Тазаян Арменуи Анна
Воздействие традиционных народных игр на формирование личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Воздействие традиционных народных игр на формирование личности ребенка
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Публикация «Воздействие традиционных народных игр на формирование личности ребенка» размещена в разделах
Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не допел до конца – нарушил правило и т. д.) И задача взрослого здесь – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.
Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:
а) подвижные и малоподвижные (спортивные) игры;
б) обрядовые (календарные);
в) по отношению к природе (природные);
г) трудовые (бытовые)
д) с ведущим (водящим);
ж) драматические (с элементами театрализованных действий)
з) музыкально-ритмические движения (игровые упражнения). [ 4; 291]
К подвижным и малоподвижные (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве «Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» «Самолёты».
С бегом: «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках». С прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку». С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики». С бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет». На ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано»
Игра малой подвижности "Дружба"
Дети встают в круг, берутся за руки и идут со словами.
Мы идем по кругу,
Найдем себе мы друга,
Найдем себе мы друга,
Найдем себе дружка.
Инструктор: 1,2,3-друга себе найди! Дети ищут пару. Оставшиеся без пары танцуют под музыку.
Подвижная игра «Самолёты».
По команде воспитателя «Заводим моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью. При команде: «Самолёты летят» дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и бегают врассыпную. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на скамейку.
Обрядовые (календарные) игры - это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.
Баба Яга
Водящий – Баба Яга – находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходя по кругу, не заходя в него один играющий произносит:
В темном лесу избушка
Стоит задом – наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
У нее глаза большие,
Дыбом волосы стоят.
Ух и страшная какая,
Наша Бабушка Яга.
На последнем слове играющие входят в круг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого – либо поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.
Башмачник
Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садиться на скамеечку «башмачник» и делает вид, будто шьет сапоги, напевая:
- Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки.
В это время играющие быстро ходят по кругу, произнося следующие слова:
- Примеривай, примеривай!
После этих слов водящий должен, не вставая со своего места и не передвигая скамейку, протянув руку, поймать кого – ни будь из участников игры. Пойманный становится водящим.
Русская народная игра " Наш платочек голубой"
Ребята по команде образуют круг, и передают 3 платочка по кругу:
Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу, выбирай скорее друга!
Покружись и попляши
И платочек покажи.
У кого окажется платочек в руках на последнее слово, тот выходит в круг и пляшет.
Инструктор: А сейчас я приглашаю всех на игру-забаву.
Пусть не будет в доме скучно,
Мы умельцы на все руки.
А ну, народ скорей вставай
К нам на русский разгуляй.
По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.
У медведя во бору
Игру проводят на любой площадке или в парке. Количество детей в игре не ограничено. На одной стороне игрового поля чертят линию, которую называют — «опушка», и круг — «берлога». Среди играющих с помощью считалки выбирают медведя, который будет сидеть в берлоге.
Дети ходят по границе опушки и имитируют сбор ягод и грибов. Медведь сидит в берлоге и делает вид, что спит. Дети подбираются все ближе к медведю и напевают песенку:
Я по опушке хожу.
Я на мишку гляжу.
Грибы ягоды беру.
И от мишки убегу!
Мишка, мишка косолапый.
Сел на шишку своей лапой,
Мишка громко заревел.
И пошел ловить детей!
После последней фразы, медведь выбегает из своей берлоги и старается кого-нибудь поймать. Тот, кого осалил медведь, должен идти к нему в берлогу и сидеть там. Далее игра продолжается так же. После того, как всех детей медведь поймал, его меняет самый первый, кого он поймал.
Примечание: держать пойманного ребенка и волочить в «берлогу» не обязательно, он может посидеть на лавочке рядом.
Ручеек
Эта игра очень давняя, в нее любили играть наши бабушки и дедушки. Она веселая и задорная.
Из всех участников выбирают водящего, а остальные девушки и юноши, взявшись за руки, становятся парами, после чего выстраиваются в колонну и поднимают сомкнутые руки вверх, над головой. Водящий должен побежать по образовавшемуся «коридору», чтобы взять кого-нибудь себе в пару, и отвести ее в конец колонны. Тот, чья пара разбита, идет в начало ручейка и бежит так же, как первый водящий. Постепенно «ручеек» движется.
Чем больше участников, тем интереснее становится эта игра.
Ранее, на Руси, эта игра использовалась для того, чтобы познакомиться с понравившейся девушкой или юношей, или же просто в качестве забавы на народных гуляньях.
Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)
«Каравай»
Играющие становятся в круг. В середину становится водящий (именинник). Все начинают водить вокруг него хоровод и петь песенку:
«Как на Мишины именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины! (поднять руки, подняться на цыпочки, показать)
Вот такой нежены! (опустить руки, присесть и показать)
Вот такой ширины! (развести руки, увеличить хоровод, показать)
Вот такой ужины! (свести руки и хоровод к центру, показать)
Каравай-каравай
Кого любишь — выбирай!»
После этого водящий выбирает из круга другого игрока:
«Я люблю, конечно, всех,
Только <имя> — больше всех!»
и танцует в кругу с ним. Потом игра продолжается с новым водящим. Если игра начинается с настоящим именинником, то для того, чтобы игра получилась весёлой, надо постараться, чтобы в центре круга после него побывали все гости.
Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).
«Море волнуется раз»
Ведущий отворачивается от игроков и произносит известную считалочку:
• Море волнуется раз,
• Море волнуется два,
• Море волнуется три,
• Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водой.
Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др.
«Ладушки»
Ладушки, ладуши (хлопки в ладоши)
где были? у бабушки
что ели? Кашку
что пили? Брашку
сели- поели (ладошки на колени)
кши- полетели (махи кистями)
на головку сели (ручки на голове)
опять полетели (махи кистями)
Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)
Бабка Ежка
В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка
Костяная ножка с печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу –
Раздавила курицу.
Пошла на базар –
Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого – нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.
Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:
1 - хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)
2 - некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.)
3 - хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.)
Положительные эмоции от общения с народным искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют и активизируют резервные силы организма.
Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью подвижных народных игр можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы – народная музыки, костюмы, шапочки зверей, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.
Развитие ребенка идет от движения и эмоции к слову. Поэтому вполне естественно, что дошкольникам легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные и выразительные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по настроениям и характеру народные произведения стимулируют развитие фантазии и воображения ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.
Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных танцевально-двигательных упражнений и игр, которые предполагают решение следующих задач: научить ребенка снимать напряжение с отдельных групп мышц и всего тела; развивать двигательную способность; пластическую выразительность: (музыкальность, ритмичность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к двигательной импровизации); фантазию; способствовать снижению боязни, страха, тревожности, улучшению настроения; повысить свою самооценку, социальную активность; развивать эмоциональность.
Так как народные игры предполагают участие большого количества детей, то, само собой, в них используется хоровое пение, которое наилучшим образом способствует развитию у детей музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти, развитию певческих навыков, содействует росту интереса к народной музыке, песне, а также повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Оно строится таким образом, чтобы все дети активно участвовали в пении. У детей при этом возникают коммуникативно-эмоциональные отношения.
Хоровое исполнение народных песен несёт большой положительный заряд, т. к. они носят оптимистический характер, побуждает к размышлениям и переживаниям, преодолеть чувство застенчивости, а ведущий, стоящий в центре круга попадает в центр внимания. Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, но надо учитывать, что пение несовместимо с резкими, быстрыми движениями, поэтому мы используем песни спокойного, плавного характера (главным образом, русские народные хороводы, игры). Эти песни мы поём без музыкального сопровождения, они имеют простую мелодию, развивает правильное дыхание, дикцию.
Работа по знакомству детей с народными играми начинается с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы («Коза рогатая», «Ладушки и др.) и некоторые игры спортивного характера, такие как «Ловишки» и «Прятки». Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные («Паучок», «Сорока» и др., драматические («Заинька», «Дрёма» «И уже в средней группы мы используем все виды народных игр. Что касается типов народных игр, то в младшем дошкольном возрасте используются хороводные и часть игр хороводов – шествий, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются народные игры всех типов.
Музыкально-ритмические движения игровые упражнения.
«Ладушки», муз. Н. Римского-Корсакова; «Марш», муз. Э. Парлова; «Кто хочет побегать?», лит. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкаревой; ходьба и бег под музыку «Марш и бег» Ан. Александрова; «Скачут лошадки», муз. Т. Попатенко; «Шагаем как физкультурники», муз. Т. Ломовой; «Топотушки», муз. М. Раухвергера; «Птички летают», муз. Л. Банниковой; перекатывание мяча под музыку Д. Шостаковича (вальсшутка); бег с хлопками под музыку Р. Шумана (игра в жмурки); «Поезд», муз. Л. Банниковой; «Упражнение с цветами», муз. А. Жилина «Вальс».
Этюды-драматизации. «Смело идти и прятаться», муз. И. Беркович («Марш»); «Зайцы и лиса», муз. Е. Вихаревой; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Птички летают», муз. Л. Банникова; «Птички», муз. Л. Банниковой; «Жуки», венгер. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкарева; «Мышки», муз. Н. Сушена. Игры. «Солнышко и дождик», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Жмурки с Мишкой», муз. Ф. Флотова; «Где погремушки?», муз. Ан. Александрова; «Прятки», рус. нар. мелодия; «Заинька, выходи», муз. Е. Тиличеевой; «Игра с куклой», муз. В. Карасевой; «Ходит Ваня», рус. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Игра с погремушками», финская нар. мелодия; «Заинька», муз. А. Лядова; «Прогулка», муз. И. Пахельбеля и Г. Свиридова; «Игра с цветными флажками», рус. нар. мелодия; «Бубен», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель. Хороводы и пляски. «Пляска с погремушками», муз. и сл. В. Антоновой; «Пальчики и ручки», рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; пляска с воспитателем под рус. нар. мелодию «Пойду ль, выйду ль я», обраб. Т. Попатенко; танец с листочками под рус. нар. плясовую мелодию; «Пляска с листочками», муз. Н. Китаевой, сл. А. Ануфриевой; «Танец около елки», муз. Р. Равина, сл. П. Границыной; танец с платочками под рус. нар. мелодию; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; танец с куклами под укр. нар. мелодию, обраб. Н. Лысенко; «Маленький танец», муз. Н. Александровой; «Греет солнышко теплее», муз. Т. Вилькорейской, сл. О. Высотской; «Помирились», муз. Т. Вилькорейской; «Ай 292 ты, дудочка-дуда», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Поезд», муз. Н. Метлова, сл. И. Плакиды; «Плясовая», муз. Л. Бирнова, сл. А. Кузнецовой; «Парный танец», рус. нар. мелодия «Архангельская мелодия». Характерные танцы. «Танец снежинок», муз. Бекмана; «Фонарики», муз. Р. Рустамова; «Танец Петрушек», латв. нар. полька; «Танец зайчиков», рус. нар. мелодия; «Вышли куклы танцевать», муз. В. Витлина; повторение всех танцев, выученных в течение учебного года. Развитие танцевально-игрового творчества «Пляска», муз. Р. Рустамова; «Зайцы», муз. Е. Тиличеевой; «Веселые ножки», рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова; «Волшебные платочки», рус. нар. мелодия, обраб. Р. Рустамова.
Русская народная игра " Наш платочек голубой"
Ребята по команде образуют круг, и передают 3 платочка по кругу:
Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу, выбирай скорее друга!
Покружись и попляши
И платочек покажи.
У кого окажется платочек в руках на последнее слово, тот выходит в круг и пляшет.
Инструктор: А сейчас я приглашаю всех на игру-забаву.
Пусть не будет в доме скучно,
Мы умельцы на все руки.
А ну, народ скорей вставай
К нам на русский разгуляй.