Татьяна Нохрина
Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников. Возрастные особенности голоса и слуха ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему: «Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников. Возрастные особенности голоса и слуха ребенка. Охрана детского голоса.
Значение пения.
Публикация «Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников, Возрастные особенности голоса и слуха ребенка» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Вокал. Обучение детей пению
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Пение занимает ведущее место в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос. И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько.
Во-первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому ребенку.
Во-вторых, голос – это инструмент общения, можно сказать, что голос – это «озвученная душа».
И, наконец, голос может стать музыкальным инструментом.
Пение, музыкальное интонирование – явление очень не простое, и зависит оно от нескольких факторов.
Во-первых, это наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребенку от родителей (у большинства детей наследственные способности очень скромны или их нет).
Во-вторых, это окружающая музыкально-певческая среда. Музыкальное окружение, когда в семье кто-нибудь играет или поет, является особенно благоприятным условием развития музыкального слуха и укрепления музыкальной памяти.
Возрастные особенности голоса и слуха ребенка.
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения.
Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.
Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации.
Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодию: петь простые, короткие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах. Примером всегда служит выразительное, правильное пение воспитателя или музыкального руководителя и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо-высотный слух.
В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.
Охрана детского голоса.
Детский голос сильно отличается от голоса взрослого :
- гортань расположена выше, чем у взрослых;
- объем легких небольшой, поэтому грудное резонирование обычно отсутствует;
- голосовая мышца еще не сформирована и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок и формируется только к 7 годам;
- нет дифференциации между работой мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования, поэтому дошкольники при пении чаще всего дышат, поднимая плечи. От этого их нужно постепенно отучать именно в дошкольном возрасте, работая над навыками более глубокого и равномерного дыхания.
Детский голос характеризуется легкостью, нежностью, небольшой силой звучания. Поэтому громкое пение вредит ему, а также крик, шепот, пение в холодную погоду.
С целью охраны детского голоса следует :
- учитывать певческий диапазон ребенка при подборе репертуара и использовать только доступные для исполнения песни.
- с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона, так как, в процессе пения, с приближением к ним, ухудшается дикция. Это связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте.
- беречь голос ребенка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громче, не повторять бесцельно песню).
Обучение ребенка пению должно вестись планомерно, постоянно, со строгой постепенностью, начиная с самых элементарных приемов усвоения того или иного навыка. Если мышцы длительно подвергать правильной голосовой тренировке, то движения становятся автоматическими, т. е. устойчивыми навыками, формирующими правильное звукообразование.
Одним из средств охраны детского голоса и развития его диапазона является распевание.
При проведении упражнений необходимо учитывать следующие дидактические правила:
- всегда ставить перед детьми конкретную учебную задачу – объяснить, что они должны сделать (например, сделать короткий вдох, «понюхать цветочек», спеть попевку на определенный звук, и т. д.)
- показать способ выполнения действия, словесно пояснить, т. е. использовать принцип «Делай как я» (послушайте, как надо спеть, и обратите внимание, как четко я произношу окончание слов).
- неоднократно повторять упражнение, для усвоения умений, с изменением задач.
- контролировать выполнение упражнений.
- включать вокально-хоровые упражнение в каждое занятие.
Начинать распевание следует в удобном среднем диапазоне, постепенно расширяя вверх и вниз.
Обучение пению – сложный и длительный процесс, требующий терпения и умения. Воспитатель и музыкальный руководитель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко.
Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье. Поэтому педагогам следует проводить соответствующую работу с родителями, знакомя их с детскими песнями, объясняя вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улицу в сырую холодную погоду. Нужно предупреждать родителей, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.
Также не следует поощрять пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома и по радио. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребенка, а особенно громкое их исполнение наносит вред слабым голосовым связкам малыша.
Упражнения по постановке детского голоса на музыкальных занятиях.
Занятие пением должно начинаться с упражнений, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Ребенку необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшему звукоизвлечению.
Первые упражнения – распевки носят разминочный характер. В этих упражнениях дети разминаются на «серединке» своего певческого диапазона, чтобы не травмировать свой голосовой аппарат.
Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие певческой дикции.
Третья часть упражнений на музыкальном занятии направлена на освоение различных технических приемов: отрывистое голосоведение, протяжное пение.
Разминочные упражнения
В разминку входят такие вокальные упражнения:
1) Упражнения для развития певческого дыхания;
2) Упражнения для развития подвижности языка, губ;
3) Гимнастика для мышц шеи, гортани, нижней челюсти;
4) Упражнения для развития мимики.
Вокальные упражнения этой части направлены на разогрев голосового аппарата, озвучивание резонаторов, работу над качеством фонационного выдоха, над верной атакой и фокусировкой звука.
Для данных целей наиболее подходят упражнения В. Емельянова.
а) Упражнение направленное на естественную фонацию (с 3-х лет)
«Медведь» поём с открытым ртом и расслабленным языком. На 2-3 звука в примарной зоне на звуке «а».
б) Упражнение на озвучивание грудных резонаторов (с 5-ти лет)
«Лошадка». Резонирование губами на звук «тпры» на 2-3 звука в примарной зоне
Упражнения на расширение диапазона и дикцию
В этой части упражнений необходимо уделять большое внимание формированию звука, певческому дыханию и атаке звука. Так же в этой части отрабатываются дикционные трудности, четкость и краткость произнесения согласных звуков.
Например, Упражнения на развитие дыхания, дикции, артикуляции. (с 5-ти лет)
Данное упражнение следует выполнять, используя различные слоги: ди, зи, ви…. Поём по гамме стаккато, затем легато.
Исполняется упражнение, уделяя особое внимание проблеме верного формирования гласных, четкой артикуляции и активному произношению слога на стаккато.
Упражнения на музыкальных занятиях в детском саду должны даваться в игровой форме. Они не только могут способствовать развитию вокальных навыков, устранению вокальных трудностей, но и развивают у детей умение обдуманно пользоваться своим голосом.