Марина Суворова
Формирование личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Детский возраст является решающим в развитии и формировании познавательных процессов, точно так же, как и в развитии личности. В детстве закладываются почти все основные свойства и личностные качества человека, за исключение тех, которые не появятся раньше того времени, когда человек достигает определенного возраста, т. е. с накоплением жизненного опыта. Основные черты личности (мотивационные, инструментальные, стилевые) складываются в детстве. Первые относятся к интересам человека, к целям и задачам, к его основным потребностям и мотивам поведения. Вторые черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей и удовлетворение актуальных потребностей. Стилевые касаются темперамента, характера, манер, способов поведения.
Публикация «Формирование личности ребенка» размещена в разделах
В развитие личности каждые возраст вносит свой существенный вклад. Развитие отдельных групп личностных качеств ребенка происходит в дошкольное детство. Этот период считается сензитивным. Формируются первичные мотивы человека и черты его характера. В это время складываются также основные стилевые и частично инструментальные личностные качества, которые в раннем детстве формируются в результате взаимодействия генотипа и среды, а к старшему дошкольному возрасту начинают развиваться уже на основе социально-психологических законов. На основе оформления задатков способностей в дошкольном возрасте, сензитивный период продолжается вплоть до окончания школы.
Периоды личностного и познавательного развития ребенка не чередуются, а накладываются в онтогенезе друг на друга. Процесс интеллектуального развития детей идет несколько быстрее, чем процесс личностного развития и завершается раньше. Кроме того, периоды познавательного развития короче, чем периоды личностного развития.
Личностное развитие ребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально-психологической самостоятельности и независимости, а чувства внутренней свободы, характерного для высокоразвитой личности.
Постепенно, к раннему возрасту ребенок приходит к осознанию того факта, что его мать и другие люди представляют собой нечто отдельное от него. Ребенку помогает способность манипулировать и изучать объекты, овладевать ими физически и умственно. За счет движений и органов чувств ребенок постепенно осваивает окружающий его мир вещей и людей, отделяет себя от него посредством активности аналогичного типа, совершаемой вместе с ним и по отношению к нему взрослыми людьми. Развивается стремление к личностной независимости и персональной свободе у ребенка, вслед за тем, как рвутся его первичные физиологические и социально-психологические связи с матерью, с другими заменяющими и дополняющими ее людьми. Последовательные шаги этого жизненно важного стремления:
- физическая независимость (отделения ребенка от организма матери)
- физиологическая независимость (появление способности самостоятельно удовлетворять свои органические потребности)
- психологическая независимость – свобода, понимаемая как способность человека думать и поступать вполне самостоятельно, сообразно внутренне принятым принципам собственной автономной морали
Вместе с индивидуализацией и развитием ребенка в современном обществе, где есть место не совсем человеческим отношениям, может расти и чувство одиночества. Ребенок начинает осознавать свое одиночество по мере своего обособления. Это порождает в нем ощущение отсутствия защиты и тревоги. Серьезная опасность, которая может возникнуть на пути личностного развития ребенка, заключается в неполучении моральной поддержки со стороны окружающих людей, он вынужден защищать себя от них, бороться за свое существование.
Усиливающаяся индивидуализация в этих условиях приводит либо к подчинению другим, либо к подавление других, либо к изоляции от них. В первом варианте для того, чтобы снять тревогу и страх, ребенок стремиться слиться с окружающими, подчиняется им беспрекословно и действующим в обществе законам, возвышающимся над ним властям. Происходит полный или частичный отказ, от собственного «Я», от возможности быть индивидуальностью – личностью.
Во втором случае связи с людьми принимают неравноправный характер, но как бы с обратным знаком: человек начинает развиваться как личность за счет других людей и в конце концов останавливается в своем индивидуальном развитии потому, что вокруг него не остается никого, с кого бы он мог брать пример и кому бы подражать.
Третий тип психологически изолированной личности возникает, когда между формально свободными людьми (равными перед законом) устанавливаются исключительно рыночные отношения типа «ты – мне», «я – тебе». В этих условиях действительно нравственный человек в состоянии существовать и нормально развиваться, только изолировав себя от людей, лишенных глубинной нравственной основы. В результате рождается тип личности-отшельника, скитальца в пустыне человеческих отношений. И только четвертый путь – приобретенного нравственного самосовершенствования человека, открывает простор для полноценного личностного развития. Одной из серьезных опасностей, которая может возникнуть на пути личностного развития ребенка в современном чреватом конфликтами человеческими конфликтами обществе, является формирование и укрепление такой черты, как агрессивность. Ее можно определить как преднамеренное поведение причиняющее вред другому человеку или предмету. Это может быть физическое нападение одного ребенка на другого или взрослого (укусить, ударить, вербальная агрессия (обозвать, оскорбить, крикнуть, соответствующее воздействие на предметы материальной или духовной культуры, природу или животных. Агрессивность бывает ситуативной и личностной, неустойчивой и устойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеют в виду ее эпизодическое проявление у ребенка, а личностной – наличие устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей всегда и везде, где для этого складываются подходящие условия.
Причиной агрессивного поведения детей нередко выступают родители, которые сами демонстрируют образцы подобного поведения, причем враждебность реакций одних членов семьи по отношению к другим вызывает обычно вызывают аналогичные действия с их стороны. В результате своеобразный порочный круг на пути предупреждения агрессивного поведения у детей может образоваться внутри семьи.
Замечено, что мальчики более склонны к проявлению агрессивности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что обладанием некоторым близким к агрессивному формами поведения поощряется у мальчиков, а у запрещается. Образ мужчины как защитника и воина входит в мужской социально-личностный стереотип. Девочкам же с самого раннего возраста категорически запрещается категорически вести себя агрессивно, так как в женский социально-личностный стереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие, женственность.