Надежда Орехова
Влияние народной сказки на формирование нравственной и культурной основы личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
впервые испытать стойкость и
храбрость, увидеть добро и зло.
Сказки утверждают ребенка
в правильном отношении к миру»
Л. Толстой
ТЕМА ПРОЕКТА
«Влияние народной сказки на формирование
нравственной и культурной основы личности ребенка»
Творческое название
«Ты детям сказку расскажи….»
Автор проекта:
Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Сказка»
Публикация «Влияние народной сказки на формирование нравственной и культурной основы личности ребенка» размещена в разделах
ОП «Детский сад «Теремок» комбинированного вида»
Орехова Надежда Анатольевна
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Дети, воспитатель, родители
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта – информационно-практический
По характеру содержания – ребёнок – общество и культурные ценности
По количеству участников – групповой
Форма представления проекта – презентация
ЦЕЛЬ: Формирование нравственной и культурной основы личности ребенка посредством ознакомления с народной сказкой.
ГИПОТЕЗА
Если не знакомить ребенка с народной сказкой, то очень сложно раскрыть нравственные ценности, реализовать его эмоциональные, творческие потребности
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
• Развивать коммуникативные способности детей.
• Развитие творческих способностей детей.
• Формировать эмоционально-образное восприятие сказок.
• Формирование понимания нравственного смысла сказки, мотивированной оценки, поступков и характеров героев.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
• Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи.
• Приобщать родителей к семейному чтению русских народных сказок.
• Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки.
• Научить оценивать личностные качества персонажей; понимать мотивы поступков героев.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Как повысить интерес детей к сказкам?
2. Какие средства использовать при ознакомлении детей со сказкой?
3. Как может повлиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей со сказкой?
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
- Знакомство детей со сказкой развивает внимание, память, эмоции, дети становятся эмоциональнее, активнее, развиваются воображение, речь, творческие способности.
- Рассказывая сказку, родители создают в семье особую атмосферу доверительности, тепла и уюта.
- Сказка должна способствовать развитию нравственных качеств ребенка.
ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Выявление интереса ребенка к сказкам.
2. Влияние народных сказок на отношения ребенка со сверстниками.
3. Влияние сказок на речевое развитие ребенка.
4. Формирование внимания, памяти, усидчивости, развития речи.
5. Использование сказкотерапии для индивидуальной и фронтальной работы.
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап (сентябрь).
2. Основной этап (октябрь – апрель).
3. Заключительный (май).
ПОДГОТОВИТЕЛНЫЙ ЭТАП-
№ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЙ СРОКИ
1 Анкетирование родителей воспитатель сентябрь
2 Диагностика детей воспитатель сентябрь
3 Подбор библиотеки воспитатель сентябрь
4 Викторина по сказкам воспитатель сентябрь
5 Оформление уголка для родителей по русским народным сказкам воспитатель
сентябрь
6 Исследование и подбор сказочных произведений, наглядно-дидактического материала воспитатель сентябрь
ОСНОВНОЙ ЭТАП
№ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЙ СРОКИ
1 Оформление книжного уголка воспитатель октябрь-апрель
2 Проведение занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные) воспитатель октябрь-апрель
3 Экскурсия в библиотеку воспитатель октябрь-апрель
4 Литературная викторина по сказкам воспитатель октябрь-апрель
5 Конкурс рисунков на тему «Моя любимая сказка» воспитатель октябрь-апрель
6 Деятельность детей: лепка, аппликация «Мой любимый сказочный герой» Воспитатель
дети октябрь-апрель
7 Конкурс «Сочинение сказок» Воспитатель
родители декабрь
8 КВН по сказкам с участием родителей. Воспитатель
родители январь
9 Драматизация сказок, показ настольного театра воспитатель октябрь-апрель
10 Придумывание различных вариантов
продолжения сказок воспитатель октябрь-апрель
11 Презентация проекта в форме организации музея «В мире любимых сказок». воспитатель
родители
дети апрель
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
№ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЙ СРОКИ
1 Анализ результативности воспитатель май
2 Обработка и оформление материалов проекта воспитатель май
3 Представление материалов проекта на итоговом педсовете воспитатель май
4 Выставка детских работ «Моя любимая сказка» для родителей и сотрудников детского сада воспитатель
дети май
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
• На примере поступков сказочных героев дети усвоили нравственные заповеди
• Дети знают любимых сказочных героев своих близких, могут составить рассказ из нескольких предложений
• Умеют слушать сказки и выражать свое отношение к героям
• в группе создан музей «В мире любимых сказок», где представлены работы детей, выполненные своими руками или вместе с родителями
• Посредством сказкотерапии, игр – драматизаций наблюдается развитие связной речи
• По итогам проектной деятельности отмечена динамика развития общих способностей ребенка
• Активное участие родителей в реализации проекта – 75,5%.
ВЫВОД
Полученные данные материалов результативности подтверждают, что народная сказка является эффективным средством воспитания личностных качеств, нравственных ценностей, эмоционального развития детей.