Анастасия
Возрастные особенности развития УУД у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
УУД-универсальные учебные действия, то, чему стараются научить ваших ребятишек педагоги, наряду с чтением, письмом, счетом. Эти самые УУД являются стержнем, основой, центром нового образовательного стандарта, в соответствии с которым и ведется обучение детей в младших классах.
Публикация «Возрастные особенности развития УУД у младших школьников» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
УУД это действия, которые должен выполнять ученик во время изучения чего-либо. Почему же они универсальные? Потому, что эти действия применимы к любому школьному предмету и к любой жизненной ситуации.
Наши действия всегда на что-нибудь да направлены, то есть, мы делаем что-то, чтобы достичь чего-то. (если мы хотим получить кастрюлю борща, то чистим и режем овощи, варим бульон и т. д. если с утра хотим иметь чистенькие сапожки, то вечером очищаем обувь от грязи.)
А на что же, согласно ФГОС, направлены универсальные учебные действия?
Для того, чтобы определить направленность, нужно для начала разобраться с их структурой.
Структура УУД
Все УУД можно разделить на четыре группы:
• Регулятивные.
• Личностные.
• Коммуникативные.
• Познавательные.
Регулятивные УУД:
- те, которые формируются в результате учебной деятельности-целеполагание и планирование.
Каждый из нас когда-то да готовился к экзаменам и конечно же нам всем хотелось иметь только высшую оценку. Что же нам для этого нужно? Правильно, поставить цель– пятерка на экзамене.
Оцениваем ситуацию: просмотрев вопросы, понимает, что плохо знаем и помним большинство тем предмета.
Прогнозирование: Если не будем повторять и учить темы, то пятерки ему не видать, если будем учить, то и пятерка будет.
Планирование: Каждый день будем повторять по три темы.
Коррекция: Понимаем, что до экзамена остается 10 дней, а повторить надо 40, соответственно если учить по три темы в день, то цель не будет достигнута, корректируем план и начинаем изучать по 4 темы в день.
Успеваем всё повторить и цель достигнута!
Согласитесь, такой подход к решению проблем мы применяем каждый день обычной жизни. Так что и нашим дорогим маленьким школьникам не помешает эти УУД сформировать.
Как же это происходит на уроке.
В начале каждого урока цель задаёт учитель при этом цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Когда дети научатся читать, они могут прочитать цель урока, написанную на доске и объяснить её своими словами. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?»
Какими же приё мами можно достичь принятия цели:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;
– постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Для создания проблемной ситуации я чаще всего использую технологию проблемного диалога (по Е. Л. Мельниковой, которая базируется на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
Формирование планирования происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий; со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку). Постепенно ученики научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.
План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой.
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приё мы:
-обсуждение готового плана решения учебной задачи;
-работа с деформированным планом решения учебной задачи;
- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
- составление своего плана решения учебной задачи.
Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника - знаково-символические действия.
План урока или его этапа всегда находится в рабочем состоянии, необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.
Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения.
В этом случае можно использовать работу в парах двумя способами :
1-ый способ оценивания : сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ оценивания : ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.
Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком в кружочке.
Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.
Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке?
Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка.
Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему.
После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика.
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.
Показатели успешности формирования регулятивных УУД будет ориентация школьника на выполнение действий выраженных в категориях:
• знаю/могу
• хочу
• делаю
Хочется дать несколько рекомендаций по развитию регулятивных универсальных учебных действий:
1. Научить ребенка:
а) контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;
б) выполнять свои действия по заданному образцу, по инструкции и правилу;
в) исправлять ошибки.
2. Помочь ребенку научиться адекватно оценивать выполненную работу.
Личностные УУД (способности)
Школьник учится :
• понимать себя самого;
• понимать людей;
• видеть, что близкому человеку нужна помощь и поддержка;
• сострадать;
• определять негативное влияние и противостоять ему.
Также личностные УУД затрагивают патриотическую составляющую. Детей учат осознавать, что они — есть часть единой страны, единого народа.
Как же этому учат? Ну во-первых, через вечные и добрые произведения поэтов и писателей на уроках литературного чтения. А так же на уроках музыки, изобразительного искусства, технологии и др.
Ну а узнать и понять лучше самого себя школьнику помогает портфолио- личный документ ученика, в котором отражаются его успехи, достижения, взгляды на мир, цели, ценности и др.
Познавательные УУД
- направлены на получение новых знаний.
- основаны на врожденной любознательности любого ребенка.
В начальной школе эту любознательность и тягу к знаниям необходимо развивать, а не душить банальным зазубриванием материала (развитие любознательности является неотъемлемой частью психологической подготовки ребенка к школе).
В школах перешли от объяснительного метода обучения (делюсь всеми знаниями, какими обладаю сам) к действенному (не преподносить знания в готовом виде) то есть для того, чтобы что-то узнать, школьникам приходится потрудиться, то есть совершить определенные действия.
Например, такие как:
• выдвижение гипотезы;
• поиск информации;
• анализ информации;
• обоснование результата;
• предоставление доказательств.
Именно поэтому в современной школе дети так много занимаются проектной и научно-исследовательской деятельностью, чтобы научиться познавательным универсальным действиям. Это потом и в средних классах, и в старших, и ВУЗе пригодится. Так что не стоит расстраиваться по поводу того, что на дом все время проекты задают делать.
Коммуникативные УУД
- это действия, связанные с общением.
Поскольку мы живём не на Необитаемом острове и общаться нам предстоит всюду и со всеми, необходимо научится:
• ведению диалога;
• высказыванию своей точки зрения;
• защите своей точки зрения;
• выслушиванию чужого мнения;
• разрешению конфликтов.
Научиться этому можно только на практике. То есть находясь в даже в маленьком коллективе-классе, ребенок уже учится взаимодействовать с людьми так как частенько работу над заданиями дети выполняют в парах или даже в группах. Тут, хочешь не хочешь, а придется и свое мнение высказывать, и чужое выслушивать, и договариваться. Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Девизом групповой работы можно назвать следующие слова: «Много знать –престижно, помогать товарищу – нормально, жить без творчества и активности –скучно».
Вот такие они, универсальные учебные действия. Которые не только в школе, но и во взрослой жизни пригодятся. И многим взрослым следовало бы им научиться.