Папки-передвижки

Консультация «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста»

Галина Васильева
Консультация «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить педагогов с возрастными особенностями развития детей дошкольного возраста.

Ход проведения.

Возрастная периодизация

Возраст – определённая, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида, единица развития человека

Публикация «Консультация „Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Показатели возрастного развития

Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Новообразования Кризис

Своеобразное, специфическая для данного возраста, исключительное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью Вид деятельности, который обуславливает важнейшие изменения в психических свойствах личности, возникновение новообразований Новый тип строения личности и её деятельности, психики, изменения возникающие в данном времени и определяющие преобразования в сознании ребёнка Переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого

Возрастной кризис - это нормальное состояние для каждого растущего человека

Кризис возникает на стыке двух возрастов и свидетельствует о завершении одного этапа развития и начале следующего

В такие периоды появляются новые потребности, меняется поведение ребенка.

Рассмотрим основные этапы возрастной периодизации (Приложение).

1. Период новорождённости

2. Период младенчества

3. Ранний возраст

4. Младший дошкольный возраст

5. Средний дошкольный возраст

6. Старший дошкольный возраст

Период новорождённости

Комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая к взрослому.

Комплекс оживления включает 4 компонента

• Вокализацию

• Двигательное оживление

• Улыбку

• Замирание и зрительное сосредоточение

Симптомы кризиса: период максимальной беспомощности, зависимости от взрослого.

Период младенчества

Развитие общения на первом году жизни

• Первое полугодие жизни – период эмоционального общения с матерью.

• Содержанием такого общения является выражение абсолютно бескорыстного положительного отношения к другому.

• Второе полугодие жизни – период ситуативно-делового общения со взрослым.

Основными средствами общения помимо экспрессивно-мимических становятся предметные действия и локомоции: позы, жесты, используемые для целей общения.

Развитие речи на первом году жизни

• Вскрики (громкие и эмоционально насыщенные звуки)

• Гуканье (короткие согласные звуки типа «кхх», «хм» или «агу».

• Гуление (протяжные звуки, напоминающие пение, например, «ааа», «гулиии»)

• Лепет (появление чётких и ясных звуков, похожие на осмысленную человеческую речь: «ба-та-та», «ма-ма-да-да».

• Первые слова

Явления, характеризующие кризис одного года

• Появление прямохождения

• Появление автономной речи

• Проявление аффекта и воли

Ранний возраст

Зарождение новых видов деятельности

Игра

Ранняя форма игры – предметная

Игра – представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование функций предмета в реальном практическом действии.

Предметная игра постепенно перерастает в сюжетно-отражательную, когда ребёнок воспроизводит в своих действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни.

В конце второго - начале третьего года жизни в поведении ребёнка можно наблюдать феномен «роль в действии». Роль в раннем детстве возникает из фактически производимых ребёнком в игре действий имитационного характера

Рисование

Рисование – это знаковая символическая деятельность, поскольку любое, даже самое несовершенное изображение представляет собой знак предмета.

Стадии рисования:

1. Каракули

2. Узнавание предмета в случайном сочетании линий

3. Изображение по замыслу, по словесно сформулированному намерению (изобразительная деятельность).

Развитие речи в раннем детстве

(речь начинает выступать в роли основного средства познания)

Этапы развития речи

Этап автономной детской речи. Феномен автономной речи впервые описал Ч. Дарвин. Эта речь отличается по звучанию и значению. Она не совпадает с речью взрослых.

Появление первых активных слов (примерно во второй половине второго года жизни ребёнок начинает говорить.) «Речепорождающая»

ситуация взаимодействия должна представлять предметное сотрудничество взрослого с ребёнком. Смысловым центром взаимодействия на первом этапе является предмет, на втором - взрослый, а на третьем – слово.

Усвоение грамматического строя речи

(расширяется круг общения, повышается речевая активность, возрастает интерес к детской речи) В усвоении грамматического строя русского языка в раннем детстве выделяют два периода: первый период – от 1 года 3 месяцев до 2 лет. Это время предложений, состоящих из слов, которые употребляются в неизменном виде.

Второй период – от 1 года 10 месяцев до 3 лет. В этот период происходит интенсивное усвоение грамматической структуры предложения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения

Кризис трёх лет

Симптом кризиса Характеристика симптома

Негативизм Проявления в поведении ребёнка, когда он не хочет что-нибудь делать только потому, что это предложили взрослые, т. е. это реакция не на содержание действия, а на предложение взрослых.

Упрямство Реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему сильно этого хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребёнок связан со своим первоначальным решением.

Строптивость Безличная поведенческая реакция направлена против норм воспитания, установленных для ребёнка, против образа жизни; выражается в своеобразном детском недовольстве; направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

Своеволие Тенденция ребёнка к самостоятельности, ребёнок хочет всё делать сам независимо от своих возможностей, умений, навыков.

Протест-бунт Наличие в поведении ребёнка отдельных проявлений протестующего характера. Всё поведение ребёнка приобретает черты протеста, как будто ребёнок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

Обесценивание Резкое изменение отношения ребёнка к игрушкам, к близким взрослым, обесценивание их личности

Деспотизм Стремление к деспотическому подавлению окружающих. Требование постоянного внимания к себе, ревность или агрессивность к младшему ребёнку и др.

Рекомендации для развития детей раннего возраста

Стимулировать высказывания ребенка

Развитие мелкой моторики рук для активизации речи (пальчиковые игры, рисование, лепка, игры с крупой и т. д.)

Соблюдение четкого режима дня

Использование самообучающих игрушек (матрешки, вкладыши, пирамидки)

Знакомить в играх с цветовым спектром, эталонами форм (основные геометрические фигуры)

Младший дошкольный возраст

Средний возраст

В возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укоренятся и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Рекомендации для развития детей 5-6 лет

С уважением относится к его фантазиям

Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению

Не стоить ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать

Обеспечить возможность общения со сверстниками

Снижать контроль и опеку

Охотнее отвечает на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность.

Рекомендации для развития детей 6-7 лет

Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно

Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи

Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели

Будьте последовательны в своих требованиях

Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. привычек и способов общения

Кризис 7 лет

• Связан с поступлением ребенка в школу

• Умение выдерживать школьные нагрузки, новую систему требований, отношений.

• Ведущей деятельностью становится учеба

• Раздражительность.

• Страхи, повышенная тревожность

Советы по преодолению кризиса 7 лет

Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, заучивание стихов, лепка, рисование, графические диктанты)

Поощрять общение со сверстниками

Не надо перегружать дополнительными занятиями

Больше хвалить за готовый результат

Учить конструктивно относится к ошибкам и неудачам

Учим ребенка самостоятельно выполнять задания

Публикации по теме:

Консультация для родителей подготовительной к школе группе «Возрастные особенности развития детей 6–7 лет» ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ Социально –эмоциональное развитие: Ребёнок 6-7 лет стремится познать себя и другого человека.

Консультация «Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста 2–7 лет» Консультация. Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста (2-7 лет). 2-3 года: В этом возрасте ребенку важно:.

Протокол родительского собрания по теме «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Протокол № 1 родительского собрания в старшей группе Тема: «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Организация.

Родительский клуб в старшей группе «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: Познакомить родителей с возрастными особенностями развития детей 5-6 лет. Задачи: 1. Формирование у родителей практических умений.

Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Конспект родительского собрания в группе «Солнышко» (дети 5-7 лет). Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Консультация «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Возрастные особенности – это качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены.

Консультация «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка в период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое.

Возрастные особенности развития детей младенческого и раннего возраста (тест) Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится.

Возрастные особенности развития математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста Этапы исторического развития числа. 1 этап. Сравнение групп предметов по количеству с помощью установления взаимнооднозначного соответствия.

Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста Основное начало развития мышления у детей дошкольного возраста относят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 мая 2019 в 09:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД