Лепшокова Земфира Хасановна
Возрастные особенности ребенка 4–5 лет и способы его развития
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности ребенка 4–5 лет. Сейчас у ребенка действительно наступает самый благоприятный период для усвоения самой разнообразной информации. Этому способствует уровень развития, которого дошкольник достиг в физическом и интеллектуальном плане.
Публикация «Возрастные особенности ребенка 4–5 лет и способы его развития» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
К этому возрасту мышлению ребенка становится доступна образность, развивается воображение. Он понимает, на что похож предмет, может вычленить предметы по цвету, размеру, высоте, длине, ширине.
Начинает развитие произвольная память : малыш помнит данные ему поручения, способен выучить стихотворение. Складывается словесная и образная память.
Повышается концентрация внимания. Сейчас дошкольник в состоянии удерживать его на одном действии до 20 минут.
Двигательные навыки тоже совершенствуются. Улучшаются крупная и мелкая моторика, координация, равновесие.
В творчестве ребенку доступны детализация в рисунках, вырезание, склеивание, конструирование по образцу и собственному замыслу.
Речь ребенка также становится более богатой. Улучшается произношение большинства звуков и дикция. Дети имитируют разные звуки, появляется интонация. Малыши проявляют живой интерес к рифме. Ведущий мотив общения у дошкольников этого возраста – познавательный : «почему?». Они стремятся к новым знаниям, которые должны дать взрослые.
Основной формой развития остается игра. Теперь она становится сюжетно-ролевой. Поэтому чтобы развивающие занятия были интересными и полезными, их следует строить именно на основе игр.
Учитывая эти особенности, можно сделать вывод, что занятия с детьми на этом этапе должны иметь вид целостной системы.
Чтобы правильно составить план занятий с ребенком 5-го года жизни дома, учитывайте следующие нюансы.
В детском саду у малыша уже присутствуют ежедневные занятия по разным направлениям, включая физическое. Поэтому важно уточнить программу этих занятий, чтобы дома дополнять ее, а не дублировать и не противоречить ей.
Заниматься дома получится только на выходных или вечером. Учитывая это, не оставляйте на поздний вечер активную деятельность и слишком подвижные веселые игры.
После детского сада у вас останется мало времени, поэтому планируйте в день не более 2 занятий.
Если ребенок не посещает детсад, программу его занятий вам придется разрабатывать самостоятельно исходя из его навыков, умений, интересов.
Развивающие игровые задания для детей 4 – 5 лет должны включать все стороны их деятельности (логику, внимание, мышление, память, речь, движение). Распределять занятия нужно равномерно в течение недели.
Развиваем речь
Если у ребенка существуют проблемы с произношением, речевые занятия должны включать артикуляционные упражнения для каждого сложного звука. Возможно, понадобится помощь профессионального логопеда.
В общем случае хорошими «развивашками в речевом плане для дошкольника в это время будут:
стишки, песенки, выученные наизусть;
обсуждение сюжетных картинок или прочитанных произведений;
разгадывание загадок;
прослушивание аудиосказок;
обсуждение всего, что произошло с ребенком за день;
знакомство со звуками и буквами;
определение первой буквы в слове, разделение слова на слоги.
Речевые навыки можно развивать с помощью несложных игровых упражнений. Можно спрашивать у ребенка :
«Что бывает … ?» (длинным, красным, горячим, острым и т. д.);
«Что будет, если… ?» (мяч упадет в воду, на небе появится черная туча, я съем снег);
«Что можно делать … ?» (с яблоком, книгой, мячиком, печеньем, ножницами);
«Что где?» (какие предметы есть в спальне, прихожей, на кухне; в какой комнате находится телевизор, кровать, сковородка, вешалка);
«Кто это?» ( например: ушастый, серый, трусишка – кто это).
Игры на развитие логического мышления
В этом возрасте ребенок уже должен уметь обобщать и дифференцировать предметы по определенному признаку, работать по образцу, строить простые рассуждения для решения каких-либо задач.
Для того чтобы стимулировать дошкольника к логическим размышлениям, можно предлагать ему разнообразные игры. Это могут быть как магазинные развивашки (сортеры, пазлы, конструкторы, детское лото, так и вполне бытовые.
Например, ребенку придется задействовать свои логические навыки в следующих заданиях.
Ему предлагают обобщить предметы по какому-то признаку (назвать все круглое в комнате, все желтое, все мягкое).
Определить, чем похожи, а чем отличаются две картинки или игрушки.
Выбрать из множества предметов одинаковые (мячи, зайчиков, кубики и т. д.).
Собирать постройку из конструктора по образцу.
Найти лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он лишний.
Найти парные предметы (как настоящие, так и на карточках или картинках). Ребенку придется определить признак, по которому нужно искать пару (к тарелке – ложку, к шапке – шарф, к курице – яйцо).
Найти выход из нарисованного лабиринта (они часто встречаются в детских развивающих пособиях или журналах). Вариации таких «путаниц» могут быть разными: помочь кошке поймать мышку, встретиться собаке со щенком, найти ключ для Буратино и т. д.
Память – не только зрительная