Светлана Шитова
Возрастные особенности детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Возраст 5-6 лет — это старший дошкольный возраст. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ собственного «Я». Появляется способность произвольно управлять своим поведением – учатся овладению собственным поведением, через определенные правила и нормы поведения.
Публикация «Возрастные особенности детей 5–6 лет» размещена в разделах
90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет.
Важная потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Дети много общаются со сверстниками и взрослыми. Ребенок начинает разбираться в том, как к нему относятся окружающие. Он действительно радуется или печалится от того, хотят ли с ним дружить; любит ли его мама-папа. Детям нужно помогать в случае эмоциональных затруднений. Нужно обсуждать сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты выхода из нее.
Ребенок в этом возрасте желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
Любят помогать, чтобы их хвалили, это повышает их самих в собственных глазах. Но ребенок охотнее, откликнется на просьбу о помощи, чем на приказы. Обращаясь к нему как к помощнику, мы развиваем в нем «взрослую» позицию (ответственность, самостоятельность). А заставляя - мы развиваем его инфантильность, пассивность.
В этом возрасте у детей бурно развивается фантазия. Он превратился в фантазера, которому позавидует даже Андерсен. Ребенок готов целый день воплощать свои фантазии в реальность. Он верит в чудеса и видит их повсюду. Нужно с уважением относится к его фантазиям и версиям, не заземляя его. Различайте «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения (фантазируют о том, чего у них нет, но очень хотелось бы). Это очень творческий, волнующий период в жизни вашего ребенка. Только от вас зависит, чтобы его нестандартное логическое мышление и воображение не угасли, развивались.
Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека.
В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, это способствует расширению его кругозора, любознательности. Ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. Фраза «А ты знаешь?.»
Взрослый является источником, способом получить интересующую их информацию, а также через чтение детских энциклопедий, в которых четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много информации в голове, задача взрослых им в этом помочь: разложить её по полочкам.
Ведущей деятельностью остается игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли.
Игровой материал становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Игра постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, именно в них ребенок учится управлять своим поведением и адекватно эмоционально реагировать на проигрыш.
В 5-летнем возрасте характерно использование в речи "неприличных" слов.
Ребенок проверяет прочность выставленных границ взрослыми, с целью заполучить то, что хочет. Будьте внимательны к желаниям ребенка, но и умейте сказать: «Нет!», когда его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей.
Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола. Подобным образом устанавливается модель будущих семейных взаимоотношений.
Начинает осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов. Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Объясните ему на его языке, в случае трудностей запаситесь детской литературой на эту тему.
До 5 лет мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки - выйти за отца. С 5 до 8 лет "женятся" или "выходят замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых. Очень влюбчивы!
Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и перед засыпанием. На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии с вашими представлениями. Помните, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
Помогите ребенку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Выслушайте ребенка, покажите, что вы понимаете его. Поддержите его в момент проживания страха, будьте рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставляйте ему возможность справляться самому.