МААМ-картинки

Возможности интегрированной непосредственной образовательной экологической деятельности в формировании представлений

Анна Банникова
Возможности интегрированной непосредственной образовательной экологической деятельности в формировании представлений
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированная непосредственная деятельность в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

Родоначальником интегрированной непосредственной деятельности является лаборатория эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В 1970 – 1980-е годы под руководством Н. А. Ветлугиной разрабатывались занятия, на которых объединялись музыкальная деятельность, изобразительное творчество детей, художественное слово и выразительный танец. Синтез разных видов искусств на одном занятии оказался оптимальным и эффективным средством художественного развития и эстетического воспитания дошкольников.

Публикация «Возможности интегрированной непосредственной образовательной экологической деятельности в формировании представлений» размещена в разделах

Со временем интегрированная непосредственная деятельность стала широко использоваться практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области культурно-экологического воспитания интегрированная непосредственная деятельность может быть использована для закрепления и обобщения знаний детей о природе. Интегрированная непосредственная деятельность состоит из нескольких частей и включает в себя различные виды деятельности.

Первая часть решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Педагог уточняет и обобщает представления детей о явлениях, объектах природы, выделяя характерные особенности. Вторая часть предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на изучаемую тему: репродукции знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, отдельные объекты живой и неживой природы и т. д., 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, переживание красоты – это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач (хотя задачи умственного воспитания остаются – дети знакомятся с произведениями искусства).

Третья часть – это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию, это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе и т. д. Педагогические задачи опять иные – развитие творческих способностей детей, их художественных умений.

Такая интегрированная непосредственная деятельность, если она правильно организованно, по времени может выходить за рамки обычного занятия – смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению педагог может в подходящий момент использовать музыку в записи, чтение отрывков художественных прозаических произведений, стихотворений, сделать веселую физкультминутку и т. д.

Средствами развития представлений в процессе проведения занятий данного вида являются и прослушивание музыкальных произведений, посвященных природным явлениям, сезонам, и рассматривание полотен великих художников-пейзажистов, а также знакомство со сказками, стихами, рассказами о природе.

Интегрированная непосредственная деятельность – это творческое дело педагога, их можно организовать по-разному, интересно. Она эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Таких занятий не должно быть много, это скорее, праздник, своеобразный спектакль-отчет, устраиваемый вместе с детьми. Очень важно, чтобы у детей рождались эстетические чувства, радость оттого, что они делают.

Интегрирование разных видов деятельности должно строиться не только на основе единого тематического содержания, но и с учетом характера тех чувств, которые призваны вызвать занятия такого рода. Чувство, переданное детям, способно рождать у них новые образы и влиять на замыслы.

При сочетании разных видов искусства нужно помнить, что каждый вид обладает своим языком, без знания которого трудно вызвать у детей соответствующее чувство. Следовательно, при подобном комбинировании их на одном занятии с целью оживления чувств, стимулирования творчества необходима системная работа с детьми по всем видам искусства. То есть необходимо научить детей слышать и чувствовать рифму, ритм, мелодию стихотворения, чувствовать музыкальный образ, понимать язык живописи и быть эмоционально восприимчивым к нему. Это отдельная самостоятельная работа с детьми дошкольного возраста.

Например, на занятии по теме «Весна» важно вызвать у детей чувство радости от прихода весны, удивление от обновления природы и т. д. Обостренное восприятие звуков, запахов, цвета, температуры, свежесть и новизна открытий, которые делает ребенок при непосредственном восприятии природы, должны «ожить» на таких занятиях. Художественное осмысление этого явления через музыкальные, поэтические, живописные образы усиливает детские чувства.

Эффективно сочетание двух видов художественной деятельности. Это занятие по рисованию на тему музыкальных или поэтических образов. В этом случае музыкальный, поэтический, сказочный образы только основа для фантазирования, для создания изобразительного образа, своеобразный фон изобразительной деятельности. Обращение к ним в разных структурных частях занятия должно усиливать образное видение, чувства детей. В ходе такого занятия дети переживают своего рода эмоциональный подъем от общения с искусством.

Каковы варианты на занятии собственно изобразительной деятельности детей и произведений живописи?

Возможно комбинированное занятие с равноценными частями: рассматривание произведений искусства и собственно изобразительная деятельность. Однако объединять эти виды деятельности на одном занятии надо осторожно. Восприятие искусства и создание собственных образов, по сути, разные виды деятельности со своими довольно сложными задачами.

При объединении их в одном занятии что-то должно быть доминирующим, главным для обучения, другое – более свободным, близким к самостоятельной художественной деятельности. Например, дети рассматривают несколько пейзажей (2-3). Восприятие сочетается со слушанием музыкальных произведений, чтением стихов. Доминирует при этом изобразительное искусство. Эмоциональная насыщенность занятия должна быть высокой. Нужно, чтобы у детей осталось яркое впечатление от общения с искусством. Затем можно предложить им нарисовать пейзаж по настроению, так как они хотят, находясь под впечатлением от восприятия искусства. Такое рисование не утомляет детей, оно проводится в оставшееся время, дети как бы «выплескивают» свои чувства. Эти рисунки в тоже время дают педагогу информацию об уровне их умений, о чувстве, вызываемом этой темой.

Возможно объединение этих видов деятельности, но уже при доминирующем значении собственно изобразительной деятельности детей. Например, дети только что нарисовали пейзаж, рассмотрели рисунка. Самый выразительный рисунок оформили в паспарту и повесили в галерее, где размещены репродукции картин, с которыми дети знакомы. В продолжение занятия можно рассмотреть эти картины еще раз. Это своеобразный отдых после занятия, когда под соответствующую музыку или без нее можно полюбоваться пейзажем, обменяться впечатлениями. Главное, чтобы такой переход от одной деятельности к другой был естественным неформальным, соответствовал настроению детей.

В основе интеграции разных видов искусств на занятии должно быть систематизирующее начало. Таковым может быть тема. Но этого не достаточно. Не менее, а может быть более важным является нравственно-эстетическое чувство.

Другим интегрирующим моментом, сочетающимся с остальными, может быть задача развития творчества в восприятии и создании художественных образов. Велика роль педагога на таких занятиях. Личное влияние на детей он оказывает не только примером собственного искреннего чувства, но и способностью построить и вести такое занятие, проявить творчество, вкус, чувство меры, способность к импровизации, так необходимой в живом общении с детьми. Чем более увлечены дети, тем более они раскрепощены и проявляют себя творчески.

По нашему мнению необходимо далее более подробно рассмотреть требования, предъявляемые к каждому виду детской деятельности в ходе проведения комплексных занятий.

Рассматривание картин о природе. Первые эстетические переживания ребенка связаны с удовольствием, которые доставляют ему качества предмета – его цвет, форма и т. д. Гамма красок, форм, заложенная в любом произведении изобразительного искусства, выражает определенное чувство, мысль автора и при восприятии этого произведения вызывает схожую с чувством художника ответную реакцию.

Необходимость произведений искусства в процессе комплексных занятий с дошкольниками обусловлена их огромной познавательной и эстетической ценностью. Картины показывают детям такие стороны жизни природы, которые не всегда можно наблюдать в естественных условиях (ледоход, сенокос, отлет птиц и др.). Рассматривание пейзажных картин великих мастеров способствует развитию эстетического вкуса, позволяет обратить внимание на то, что ранее осталось не замеченным, пробуждает желание и развивает умение детей рассказывать об этой красоте, посмотреть на нее еще раз, уже в жизни.

При отборе репродукций картин великих художников нужно, прежде всего, следить за тем, чтобы картины были не многоплановые, простые по композиции, яркие по цвету, без лишних деталей, - это обеспечит доступность восприятия.

Рассматривая с детьми пейзажные картины, педагог, во-первых, учит их понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, учит определять изобразительные средства, которые использовал художник для передачи своего замысла; во-вторых, воспитатель учит детей выражать словами впечатления, полученные от восприятия пейзажа.

Правильному и глубокому восприятию способствуют поэтическое слово, музыка.

Чтение художественной литературы о природе. В процессе интегрированной непосредственной деятельности воспитатель часто использует литературные произведения, но специфика произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К. Д. Ушинский, что в них «многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом». Поэтому педагог при чтении стихотворения или рассказа должен обратить внимание не только на его содержание, но постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением.

«Именно глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании, их эмоциональная отзывчивость, - пишет Н. С. Карпинская, - свидетельствуют о силе, воспитательного воздействия художественного произведения. Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они слушают, искусство как средство воспитания теряет свою ценность». Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. Нельзя монотонно и невыразительно читать произведение о природе.

Пейзажная лирика (например, стихотворение С. Есенина «Береза») читается мягко, медленно, напевно, она не требует большого числа логических ударений, основными выразительным средствами здесь должны быть темп и пауза. Исполнение многих прозаических произведений, требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразных интонаций и логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого.

При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что:

• Сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными.

• Связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени.

• Произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия).

• Оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительным средствами.

Роль иллюстрации: важна для понимания наиболее трудных моментов текста, ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаруживается их внутренний смысл. К сказкам, раскрывающим нравственные отношения персонажей, иллюстрации подбираются с тем учетом, чтобы дети могли понять выразительность образа, характеристику, данную ему художником. Подбирая иллюстрации необходимо учитывать следующие положения: образцом являются такие, где художник выбрал для иллюстрации такие места текста, которые действительно раскрывают основное содержание произведения, где ярко передана характеристика главных героев, их эмоциональная выразительность, типичны, конкретизированы их внешнее состояние, действия, поступки, ситуации, а изображенные детали углубляют и уточняют характеристику образа. 26 Таким образом, показ иллюстраций углубляет понимание текста, уточняет его, полнее раскрывает художественные образы.

Живое наблюдение природы подготавливает восприятие ее в художественных произведениях. Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизирует это восприятие. Делает его более осмысленным. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и художественным произведением. Ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов, и стремиться воспроизвести это в своих рисунках.

Произведения следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку. Кроме того, информация, заложенная в стихотворении или рассказе, должна формировать в сознании дошкольника яркие, зримые, конкретные образы, т. е. неизменным условием отбора произведений является изобразительность и выразительность художественного образа, поскольку в основе рисования лежит не только отображение образов и ситуаций, но и выражение чувств ребенка.

Изобразительность как черта художественного образа помогает реально представить цвет, форму, пропорции, состояние, расположение предмета в пространстве, т. е. внешние признаки объектов и явлений действительности. Художественные образы, содержащиеся в том или ином произведении, должны пробуждать детей к воспроизведению в рисунке своих впечатлений. Природа раскрывается в художественных произведениях в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов. Различные краски становятся более понятными детям благодаря тому. Что писатель очень тонко и выразительно выделяет их в произведении с помощью эпитетов-прилагательных, прями или косвенно указывающих на цвета предмета. Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Иногда авторы выражают цвет, присущий тому или иному образу природы, времени года, с помощью метафоры. Метафоры помогают выразить общее настроение произведения, подсказывают средства передачи его в рисунке.

Произведения о природе помогают ребенку правильно представить себе ту или иную ситуацию, разместить изображения на листе бумаги. Определенные слова указывают часто на место происходящего действия.

Передача экологических знаний — это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателями личностно-ориентированных методов работы с детьми, ярким проявлением этого является деятельность ребенка. Присутствие в ней элементов экологической информации служит показателем отношения ребенка к миру природы, вещей, к людям, себе. Отношение детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент.

Публикации по теме:

«Весна. Обобщение знаний». Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности«Весна. Обобщение знаний». Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности Цель: Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по сказке «Гуси-лебеди» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по сказке «Гуси-лебеди» Цель: интеграция образовательных областей.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «День космонавтики» Цели и задачи: Формировать у детей чувство патриотизма. Дать детям элементарные представления о космосе. Активизировать словарь по данной.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в младшей группе «Листочки» Педагогические технологии:Информационно-коммуникативные, познавательно-исследовательские, музыкальные, изобразительные, здоровье-сберегающие,.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода». ЦЕЛЬ: Формирование целостной.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Здоровым быть-здорово жить!»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Здоровым быть-здорово жить!» Программные задачи: 1. Образовательные: Расширять представления о составляющих здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон.

Конспект итоговой интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «В ожидании лета…» Программные задачи: «Познавательное развитие» • Совершенствовать умение считать до 10, сравнивать стоящие рядом числа и понимать отношения.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Космическое путешествие» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания.

Сценарий интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в мир театра» Приоритетная образовательная область - «Художественно-эстетическое развитие» Интегрируемые образовательные области - «Речевое развитие»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности интегрированной непосредственной образовательной экологической деятельности в формировании представлений
Опубликовано: 25 апреля 2016 в 10:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности интегрированной непосредственной образовательной экологической деятельности в формировании представлений» (включая файлы) размещена пользователем Анна Банникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД