Наталья Федосеева
Развитие графомоторных навыков у учащихся младшего школьного возраста посредством традиционных народных росписей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие графомоторных навыков у учащихся младшего школьного возраста посредством традиционных народных росписей»
Цель мастер-класса:.Познакомить участников мастер-класса с
опытом работы по развитию графомоторных навыков в учащихся
начальных классов посредством традиционных народных росписей.
Задачи:
Публикация «Развитие графомоторных навыков у учащихся младшего школьного возраста посредством традиционных народных росписей» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Народная культура, фольклор
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Обоснование значимости формирования графомоторных
навыков у учащихся дошкольного и младшего школьного
возраста.
• Практическая отработка приемов развития графомоторных
навыков у учащихся посредством традиционных народных
росписей.
• Развитие профессионального потенциала участников
мастер-класса.
Участники: педагоги дополнительного образования
Методы работы:
- рассказ, беседа,
- демонстрационный материал,
- показ,
- наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ).
Ожидаемые результаты:
Участники мастер-класса:
• Получат информацию о способах развития
графомоторных навыков средствами народной росписи.
• Проанализируют возможности применения данных
упражнений на занятиях различной направленности.
Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений. В ходе многочисленных упражнений по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма.
Для того, чтобы научиться хорошо и красиво писать, ребенку необходимо овладеть элементарными графическими действиями – декоративная роспись является лучшим способом.
Я предлагаю развивать графомоторные навыки посредством народных росписей. Потому что, рисуя карандашом или ручкой ребенок больше устает.
Карандаш-твердый; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Кисть -мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, рука не устает и такое обучение положительно влияет на развитие навыков.
Для оценки эффективности нами было проведено исследование, в ходе которого определялся уровень развития графомоторных навыков, в котором приняли участие 30 человек, учащиеся начальной школы. 15 человек (группа 1) учащиеся посещающее мое объединение, т. е. углубленно изучающие роспись и 15 человек (группа 2) – учащиеся обучающиеся по программе общеобразовательной школы.
Оценка достоверности различий
Для оценки достоверности различий полученных данных по параметру «Исследование возможностей обводки», «Исследование возможностей штриховки», «Исследование возможностей копирования», «Самостоятельное рисование» нами использовался метод математической статистики t-критерий Стьюдента. Различия данных испытуемых группы 1 и группы 2 по всемпараметрам носит статистически достоверный характер свероятностью погрешности р=0,01.
Количественные значения уровня развития графомоторных навыковиспытуемых группы 1 и группы 2 относятся к средним показателям,однако у испытуемых группы 1 наблюдается выраженная тенденция кдиапазону «выше среднего».
По результатам проведённой работы можно сделать вывод о том, что выявленные различия итоговых данных испытуемых группы 1 и группы 2 носит статистически достоверный характер с вероятностью погрешности р=0,01.
Табл. 1: Диагностика уровня развития графомоторных навыков у учащихся начальной школы
Исследование возможностей обводки Исследование возможностей штриховки Исследование возможностей штриховки
Исследование самостоятельного рисования Итого
Группа 1 Группа 2 Группа 1 Группа 2 Группа 1 Группа 2 Группа 1 Группа 2 Группа 1 Группа 2
Среднее значение
12,13
8,33
7,6
5,67
11,4
7,73
6,2
5,13
37,33
26,87
Так же мы продиагностировали уровень сформированности каллиграфического навыка в этих же группах.
Таблица 2: Диагностика уровня сформированности каллиграфического навыка учащихся начальной школы
Графическая грамотность Умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона Каллиграфическая чёткость и устойчивость начертания Умение соблюдать интервали расположение Итого
Группа 1 Группа 2 Группа 1 Группа 2 Группа 1 Группа 2 Группа 1 Группа 2 Группа 1 Группа 2
Среднее значение
4,2
3,3
4,6
3,8
4,3
3,4
4,1
3,5
4,3
3,5
Таким образом, выдвигаемая нами гипотеза нашла своё подтверждение. У учащихся, занимающихся по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Город мастеров» художественной направленности действительно наблюдается более высокий уровень развития графомоторных навыков, по сравнению с учащимися, не занимающимися по данной программе. Причём различия носят статистически достоверный характер.
МАСТЕР КЛАСС
За основу мы возьмем Хохломскую роспись.
Хохлома – один из старейших народных промыслов народов России.
Традиционно узоры хохломы представлены в виде цветов, трав, ягод,
реже – в виде животных и птиц.
Сегодня я предлагаю Вампофантазировать, нам с вами предстоит выполнить творческое задание – расписать элементами хохломской росписи представленные шаблоны.
Для этого необходимо овладеть каждым из отдельных составляющих, а затем применить все эти элементы в своей работе.
Сначала мы пишем элементы в прописях.
Далее работаем с шаблонами. Сегодня я вам подготовила матрешки и птички.
Элементы росписи.
Осочки - самый простой элемент узора. Он выполняется лёгким движением кончика кисти сверху вниз.
Травинки- это мазки с небольшим плавным утолщением.
Капельки рисуются приёмом прикладывания кисти к бумаге.
Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
Завитки выполняются с лёгким нажимом в середине элемента.
Теперь переходим к главному этапу мастер класса. Нужно применить изученные элементы хохломской росписи в своей работе. Тут вам потребуется все ваше воображение и фантазия.
В своем объединении я с детьми часто провожу занятия творческого характера, предлагаю:
• нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Хохломы;
• изобразить букет, составленный из городецких цветов и ягод;
• нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит росписи;
• нарисовать животного используя элементы росписи и мн. др.
• как и сегодня применяю шаблоны в своей работе.
Такой прием я применяю не случайно, что бы развивать графомоторные навыки, нужно долго и целенаправленно тренировать руку. Если попросить ребенка 300 раз написать какой-нибудь элемент, то он быстро потеряет интерес к работе и к росписи, а такие творческие задания помогаю в работе и тем самым тренируют руку.
Так же предлагаю расписать не только привычные деревянные дощечки или деревянную посуду, а на предметы окружающие быт ребят. Это: компьютерные мышки, расчески, рамки для фото, линейки, пеналы, чехлы для сотовых телефонов и многое другое.
Заключение
Можно сделать вывод, что народная роспись положительно влияет на развитие графомоторных навыков, воспитывает выдержку и усидчивость, развивает глазомер, внимание и аккуратность. Учителя младших классов отмечают, что у детей занимающихся росписью более красивый почерк, лучше развита мелкая моторика рук. Таким образом целенаправленная, систематическая и планомерная работапо развитию графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста дает хороший результат, что безусловно помогает избежать проблем школьного обучения.