татьяна сигитова
Возрастные особенности развития математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы исторического развития числа.
1 этап. Сравнение групп предметов по количеству с помощью установления взаимнооднозначного соответствия между элементами множеств (1 шкура - 1 горшок).
2 этап. Использование множеств-посредников для сравнения по количеству (зарубки на палке о количестве в прошлом году).
3 этап. Использование универсальных множеств для обозначения кол-ва (1 луна; 5 пальцев на руке).
4 этап. Возникновение числительных и нумерации, абстрагирование числа от конкретного множества.
Публикация «Возрастные особенности развития математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
5 этап. Становление теорий числа: количественной и порядковой.
Развитие у детей деятельности счета
Счет – математическое понятие, это операция, имеющая целью установить, сколько элементов содержит данное конечное множество.
Развитие у детей деятельности счета
Счет – математическое понятие, это операция, имеющая целью установить, сколько элементов содержит данное конечное множество
1,5-2 года. Дети сопровождают свои операции с множеством такими словами как «вот», «еще» или числительными в любом порядке. Каждое повторение ребенок соотносит с одним предметом и одним движением, тем самым он устанавливает взаимнооднозначное соответствие между количеством предметов и количеством слов, движений.
Счет вне движения невозможен. И чем в меньшей степени развита у детей деятельность счета, тем большую роль в ней играет движение!
Овладевая счетом с помощью слов-числительных, он громко произносит их, показывая на предметы и действенно соотнося каждое из них с одним из элементов множества.
Неслучайно и то, что почти во всех языках первые слова-числительные состоят из односложных слов.
Счет вне движения невозможен. И чем в меньшей степени развита у детей деятельность счета, тем большую роль в ней играет движение!
Овладевая счетом с помощью слов-числительных, он громко произносит их, показывая на предметы и действенно соотнося каждое из них с одним из элементов множества.
Неслучайно и то, что почти во всех языках первые слова-числительные состоят из односложных слов.
Детская считалочка
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять, Выплыл ясный круглый месяц, А за месяцем луна, Мальчик девочке слуга. Ты, слуга, подай карету, А я сяду да поеду. Ты, слуга, подай метлу, Я в карете подмету.
2-4 года. Появляется интерес к сравнению групп множеств путем установления взаимнооднозначного соответствия. Последовательное называние числительных еще не означает овладение процессом счета, т. к. ребенок не понимает итога счета, т. е. не умеет отвечать на вопрос «сколько?»
Счет еще не служит средством определения количества. Чаще всего названное числительное служит сигналом к остановке называния числительных.
Развитие понятия числа
3-4 года. Дети используют слова-числительные, но не понимают, что такое число. На этом этапе дети способны лишь сравнивать различные множества путем установления взаимнооднозначного соответствия.
4-5 лет. Дети начинают употреблять числительные в определенном порядке и отличать итог счета от процесса счета. Начинают понимать, что равночисленные множества всегда именуются одним числом.
5-6 лет. Усваивают последовательность называния числительных, понимают, что число является показателем количества, осознают отношения между числами, т. е. осваивают обратный счет.
6-7 лет. Овладевают счетом группами, т. е. понимают, что единицей счета может быть не только отдельный предмет, а целая группа.
7-8 лет. Овладевают счетом десятками и новой деятельностью – вычислением. Счет связан с конкретным множеством, с определением количества в определенном множестве, а вычисление – абстрактная операция, здесь участвую только числа (без называния предмета).
Литература:
Я. А. Коменский «Материнская школа» и И. Г. Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей» (о развитии математических представлений).
2. Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский о первоначальном обучении счету.
3. Ф. Фребель о математическом развитии детей дошкольного возраста.
4. М. Монтессори. Обучение нумерации и введение в арифметику.
.5. А. Леушина. Математические знания и их роль в умственном развитии.
6. Л. С. Метлина Речь воспитателя и детей на занятиях по математике.
7. З. Михайлова, Р. Непомнящая. Методы формирования элементарных математических представлений