МААМ-картинки

Возможности использования Лего-технологии в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями

Татьяна Присяжная
Возможности использования Лего-технологии в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье обосновывается актуальность использования ЛЕГО конструктора в развитии мелкой моторики детей с особыми возможностями здоровья. Раскрыты формы работы с детьми по развитию коммуникативных навыков и развитию общей сенсомоторной и речедвигательной моторики. Определены формы работы с родителями и педагогами для повышения педагогической компетенции.

Публикация «Возможности использования Лего-технологии в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями» размещена в разделах

Ключевые слова: ЛЕГО – технология, инклюзивное образование, развитие мелкой моторики.

Актуальность. В Законе ДНР «Об образовании» сказано, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].

Следовательно, содержание коррекционной работы в соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования ДНР (ГОС ДОО) направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории [2].

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы компенсирующих групп для детей с особыми возможностями здоровья (далее ОВЗ) в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного типа.

Одним из принципов построения образовательного процесса в группах коррекционной направленности (для детей с ОВЗ, согласно типовой образовательной Программы «Растим личность», является принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в группу комбинированного типа (инклюзивную) детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы, как по общей, так и специальной педагогике [3].

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи [4]. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозге формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев [4].

В результате вышесказанного, актуальность использования ЛЕГО – конструктора как инструмента, для дошкольников с ОВЗ необходима и продиктована временем.

ЛЕГО конструктор - незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Конструктор ЛЕГО - это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально - волевой сферы. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, на её работоспособность, что в свою очередь стимулирует развитие речи.

Цель статьи: обоснование актуальности использования ЛЕГО конструктора в развитии мелкой моторики у детей ОВЗ.

Основной материал. Муниципальное дошкольное учреждение «Ясли-сад № 327 г. Донецка» является Республиканской стажировочной площадкой по интеграции ЛЕГО – технологии в педагогический процесс. Так как в дошкольном учреждении есть группы ОВЗ, возникла идея создания проекта «ЛЕГО – ПАЛЬЧИКИ».

Цель проекта - создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей ОВЗ.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

развитие точности выполнения движений, уровня переключаемости, полноты объема движений пальцев рук, умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук, совершенствование координации движений руки и глаза;

• формирование навыков конструктивной деятельности;

• формирование интереса и положительной мотивации обучения;

• формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.

При подборе методических приёмов в работе с детьми ОВЗ, мы использовали ЛЕГО-технологию, а именно:

• обследование ЛЕГО-элементов;

использование игровых персонажей для повышения мотивации;

• показ некоторых действий, их комментирование с ЛЕГО-элементами, предъявление речевого образца;

• выполнение словесных инструкций;

использование словесного объяснения, просьбы, поручения.

Реализация проекта «ЛЕГО-ПАЛЬЧИКИ» была разбита на этапы:

I. Подготовительный этап - организация развивающей среды с использованием конструктора ЛЕГО, создание доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.

Проектируя развивающую среду с использованием ЛЕГО - технологии, мы предполагаем развитие современного образовательного пространства. Принцип доступности помогает использовать конструктор, как в образовательной деятельности, так и в свободное время для игр. Знакомство с конструктором ЛЕГО проводилось с использованием дидактических игр : «Здравствуй кубик», «Соедини кубики», «Построй модель» и т. д. Такие игры помогли освоить навыки работы с конструктором, познакомили с возможностями создания построек. Дети работали с конструктором ЛЕГО в своем темпе, что позволило им реализовать собственные замыслы и развить творческую инициативу.

Использовав кубики ЛЕГО, как массажер, дети тактильно освоили элементы самомассажа. Игровые самомассажи помогли снять напряжение кистей рук, поднятию эмоционального фона детей.

При использовании игр, упражнений с ЛЕГО-конструктором, мы учитывали специфику мелкой моторики детей ОВЗ, а именно:

1. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.

2. После каждого упражнения необходимо снять напряжение (например, потрясти кистями рук);

3. Поскольку игры, упражнения оказывает комплексное воздействие, они могут использоваться в различных видах деятельности детей.

II. Развивающий этап. На втором этапе нами были определены направления работы - это работа с детьми, работа с педагогами и работа с родителями.

При работе с детьми были определены компоненты для реализации основных задач проекта, которые в комплексе развивают мелкую моторику. Это развитие речи, совершенствовании зрительно-моторной координации, умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать предметы.

Составленный алгоритм использования ЛЕГО конструктора позволил нам оптимизировать направления коррекционной работы в течении дня. Это использование конструктора ЛЕГО при проведении утренней гимнастики, проведение организованной образовательной деятельности, использование игр, упражнений во второй половине дня для закрепления навыков конструирования.

При разработке лексико-тематического плана с использованием ЛЕГО – конструктора, мы опирались на принцип - единого образовательного пространства. Предложенные программой коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа для детей с ОНР и ФФНР от 4 до 7 лет «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ» Н. П. Артемовой лексические темы реализовываются педагогом в конструктивной деятельности по развитию мелкой моторики детей.

Технологические карты образовательной деятельности включают речевой компонент, сенсорный компонент, моторный компонент. Взаимодействие выше указанных компонентов дает возможность использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход в развитии мелкой моторики ребенка определенного возраста и с определенными проблемами в психологическом развитии.

Работа с педагогами предусматривает проведение мастер классов «Интеграция ЛЕГО – технологии в педагогический процесс ДОО», семинаров «ЛЕГО - педагогика : влияние на развитие мелкой моторики и интеллектуальных способностей дошкольников», проведение консультаций учителем - логопедом по развитию мелкой моторики с детьми ОВЗ «Использование конструктора ЛЕГО для развития мелкой моторики и мышления», взаимопосещение логопедических минуток и создание картотек игр, упражнений на развитие мелкой моторики.

Очень важно привлекать родителей к решению педагогических задач в целом. Для этого нами были определены информационное направление работы - консультации на тему «Влияние ЛЕГО на развитие мелкой моторики и интеллектуальных способностей дошкольников», «Развитие мелкой моторики посредством ЛЕГО конструирования», памятки «Что такое ЛЕГО-конструктор», «Игры с ЛЕГО». Аналитическое направление - анкетирование «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка», «Дети и ЛЕГО-конструктор», «Экспресс-опрос». Практическое направление - совместная детско-взрослая деятельность квест «В мире фантазий с ЛЕГО-конструктором», родительское собрание «ЛЕГО – конструирование с детьми дошкольного возраста».

III. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе деятельности детей, анализу и коррекции уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Наибольшее воздействие импульса от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

C целью выявления уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста за основу мы использовали методику «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» Т. В. Кабановой, О. В. Домниной. Для оптимизации диагностики и дальнейшей коррекции, разработали общие таблицы мониторинга исследования развития мелкой моторики на группу детей.

Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») детей способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.

Вывод. Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои замыслы, строить и фантазировать, увлечённо работать и видеть конечный результат. Систематическая работа в данном направлении позволит достигнуть положительной динамики. Усовершенствовать умение детей действовать по словесным инструкциям, значительно повысить уровень произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления. Улучшить память и речь. Эффективность коррекционной работы определяется умением правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений.

При анализе работы по развитию мелкой моторики нами было определено, что улучшилась координация и точность движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность, повысился уровень развития моторики пальцев, кистей рук, улучшилась общая двигательная активность, заметно улучшились навыки социального взаимодействия с другими детьми, улучшилось развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.

Таким образом, совместными усилиями педагогов и родителей удалось добиться положительных результатов. В результате проделанной работы можно сказать, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики с использованием конструктора ЛЕГО и игровой ЛЕГО - технологии способствует улучшению произношения многих звуков, развитию коммуникативных навыков и развитию общей сенсомоторной и речедвигательной моторики.

Список литературы:

1. Закон ДНР «Об образовании» (Постановление Народного Совета от19.06.2015 г.) [Электронный ресурс] /URL : https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/

2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки ДНР № 287 от 04.04.2018) [Электронный ресурс] / URL : https://drive.google.com/file/d/1YiWagPZFWe_Owx_E9KCafhiqAgACPrem/view

3. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. / Н. А. Бернштейн - М. : Академия, 2010. - 284 с.

4. Варяхова, Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. 2009. № 2. С. 48-50.

5. Кабанова Т. В., Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями. /Т. В. Кабанова, О. В. Домнина; под ред. Н. Е. Ильяковой. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104 с.

6. Лусс Т. С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» Пособие для педагогов-дефектологов. / Т. С. Лусс - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-104 с.

7. «ЛЕГОМИКС» авторская программа по ЛЕГО – конструированию детей младшего и старшего дошкольного возраста Кулаковской Н. Б. - Донецк, 2016 г. - 103 с.

8. Программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи от 4 до 7 лет «Развиваем речь». /Автор-сост. Артемова Н. П. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: 2019.- 110 с.

9. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт. -сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В., МакеенкоЕ. П., Котова Л. Н, Михайлюк С. И., Бридько Г. Ф., Губанова Н. В., Кобзарь О. В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Анкета по вопросу о развитии и влиянии мелкой моторики на организм младших дошкольников 1. Что такое мелкая моторика? А) Развитие движения пальчиков ног. Б) Развитие координации движения. В) Развитие мелкой мускулатуры пальцев.

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группеФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детейИзготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей, имеющих нарушения.

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНРИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Лего-технологии в физическом развитии дошкольниковЛего-технологии в физическом развитии дошкольников Здравствуйте, меня зовут Гудкова Наталья Владимировна, я работаю инструктором по физической культуре в детском саду №127 Чайка. Тема моего.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Скрытые возможности использования доминоСкрытые возможности использования домино Игра в домино расширяет кругозор ребенка, знакомит его с окружающим миром, развивает память, внимательность, быстроту реакции. Поэтому.

Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦПВозможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП О важности работы по развитию тактильного восприятия и о некоторых методах и приёмах массажа и самомассажа я писала в нескольких статьях,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности использования Лего-технологии в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями
Опубликовано: 3 марта 2022 в 21:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности использования Лего-технологии в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Присяжная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД