Лучший педагог года

Возможности сказки в развитии словесного творчества у детей дошкольного возраста

Афанасьева Виктория
Возможности сказки в развитии словесного творчества у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова поясняет, что слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века от слова «казать». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение сказка приобретает с XVII-XIX вв. Ранее использовалось слово «баснь». Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она нужна [24].

Публикация «Возможности сказки в развитии словесного творчества у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В. Г. Аникин, Ю. Г. Круглов характеризуют сказку, как жанр эпических произведений в фольклоре и литературе, произведения которых выражены в прозаической, либо в стихотворной форме, и содержание которых основывается на вымысле [24].

По мнению В. Я. Проппа сказками называют разнообразные виды устной художественной прозы - это могут быть нравоучительные и поучительные рассказы о животных (звери, птицы, рептилии и т. п., волшебные сказки, бытовые и авантюрные повести, сатирические анекдоты. Из этого следуют различия и определенные сложности в определении специфических жанровых особенностей сказки [24].

Сказка очень близка следующим видам устной прозы: саге, преданию, легенде, сказу, от которых она отличается тем, что сказочник рассказывает ее, а слушатели воспринимают рассказ сказочника, прежде всего, как поэтический вымысел, как игру фантазии, иллюзорное и приукрашенное отражение действительности, не имеющее места в реальной жизни, т. е. является плодом воображения сказочника.

Сказка отражает мировоззрение народа, его помыслы и желания на разных этапах его развития. Живя в веках и передаваясь из уст в уста, сказка меняется вместе с изменением порождающей ее действительности, приспосабливаясь к ней и отражая ее в себе. Во многих сказках находят отражение ранние общественные отношения, первобытные представления о стихиях природы и их происхождении.

В поэтическом творчестве любого народа можно выделить наиболее характерные группы сказок – это сказки о животных, волшебные, авантюрно-новеллистические и бытовые.

В. Я. Пропп отмечает, что для сказки, сложившейся при феодализме, характерны такие образы, как царь, рыцарь, король, царевич, королева, царевны и прислужницы двора (придворные охотники, конюхи, наемные солдаты, кухарки.) [24].

Ю. А. Лебедев отмечает, что в дошкольном возрасте многие дети охотно играют словами, звуками, активно осваивают языковую действительность, познают грамматические правила и нормы, овладевают ими в процессе практического пользования языком. В формировании детского словесного творчества он выделяет три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего, словесному воспроизведению результатов наблюдения.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.

На третьем этапе появляется новый продукт. Ребенок интересуется его качеством, стремится завершить, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходим анализ результатов словесного творчества взрослым [25].

С. В. Алабужева считает, что формирование поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий [2].

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности С. В. Алабужева считает постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни; чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка; произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения, привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком - все это оказывает влияние на словесное творчество детей [2].

Важным условием успешного обучения творческому рассказыванию С. В. Алабужева считает обогащение и активизацию словаря, умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания; творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» [2].

Н. А. Аполлонова считает, что словесное творчество дошкольников следует развивать на блестящих произведениях словесного народного творчества – сказках, пословицах, загадках. В первую очередь – это творчество народа. Русские народные сказки, загадки представляют неиссякаемый источник для развития словесного творчества дошкольников, ума ребенка, чувства языка, они поэтизируют для ребенка окружающее. По мере того, как ребенок развивается, ему должны быть предложены и сказки других народов, наиболее понятные, близкие по сюжету, образам [3, с. 14].

А. А. Лесных отмечает, что сказка обладает различными функциями:

Во-первых, сказке, как любому явлению искусства присуща компенсаторная функция. Она раздвигает границы жизненного опыта, подключая к нему опыт человечества. Поэтому необходимо правильно рассказывать сказку, и стимулировать индивидуальное ее восприятие, и побуждать детское творчество.

Во-вторых, сказке присуща креативная функция, т. е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческие способности личности, образное и абстрактное мышление.

В-третьих, в сказке можно обнаружить голографическую функцию. Она проявляется в способности сказки представлять мир в его трехмерном пространстве и временных измерениях. Мир сказки актуализирует все органы чувств и является основой для создания всех видов творчества.

В-четвертых, на наш взгляд, вполне естественно выделить культурно-этническую функцию сказки, так как именно через сказку усваиваются этническая культура и исторический опыт народов.

В-пятых, лексико-образная функция сказки, ее способность формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, ее художественно-образным богатством. При этом функционируют и развиваются обе основные языковые функции - экспрессивная и коммуникативная [20].

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. К. Д. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. В сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания [30].

Сказка помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу. Но до семи-восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет право отнимать у него эту ничем незаменимую пищу [30].

А. Е. Шибицкая отмечает, что сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, пышнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период. Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам [33].

Развитие словесного творчества детей под влиянием сказки происходит поэтапно.

На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества : выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета.

На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования : детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы [33].

Эффективной А. Е. Шибицкая считает такую последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы. Чтение отрывков сказок с описанием красоты природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин, репродукций к сказкам и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений, сказок [33].

Помощь детям оказывает образец воспитателя. Образность дополняется забавностью сказок. В них, как правило, есть не столько яркие живые образы, но и юмор. Сказка полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности и красоте. Она дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение – эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь. Недаром интерес к этому виду народного творчества не иссякает. Из века в век, из года в год издаются и переиздаются классические записи сказок и литературные обработки их. Сказки звучат по радио, передаются по телевидению, ставятся в театрах, экранизируются [33].

Е. С. Тришина отмечает, что сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений, а сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии [26].

В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И ребенок узнает, что Кащей обязательно будет побежден и Добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

Сказка, как жанр эпических произведений в фольклоре и литературе, отражает мировоззрение народа, его помыслы и желания. Сказка отличается образностью, дидактизмом, забавностью, она совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу.

Особенности сказки как продукта литературного творчества состоит в том, по мнению Е. С. Тришиной, что она облекает в художественную форму правила человеческого общежития, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, возникают новые образы и облекаются в словесную форму [26].

Е. И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию [28].

А. Михайлова считает, что обучение детей творческому рассказыванию сказок процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают дошкольнику овладевать этими навыками как на занятиях в детском саду, так и в процессе повседневной жизни. Дошкольникам в старшем возрасте доступно не только творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта, но и придумывание сказок [23].

Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам сказок разработала Э. П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа по сказке (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др. [19].

Э. П. Короткова не рекомендует начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию. Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида сказки. Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты [19].

В старшей группе в качестве подготовительного этапа Э. П. Короткова рекомендует использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из выбранных ответов составляется сказка, т. е. воспитатель «сочиняет» вместе с детьми [19].

Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, чтение которых дети с удовольствием по многу раз слушают. Такие книжки хорошо дополняют детские рисунки на темы сочиненных сказок.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или предложить, как закончить сказку.

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Чтение и рассказывание детям небольших сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок [19].

О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев полагают, что работа со сказкой должна строится следующим образом:

- чтение или рассказ сказки воспитателем; ее обсуждение, причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению;

- рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка сказки;

- драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях, ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль [31].

О. С. Ушакова предлагает учить детей описаниям-миниатюрам. Например, после небольшой беседы о весне и лексических упражнений детям предлагают рассказать о природе весной. Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне, какая весна? (Весна-красна, жарка, весна-зелена, теплая, солнечная.). Какая трава весной? (Зеленая, нежная трава-мурава, травка шепчет, мягкая, травушка-муравушка, росистая, трава-шелкова, мягкая, как одеяло). Какая может быть яблонька весной? (Белоснежная, душистая, цветущая, бледно-розовая, как снег белая, нежная)» [29].

А. К. Бондаренко рекомендует проводить словесные игры по мотивам сказок для развития словесного творчества дошкольников [8].

Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию словесного творчества, по мнению Т. А. Лира, включает следующие виды деятельности: [22, с. 14].

1. Знакомство с литературным наследием русского народа, его творчеством, так как здесь сохранились особенные черты характера русского народа: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие. Устное народное творчество - богатейший источник познавательного и нравственного развития детей.

2. Речевые упражнения (речевая зарядка). Сюда входит не только обогащение словарного запаса дошкольников речи и накопление личного опыта каждого ребёнка, но и развитие артикуляционной моторики, а также развитие связной, монологической речи и апробация нестандартных методов сочинения сказок.

3. Исследовательская, изобразительная и игровая деятельность, способствующая развитию творческих способностей дошкольников через создание разнохарактерных образов живой и неживой природы. Очень важно не только научить ребёнка сочинять, но и открыть в нем творческие способности.

4. Театрализованная деятельность совместно с музыкальным руководителем во время проведения мероприятий, перевоплощение дошкольников в героев различных сказок [22].

Система работы по развитию словесного творчества дошкольников включает в себя и подробный анализ сказочных повествований. Дети учатся глубже воспринимать традиционные способы построения сказки и организации сюжета в ней. Для этого используются «Карты-схемы В. Я. Проппа». Наглядность и красочность их исполнения позволяет детям удержать в памяти большое количество информации. Кроме того, эти карты стимулируют развитие психических процессов, активизируют связную речь, обогащают словарь [22].

Карты В. Я. Проппа, выполненные в сюжетной манере и красочно, рекомендуется использовать при сочинении сказок. Такие моменты, как трудные испытания, победа, появление главного героя, вредительство, задача, борьба, используют при ознакомлении со сказками, а некоторые из них (сверхъестественная сила, антигерой, волшебные дары, встреча с дарителем) применяют при творческом сочинительстве [22, с. 47].

Т. В. Большева предлагает для развития словесного творчества использовать мнемотехники. К ряду произведений литературного наследия подбирается не только лексический, но и картинный материал. Для эффективного усвоения последовательности событий с учетом речевых умений детей определяются методические приёмы, изготовляются опорные схемы – мнемотаблицы, отражающие ту или иную сказку и содержащие чёрно-белое или цветовое обозначение героев сказки, их поступки, предметы и явления природы [7].

Представленные в сказах функции (запрет, появление главного героя, победа, возвращение домой) являются обобщенными действиями, понятиями - это позволяет детям абстрагироваться от конкретного поступка героя, ситуации, а следовательно, интенсивнее будет развиваться у детей словесное творчество и логическое мышление [7, с. 33].

Таким образом, сказка дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение, сказка близка ребенку по мироощущению. Для развития словесного творчества дошкольников необходимо знакомство детей с литературным наследием русского народа, его творчеством, организовывать чтение или рассказ сказки воспитателем, ее обсуждение.

На примерах сказок можно способствовать рассказыванию детей вместе с воспитателем по вопросам, мнемотаблицам и картинкам. По мотивам сказок можно учить детей описаниям-миниатюрам, проводить речевые упражнения, словесные игры.

В ходе анализа, мы определили, что сказка представляет собой литературный жанр, соответствующий особенностям возрастного развития дошкольников, являющийся важным средством их воспитания. Оптимизм сказок усиливает их воспитательное и развивающее воздействие. Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют сказки, стихи, загадки, небылицы, считалки.

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Консультация для педагогов «Скрытые возможности игры в домино для детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Скрытые возможности игры в домино для детей дошкольного возраста» Любимая игра многих детей - "Домино". Незатейливое с виду, будь то ягодки или животные, знакомые герои из мультиков, цифры или точки,.

Техника «коллаж» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 1 слайд Тема моего выступления «Техника коллаж в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2 слайд «Сделать серьезное занятие.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Значение рисования в развитии детей дошкольного возрастаЗначение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности сказки в развитии словесного творчества у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 июля 2022 в 15:21
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности сказки в развитии словесного творчества у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Афанасьева Виктория в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД