анна незванова
Возрастные особенности детей от года до трех лет
▼ Скачать + Заказать документы
В этом возрастном периоде на психику ребенка влияют три основных действия. Это овладение прямой походкой, овладение речью и развитие предметных действий.
Овладение походкой даёт ребёнку возможность развивать способность
ориентироваться в пространстве, понимать направление и удаленность предмета. Умение держать своё тело вертикально и координировать свои движения развивает определённые участки головного мозга, позволяет точнее определять расстояние. Развитие речи ребёнка самым тесным образом связано с мышлением, поскольку человек излагает свои мысли в речевой форме. Однако речь является не только формой мышления, но его орудием, ведь человек не может мыслить без участия речи.
Публикация «Возрастные особенности детей от года до трех лет» размещена в разделах
Так как этот возрастной период характеризуется активным познанием предметов и способов манипуляции с ними, становлением речи, то и мышление развивается опираясь на эти действия. Мышление на этом этапе ещё наглядно-действенное, когда скрытые свойства объекта выделяются через практические действия преобразующие его.
В этом возрасте продолжает совершенствоваться память. Память узнавания
формируется в первые месяцы жизни ребёнка. И последующие месяцы идёт её поэтапное формирование. Ко второму году ребёнок может узнать знакомых людей, через определённый промежуток времени (например, если он не видел их несколько недель). К двум годам узнавание более совершенно. На третьем году жизни малыш может вспомнить события, которые происходили с ним 6 месяцев назад.
Что касается внимания, то и оно в этом возрастном периоде так же продолжает своё формирование. Внимание ещё непроизвольно и ребёнку тяжело долго концентрироваться на одном виде деятельности. Концентрация внимания в этом возрасте возможна на предметах и событиях, которые вызывают непосредственный интерес у детей. С каждым годом внимание становится более устойчивым. С года до трех лет способность удерживать внимание возрастает примерно с 10 до 30 минут. Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого, началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование
произвольного внимания связано с процессом воспитания ребёнка. Окружающие ребёнка люди постепенно приучают выполнять не то, что ему хочется, а то что ему нужно делать, что по мнению Добрыниной Н. Ф. и приводит к проявлению хоть и примитивной формы, но уже начинающейся сознательности.
Развитие социальных эмоций связано с общением со взрослыми. Эмоциональный контакт с детьми первых пяти месяцев жизни показывает, какой глубокий восторг у них вызывает ласковый разговор взрослого человека, который никогда не кормил их и не ухаживал. К пяти-шести месяцам ребёнок начинает распознавать близких и чужих ему людей. Ему уже более важно слышать голос матери, видеть её.
Развитие эмпатии можно заметить к концу первого года жизни. В это время ребёнок делает попытки утешить расстроенную мать, пожалеть её. На этом возрастном этапе малыш заряжается отрицательно эмоциональным состоянием другого человека, поэтому в след за одним ребёнком в яслях начинают дружно плакать все остальные.
В процессе общения со взрослым на втором году жизни у ребёнка формируется эмоциональная реакция на похвалу. Это способствует созданию у ребёнка внутренних условий для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительного эмоционального отношения к себе и к своим качествам.
Подводя итог всему выше сказанному, можно отметить особое значение взрослого для ребёнка этого возраста. Отметить зависимость малыша от внимания, заботы, деятельности и общения со взрослым.