Надя Шек
Возможности развития творчества на занятиях аппликацией
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности развития творчества на занятиях аппликацией.
Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии,
воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть
составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм,
вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных
работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном
чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.
Публикация «Возможности развития творчества на занятиях аппликацией» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Развивает эстетического мировосприятия, воспитание художественного
вкуса. Занятия аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и
передавать красоту действительности, ее естество, формирует
художественный вкус, композиционные начала, умение работать с
различными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства,
умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.
Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками
и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится
осознанно их использовать. Любая творческая деятельность, в частности
аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей,
расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах
и пространственном положении предметов окружающего мира, различных
величинах, многообразии оттенков цветов.
В процессе занятия аппликацией дети учатся вырезать из бумаги
разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон –
это развивает мелкую моторику, составлять из отдельных элементов одно
целое, что развивает логику, гибкость и оригинальность творческого
мышления, способствует генерации идей и воплощению их в продукт
творчества. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные
работы. Они учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы
вырезания, правила работы с клеем. У дошкольников формируется культура
труда, что выражается в подготовке рабочего места, необходимых
материалов для работы, выкладывания их по мере выполнения задания и
дальнейшей уборки инструментов на места после занятия.
При систематическом плановом проведении занятий, постепенном
усложнении заданий, у детей формируется такие качества, как точность,
быстрота, плавность, совершенствуются и координируются движения рук.
Особенностью аппликации является то, что результат ее не исчезает в
момент прекращения ребенком действий по созданию изображения, как
происходит в других видах художественного творчества. Созданное детьми
остается, его можно рассмотреть, оценивать, сравнивать с ранее созданными,
совершенствовать. На занятиях аппликацией воспитанники знакомятся со
свойствами различных материалов (кожи, бумаги, соломы, ткани, природных
материалов, учатся различать геометрические фигуры, устанавливать
соотношения частей по величине и составлять из них целое (развивается
гибкость, продуктивность, оригинальность мышления, ребенок способен к
генерации идей и воплощению их в продукт творчества, определять
положение предметов в пространстве, ориентироваться на листе бумаги (что
способствует развитию гибкости, продуктивности творческого мышления,
составлять из множества элементов украшение (что развивает умение
предлагать различные творческие идеи и воплощать их в продукт
творчества).
В зависимости от вида аппликации, перед ребенком ставятся
определенные задачи, связанные со специфическими особенностями
деятельности, которые заключаются в целенаправленном применении
изобразительных и технических умений по вырезанию, наклеиванию и
раскладыванию изображений в соответствии с условиями заданий, что по-
новому активирует опыт ребенка в аппликации и развивает его творческие
способности.
Возможности различных видов аппликации в развитии творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста:
Творческие способности Виды аппликации
Гибкость творческого мышления
Предметная, сюжетная, негеометрическая, силуэтная
Оригинальность творческого мышления
Декоративная, силуэтная, цветная геометрическая,
негеометрическая, резаная, обрывная, однослойная
Продуктивность творческого мышления
Предметная, декоративная, обрывная, мозаика, однослойная
Разработка творческих идей
Геометрическая, негеометрическая, раздробленная на
части, обрывная, мозаика, многослойная
На занятиях аппликацией у дошкольников развивается оригинальность
мышления. Так, в процессе выполнения заданий декоративно-
орнаментального характера дети закрепляют приемы вырезания
геометрических фигур. Для этого используются образцы народного
геометрического орнамента, составленного по мотивам вышивок,
ковроделия. Педагогом отбираются наиболее простые и яркие композиции,
связанные с украшением таких распространенных в быту предметов, как
полотенца, платки, салфетки, ленты, фартуки, шарф. Интерес дошкольников
к содержанию занятий аппликацией и получению оригинального продукта
поддерживается творческой направленностью данной деятельности,
посредством сочетания разных форм, цветов, величин, композиций.