Позднякова Анна Анатольевна
«Возрастные особенности детей 5–6 лет». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие личности
Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Как мы уже отмечали, у ребенка развивается представление о себе, благодаря этому у он начинает более дифференцированно воспринимать сверстников и проявлять к ним интерес. Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей. Это, во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений. Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Дети 5—6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Поскольку дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) В играх действия детей становятся весьма разнообразными. Большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, принимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящей работе, позволяет совершенствовать его память, воображение. Задание дети выполняют тем лучше, чем значимее для них мотив предстоящей деятельности.
Публикация «„Возрастные особенности детей 5–6 лет“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Развитие психических процессов
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями, а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов. Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т. д. Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Может ли ваш ребёнок?
— Расставлять от 6 до 8 картинок в правильной последовательности.
— Запоминать 5-6 предметов, содержание сюжетного рисунка.
— Находить пару каждому предмету; объяснять, какая между ними связь.
— Находить закономерность в расположении предметов.
— Решать простые логические задачи и из трёх предметов выбирать нужный.
— Находить признаки сходства и отличия между двумя предметами и рисунками.
— Находить среди предметов лишний, объяснять свой выбор.
— Различать и правильно называть все цвета и оттенки.
— Различать явления природы. Правильно определять последовательность времён года (знать месяцы, порядок дней недели; части суток. Понимать значение слов «позавчера», «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра».
— Считать единицами, двойками, тройками до 10.
— Расставлять числа в правильной последовательности. Находить пропущенное число.
— Узнавать цифры.
— Раскладывать числа на меньшие составляющие (например,6 на 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1).
— Различать понятия: «количество», «число», «цифра».
— Сравнивать количество предметов.
— Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте, толщине).
— Уравнивать количество предметов в группе.
— Правильно использовать в речи порядковые числительные.
— Решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание.
— Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вправо, влево, посередине, между, вверху, внизу, спереди, сзади).
— Узнавать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапецию и тела (куб, шар, цилиндр, конус и параллелепипед).
— Называть предметы окружающей обстановки, действия людей и животных.
— Называть обобщающим словом предметы, относящиеся к группам: «мебель», «рабочие инструменты», «игрушки», «транспорт», «продукты», «овощи», «фрукты», «одежда», «музыкальные инструменты» и т. д.).
— Правильно ставить существительные в форму единственного и множественного числа.
— Находить предмет по описанию (мороженое — «холодное, белое, сладкое», самостоятельно составлять описание предмета.
— Подбирать слова близкие и противоположные по значению (мелкий -глубокий).
— Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
— Определять материал, из которого сделан предмет : резиновый, пластмассовый, деревянный, стеклянный, кирпичный, меховой, пуховый, войлочный, шерстяной.
— Знать, какие бывают профессии; названия праздников.
— Поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
— Рассказывать наизусть несколько стихотворений, потешек, загадок,; отгадывать загадки.
— Составлять по картинке связный рассказ из 6-7 предложений; согласовывать слова в роде, числе, падеже.
— Пересказывать содержание услышанной сказки; употреблять в речи простые и сложные предложения.
— Придумывать окончание к рассказу.
— Выделять заданный звук в слове; понимать, чем отличается буква от звука (звук — это то, что мы слышим, а знаки, которыми мы обозначаем звуки на письме, называются буквами).
— Правильно называть звуки и буквы; определять количество слогов в слове, ударный слог.
— Читать предложения и небольшие тексты; понимать смысл прочитанного.
— Пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.
— Проводить линии разной длины и направления; рисовать простые предметы, окружности; штриховать фигурки; копировать рисунки и надписи; обводить клеточки по образцу и под диктовку (графический диктант); раскрашивать.
— Писать печатные буквы; выполнять задания в прописях.
Ответить на вопросы:
— Как зовут ребенка (фамилия, имя?
— Сколько ему лет?
— Когда день рождения (число, месяц?
— Как зовут родителей (фамилия, имя, отчество?
— Домашний адрес (город, улица, дом, квартира?
— Как называется наша планета?
— Наша страна?
— Столица нашего государства?
Ваша задача:
- Не паниковать.
— Не торопить ребёнка.
— Учитывать настроение, самочувствие, желание ребенка.
— Это-возраст игры, поэтому некоторые понятия, которые тяжело даются вашему ребёнку, давайте через игровые упражнения, через образы, близкие и доступные вашему ребенку.
— с ребенком, когда гуляйте, готовите, убирайте. Вокруг нас прекрасный материал.