Ирина Валентиновна Самсонова
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – это возраст активного познания окружающего мира.
База, заложенная в этом периоде, во многом определяет успешность дальнейшего развития ребенка.
Основным источником интеллектуального развития ребенка является предметная деятельность. Он учится держать ложку, чашку, карандаш, укачивать куклу, возить машину и пр. Обстановка вокруг малыша должна позволять ему свободно заниматься различными видами деятельности: играть, двигаться, рисовать мелом и красками, лепить и конструировать, рассматривать книги.
Публикация «Консультация для родителей „Возрастные особенности детей раннего возраста“» размещена в разделах
Речь. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь (количество понимаемых слов) и активный – появляются первые фразы, вопросы.
Для развития речи и памяти следует использовать народные песенки и потешки. Дети с удовольствием слушают и повторяют потешки, относящиеся к гигиеническим процедурам, процессу одевания, к его деятельности в данный момент.
Обучайте малыша звукоподражанию (му-у-у, мяу, кап-кап и пр., поощряйте его договаривать рифмующиеся слова в знакомых стихотворных строках, постепенно разучивайте с ними небольшие стихотворения. Рекомендуется использовать стихи А. Барто.
Развитию речи ребенка помогает чтение перед сном. Чтение и рассказывание сказок обогащает словарный запас, учит детей слушать, задавать вопросы, создает эмоциональный контакт взрослого и малыша.
Восприятие. Доминирующей психической функцией в раннем возрасте является восприятие. Ребенку необходима наглядная ситуация. В данный возрастной период необходимо развивать восприятие цвета (4 основных, черный и белый, формы (шар, куб, кирпичик, соотносить геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат, величины (большой и маленький).
Мышление. Ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует игрушками. Но уже к трем годам наделяет используемые предметы игровым смыслом (кубик превращает в мыло или пирожное).
Память основана на узнавании. Малыш повторяет ранее увиденное. Услышанное. Раннее детство забывается.
Эмоциональное развитие. Ребенок эмоционально реагирует на то, что непосредственно воспринимает в данный момент. Для детей от 1 года до 3 лет характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями - не получил игрушки – плач, увидел заводную игрушку - радость. Также причиной негативных эмоциональных проявлений может быть отсутствие внимания к ребенку со стороны близких людей, ревность к сестре или брату, реакция на неудачу. Реакция взрослых на подобные вспышки должна быть спокойной. Учитывая легкую отвлекаемость в этом возрасте, достаточно переключить его внимание на другой предмет или действие.
Самосознание. Начинает развиваться самосознание. В 2 года узнает себя в зеркале, называет по имени (в 3-м лице). К 3-м годам появляется местоимение «Я» («Я хороший»).