Виктория Фещенко
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей младшего возраста, адаптация их к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
План проведения.
1. Вступительное слово воспитателя (сообщение темы и цели собрания).
2. Выступление педагога-психолога «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ».
3. Выступление воспитателя «Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста»
Публикация «Консультация для родителей „Возрастные особенности детей младшего возраста, адаптация их к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Консультации для родителей
- Темочки
4. Рекомендации при общении с 3-х летним ребенком
5. Раздача буклетов «Кризис 3-х лет»
6. Подведение итогов собрания.
7. Выставка литературы
Содержание
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Выступление педагога-психолога
Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть!
Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка – он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода.
У ребенка все взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и психическое развитие. Необходимое развитие малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него – игра. И родителям надо помнить, что добиваться желаемого можно через предложение: «Давай поиграем!» Мы же здесь постоянно играем с детьми, потому что именно в игре они знакомятся с окружающим миром, изобразительной деятельностью, конструированием, художественной литературой.
Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребенок привыкнет? Понравится ли ему?. .
Обычно период адаптации детей к условиям ДОУ не превышает двух месяцев. Но для того, чтобы он прошел без лишних потрясений, мы все должны постараться максимально избавить новичков от травмирующих их факторов.
Что же для этого нужно?
1. Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошел в садик».
2. В уголке для родителей в каждой группе висит листок режима дня ребенка. Это еще один важный пункт привыкания. Чтобы адаптация проходила благополучно, уже сейчас нужно приучать малыша к режиму дня, сходному в большей степени с режимом ДОУ: завтрак 8-9 утра; обед 12-13 часов; сон с 13 до 15 часов; полдник в 16 часов, укладывание на ночь не позднее 21-22 часов. И стараться максимально придерживаться этого режима.
Но вот ребенок заплакал, и у родителей возникает вопрос : «Как быть?» Да ведь это очень хорошо, что малыш плачет, большую тревогу вызывают тихие, «Равнодушные» дети, ведь они все переживания держат в себе. Ребенок плачет – и успокаивается эмоционально, он дает «сигнал» обратить на него внимание. Со всей ответственностью можно сказать, что плачущие поначалу дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.
В процессе нашего (сотрудников детского сада) с вами общения будут возникать различные вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь, подходите к нам и спрашивайте. Мы с удовольствием на них ответим, а если нужно, проведем консультацию. Не держите вопросы в себе, не надейтесь на советы знакомых. С вами и вашими детьми будут работать специалисты высокой квалификации.
Имейте в виду, что пока ваш ребенок не адаптируется к детскому саду, не стоит водить его в гости. Пусть для него на это время привычными будут только стены родного дома и своей группы.
И еще один маленький, но очень важный момент: каждому из вас воспитатели дают анкету-знакомство. Для того, чтобы мы лучше узнали вашего ребенка, помогли ему скорее освоиться в саду, как можно более полно ответьте на вопросы анкеты.
И в заключении хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть. Удачи вам!
3. Выступление воспитателя
Признаки, определяющие наступление кризиса.
Кризис трех лет - один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. И это хорошо: можно найти много информации, узнать разные точки зрения, тщательно подготовиться к такому периоду в жизни своего малыша. Но есть и другая сторона вопроса: кризис трех лет отличается от того, что происходило в возрасте одного месяца (так называемый кризис новорожденности) или годика (кризис одного года). Если предыдущие два «переломных» момента могли пройти относительно гладко, первые акты протеста носили еще не столь активный характер, а в глаза бросались лишь новые умения и навыки, то с кризисом трех лет ситуация более сложная. Пропустить его практически невозможно. Послушный трехлетка - явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Такие особенности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими и пр. в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще возрастом строптивости. К тому моменту, как ваш малыш соберется отмечать свой третий день рождения.
(а еще лучше, на полгодика пораньше, полезным для вас будет знать весь «букет» признаков, по которым определяют наступление этого кризиса - так называемое «семизвездие». Представляя, что значит каждая составляющая этого семизвездия, можно успешнее помочь ребенку перерасти трудный возраст, а также сохранить здоровой нервную систему - и его, и свою.
1. Негативизм
В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».
2. Упрямство
Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему?
3. Строптивость
Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
4. Своеволие
Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но полезным для вас будет знать весь «букет» признаков, по которым определяют наступление этого кризиса - так называемое «семизвездие». Представляя, что значит каждая составляющая этого семизвездия, можно успешнее помочь ребенку перерасти трудный возраст, а также сохранить здоровой нервную систему - и его, и свою.
5. Обесценивание
Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка (противной, родители - злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения, сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т. д.
6. Протест-бунт
Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л. С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
7. Деспотизм
Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав.
8. Рекомендации при общении с трехлетним ребенком.
Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: малыш ведет себя так отвратительно не потому, что он сам «плохой», а просто потому, что пока не может по-другому. Что же делать в такой ситуации?
Спокойствие, только спокойствие
-Ничего не предпринимать и не решать до тех пор, пока малыш полностью не успокоится;
-Игнорировать всплески негативных эмоций или реагировать на них по возможности спокойно. (Данный способ очень хорош, если. он срабатывает.)
-«Пожалеть» ребенка: обнять, посадить на колени, погладить по головке. (Работает данный способ обычно безотказно, но злоупотреблять им не стоит.)
- Переключить внимание малыша: дать новую игрушку, посмотреть мультик или предложить заняться чем-то интересным.
Методом проб и ошибок
-Дайте возможность малышу делать ошибки сейчас, на ваших глазах. Это поможет ему в будущем избежать множества серьезных проблем.
-Определите для себя те границы, выходить за которые ребенок не имеет права. Например, нельзя играть на проезжей части, нельзя про пускать дневной сон, нельзя гулять по лесу без шапки и т. д. Придерживаться этих границ вы должны при любых обстоятельствах. В других ситуациях предоставьте малышу свободу действовать по его собственному разумению.
Свобода выбора
- Ребенок имеет право на собственное решение: предложите ему два варианта: рисовать фломастерами или карандашами. Вы сбережете нервы, а ребенок получит удовольствие и уверенность в том, что с его мнением считаются.
- В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Поэтому основная задача в такой ситуации - следить за появлением нового в поведении ребенка: формированием воли, самостоятельности, гордости за достижения.
9. Подведение итогов. Рефлексия. (Актуальна ли тема встречи? Полезна ли информация? и т. п.)
10. Раздача буклетов «Кризис 3-х лет»
11. Выставка литературы:
1. Млодик, Ивлева, Сафуанова: Консультирование родителей в детском саду. Возрастные особенности детей
2.. Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой «Воспитание и возрастные особенности детей»
3. Немов. Психология