Шаченкова
Обобщение педагогического опыта работы «Влияние развивающей среды на формирование личности ребенка дошкольного возраста»
Обобщение педагогического опыта работы :
«Влияние развивающей среды на формирование личности ребенка дошкольного возраста».
Воспитатель средней группы : С. В. Шаченкова.
г. Москва,2019
Публикация «Обобщение педагогического опыта работы „Влияние развивающей среды на формирование личности ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Современный педагогический подход понимает развивающую среду дошкольного детства как совокупность предметов, представляющих собой наглядно воспринимаемую форму существования общества, культуры, в которых запечатлен опыт, знания, способности и потребности многих поколений.
Развитие личности ребенка происходит через присвоение общественно исторического опыта, формирование у него таких процессов, как память, внимание, воображение, развитие правильной речи, коммуникативных навыков. Через предметы ребенок познает самого себя, свою индивидуальность, находит себя во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми.
Предметно - развивающая среда в детском саду является основным условием для решение этих задач. Потому что, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, зависит динамика его развития.
В связи с этим, пространственная и игровая среда детского сада, группы предполагает развитие широкого круга интересов и детских форм деятельности. Это и элементарные формы самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением элементарных трудовых умений, разнообразные формы продуктивной деятельности, ознакомление ребенка с окружающим, явлениями природы и общества, различные формы эстетической деятельности, сюжетно – ролевыми играми. Пространственная среда необходима детям, так как выполняет, по отношению к ним, информационную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
В связи с этим следует выделить основные функции развивающей среды :
- является носителем информации об окружающем мире;
- влияет на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие;
- создает благоприятные условия для обучения ребенка;
- обеспечивает умственную, игровую, физическую активность;
- является основой для самостоятельной деятельности детей;
- раскрывает индивидуальность каждого ребенка.
Исходя из выше сказанного, мы пришли к выводу, что предметно пространственная среда в средней группе (4 – 5 лет) должна формироваться с учетом «зоны ближайшего развития», учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностями среднего дошкольного возраста в игре со сверстниками, а также особенностью этого возраста – желанием уединяться.
Для решения этих задач предметно развивающая среда в нашей средней группе была выстроена по принципу создания образовательно – игровых центров, таких как:
- центр удожественно-эстетического развития, в который включены центр изобразительной деятельности или уголок творчества; Здесь находятся различные инструменты, мелки, краски, сангина, пастель, карандаши, фломастеры, глина, грифельная доска, мольберты, которые позволяют детям в продуктивной деятельности отражать художественное восприятие, видение мира, его понимание, развивают у ребенка эстетический вкус, творческие способности.
— центр музыкально-театрализованной деятельности, это элемент среды, в котором «живут» сказочные герои, которые побуждают детей к практической деятельности. Помогают понимать эмоциональное состояние героев (радость, гнев, учат детей отличать положительное от отрицательного, формируют нравственные качества личности, развивают творческое воображение, память, речь.
В центре социально-коммуникативного развития большое место отведено атрибутам сюжетно – ролевых игр.
Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Кухня».
В центре ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правил дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
- Центр познавательное направление.
Большой популярностью у детей пользуется центр интеллектуального развития. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности : мерные стаканчики для исследования воды, песочные часы, камни, различные виды природного материала, круп и т. п. Для наиболее глубокого восприятия материала используются наглядные таблицы.
- Центр математического развития включает в себя пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания. Дети с удовольствием считают, решают ребусы, конструируют из геометрических фигур. Использование этого центра способствует развитию у детей внимания, памяти, конструктивного мышления.
- Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строительный материал, разнообразное «лего», конструкторы, игрушки для сопоставления форм, нанизывания. Игровые компьютеры и электронные игрушки приближают к пониманию современной науки и техники. Учат детей синтезу и анализу, расширяют технический кругозор.
- Цент речевого развития.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе, приобщение к истокам русской народной культуры. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
- Центр физического развития : Здесь имеются спортивное оборудование: инвентарь, игрушки, дорожки для профилактики плоскостопия, тоннели для лазания. Все это способствует приобщению ребенка к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается правильное отношение к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам, закаливанию организма.
-Центр Государственной символики. Знакомство детей с государственными символами, историей города, в котором они живут, начинается уже с четырех лет. Этот центр позволяет педагогам наглядно дать представление детям о стране, в которой они живут, ее символикой: флагом, гербом, гимном; рассказать о том, что главным городом страны является Москва, знакомим с символами города: Красной площадью, ее достопримечательностями.
Исходя из выщесказанного, мы пришли к следующим выводам: предметно - развивающая среда в средней группе детей дошкольного возраста должна строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, с учетом его интересов, уровня активности, возрастных особенностей.