивается эрудиция, расширяется кругозор, развивается произвольная память, внимание, мышление, познавательный интерес.
Публикация «Опыт работы „Занятия по петербурговедению в подготовительной группе детского сада“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Темочки
Важно, чтобы дети не только правильно называли, произносили «трудные» слова, но и понимали их значение, а также могли пользоваться ими в своей речи. Для этого существует множество приёмов, при применении которых у детей значительно расширяется словарный запас, дети легко узнают и называют известные петербургские достопримечательности, их авторов и некоторые исторические факты, архитектурные стили.
Прежде всего - это эмоциональный окрас подачи материала. Рассказывая детям о какой-либо достопримечательности, её истории, о событиях и пр., необходимо менять тембр голоса и, подчёркивая важность изложения, делать паузы или акценты в необходимом месте. Для этого педагог должен сам проникнуться изложением, ясно знать и представлять то, о чём идёт речь и в полной мере овладеть искусством риторики. Выразительный и эмоциональный рассказ о каком – либо объекте, событии воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать желание слушать и запоминать, способствует созданию у ребёнка образных представлений, быстрому и прочному усвоению материала. При подаче материала детям можно использовать вопросы, на которые дети не знают ответа, например: «А вы знаете, какая высота шпиля Петропавловского собора?». «Нет, не знаем?» – отвечают дети. «122,5 метра!» А после небольшой паузы, которая позволяет детям осмыслить сказанное, восхищё нным тоном сказать: «Представляете? Какой высокий! Собор стал самым высоким строением нашего города!». Обычно дети реагируют: «Вот это да! Ничего себе!». Такой приём позволяет не только подчеркнуть важность сказанного, но и вызвать восхищение объектом, показать масштабность Петербургских достопримечательностей. Детям необязательно запоминать цифры, но представление о высоте Петропавловского шпиля у них отложатся надолго, особенно если на занятии рассмотреть иллюстрации или слайды, показывающие собор в сравнении с другим архитектурным объектом (можно использовать фотографию человека, реставрирующего ангела на шпиле, а после занятия они посетят Петропавловскую крепость и воочию убедятся в этом.
Или, например, когда речь идёт об архитекторе Трезини, можно сказать так: «Строительством Петропавловского собора занялся архитектор с очень необычной фамилией… (пауза, ребята с интересом ждут продолжения) Трезини (произнести по слогам). Да, Трезини… Такая чудная фамилия. Это потому что он приехал из Италии, а в Италии у всех людей очень необычные фамилии. Дети неоднократно пытаются повторить фамилию архитектора хором или по отдельности, стараясь запомнить её. Для читающих детей (а как правило дети в этом возрасте читающие) вывешиваются карточки определённой формы с цветными буквами (форма карточек и цвет букв может быть любым и для каждой фамилии разным, составляющие вместе фамилию известного архитектора. Когда дети познакомятся с несколькими фамилиями мастеров, можно давать им подсказку такого рода: «Кто автор скульптуры «Медный всадник? Если затрудняетесь, подсказку можно увидеть на жёлтых кружочках красными буквами!» В последствии, вывешивая карточки, можно чередовать их между собой.
Сложные незнакомые детям слова, фамилии необходимо выделять в своём рассказе голосом, акцентируя на них внимание детей, используя чёткую артикуляцию, повторять несколько раз хором или по отдельности. И обязательно разъяснять детям их смысл, назначение или происхождение. Так, например, в рассказе об одном из символов Санкт-Петербурга – золотом кораблике на шпиле Адмиралтейства, обращаем внимание на слово «флюгер» : «Посмотрите, что находится на шпиле Адмиралтейства!» «Да, конечно, на шпиле Адмиралтейства находится Золотой кораблик. Это не простой кораблик. Это флю-гер (слово произносится чётко, разборчиво, выделяя слоги) Попробуйте повторить и запомнить это слово. Флюгер – это такой прибор, который показывает направление ветра». Для наглядности используется модель флюгера. Дети с удовольствием на него дуют, изображая ветер.
Новое слово опускаем в «копилку Новых слов» (рек. Г. Т. Алифановой «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет, откуда периодически достаём слова и повторяем их.
Очень хорошо способствует запоминанию и закреплению в словаре детей новых слов словесные и дидактические игры. Например, игра «Полслова» : Ребята становятся полукругом, а педагог по очереди бросает им мяч, называя при этом часть слова, вторую часть называет ребёнок, возвращая педагогу мяч ( Например: БАСТИ-ОН, ДЕЛЬ-ТА, ФЛЮ-ГЕР, ОСТ-РОВ, КРЕ-ПОСТЬ и т. д. Таких слов с каждым занятием становится всё больше. Аналогично можно поиграть в «Половинку фразы», когда педагог называет первую часть фразы, а ребёнок, получивший мяч, продолжает её ЛЕТНИЙ (САД, ЗИМНИЙ (ДВОРЕЦ, МЕДНЫЙ (ВСАДНИК) и пр. Для усложнения этих упражнений назначается ведущим один из детей или мяч передаётся по кругу и каждый, получивший мяч, заканчивает слово и придумывает следующее своё.
Очень полезно использовать разнообразные ребусы и кроссворды, математические задачки Петербургского содержания, которые дают возможность развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи, тренируют внимание, память.
Использование мнемотаблиц путём образования дополнительных ассоциаций, алгоритмизации деятельности и образных компонентов значительно облегчают запоминание детьми стихотворений Петербургской тематики, облегчает восприятие сложного материала.
Игровые ситуации, элементы «деловой игры», используемые на занятиях по Петербурговедению помогают закрепить материал, понять и осмыслить получаемую на занятии информацию. Например: занятие – прогулка по Летнему саду с участием героя Гусарика (см. конспект занятия) : выполняя различные задания в ходе «прогулки» дети тем самым помогают Гусарику, вспоминая то, что они знают о Летнем саде и рассказывая об этом. А знакомясь с архитектурным ансамблем стрелки Васильевского острова, можно проиграть с детьми ситуацию «На таможне» (по рек. Г. Т. Алифановой, в процессе которой дети начинают понимать для чего нужны биржа, таможня, склады-пакгаузы. Дети с удовольствием путешествуют вместе с бумажным корабликом (на магните) по реке Неве, знакомясь с достопримечательностями, расположенными вдоль берегов. Такие игры снижают утомляемость детей, повышают эмоциональную заинтересованность.
Для восприятия и усвоения исторических фактов на специальных занятиях необходимо широко использовать наглядность. Это может быть, как наборы иллюстраций, картин, так и образный ряд, созданный с помощью мультимедийной презентации (если позволяют возможности ДОУ). Мультимедиа позволяет сделать занятие не только современным, но и очень привлекательным для детей. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребёнком и решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и игру, позволяют моделировать различные ситуации и среду, активизируют познавательную деятельность и усиливают усвоение материала.
Знания, полученные на занятиях по Петербурговедению необходимо подкреплять реальными прогулками и экскурсиями по городу, которые дети могут совершать со своими родителями в выходные дни. В родительском уголке помещается специальная папка, в которую после каждого занятия выкладывается информация о том, чем занимались дети на занятии; вопросы, которые каждый родитель может задать своему ребёнку по теме и предполагаемые ответы на них, разъяснения и рекомендации по проведению прогулки (куда пойти, что посмотреть, на что обратить внимание, а также практические задания ( например: нарисовать то, что видели). Опыт показывает, что многие родители зачастую сами с большим интересом изучают содержимое папки, вновь открывая для себя свой город, у них возникает желание посмотреть, посетить Питерские достопримечательности, начинают интересоваться историей города, становятся интересными собеседниками своему ребёнку.
Очень полезно включать в свою работу – проведение праздников Петербургской тематики, музыкально-литературные композиции, КВНы, интеллектуальные игры типа «Что? Где? Когда?», мини викторины (особенно любимы детьми, что поднимает эмоциональный настрой детей, даёт возможность гордиться тем, что они знают о Петербурге и стремиться к новым знаниям, воспитывает глубокий интерес к родному городу.
Имеет смысл творчески использовать имеющиеся в настоящее время программы по ознакомлению детей с Петербургом. Каждый педагог может сам выбрать наиболее подходящие и эффективные (с его точки зрения) приёмы и методы передачи знаний детям о городе, главное не стоять на месте, искать, фантазировать и экспериментировать.