Ольга Полежаева
План работы по теме «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы по самообразованию : расширение собственных знаний о значимости образовательной области художественно-эстетическое развитие.
Актуальность темы.
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Публикация «План работы по теме „Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством“» размещена в разделах
Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Актуальность темы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству в летний период.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.
Срок реализации: 1 год
№
п/п Содержание работы Сроки выполнения Работа с детьми Работа с родителями
1 Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. Сентябрь 1. Рисование по замыслу (работа со знакомыми техниками).
2. Коллективная работа «Нарисуй, что хочешь».
2. Натюрморт «День яблочного изобилия» 1. Родительское собрание «Нетрадиционные техники рисования»
2. Советы родителям: «Экскурсия в лес, парк» (подготовить материал для нетрадиционных техник рисования-листочки, веточки, шишки, мох).
2 1. Внести в уголок цветной и белый картон, кусочки обоев, наклейки, ткани, нитки, самоклеющ. плёнку.
2. Разработка картотек художественного слова, пальчиковая гимнастика. октябрь 1. «Весёлый гном» Цель: научить детей создавать образцы на основе восприятия схематического изображения предмета.
2. «Зачем человечку зонт» Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию. 1. Оформить папку-раскладушку : «Советы родителям по работе с краской»
3 1. Пополнение образцов декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных. Ноябрь 1. «На что похоже» Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.
2. «Берёза в снегу» Цель: развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус. 1. Организовать конкурс среди родителей на самую лучшую снежинку: «Серебристая снежинка»
4 Лепка – экспериментирование с художественными материалами Декабрь Лепка из пластилина “Олешек” 1. Консультация «Детское творчество в условиях семьи»
5 Знакомство с искусством –рассматривание керамической посуды, украшенной росписью и рельефом Январь Роспись керамической тарелки «Зимний лес.» 1. Консультация: «Развитие творческих способностей детей в игре и в быту»
6 Презентация «Аппликация как развитие творческих способностей дошкольников» Февраль Аппликация из бумаги “Веселые портреты” 1. Помощь родителей в оснащении и оборудовании материалом ИЗО уголка в группе.
7 Журнальная бумага. Аппликация из вырезанных частей предмета. Март Объемная аппликация “Члены моей семьи” Аппликация с помощью родителей.
8 Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника Апрель Чтение сказок А. С. Пушкина. Информация в уголке для любознательных родителей.
Консультация «Насколько важно читать ребёнку»
9 «Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности».
«Какую музыку нужно слушать детям» - консультация для родителей. Май Совместное изготовление нетрадиционных шумовых музыкальных инструментов Консультация "Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании"
10 «Музыкально- творческая деятельность оздоровительной направленности». Июнь Музыкальное мероприятие «До свидание, детский сад!» Консультация «Для чего нужно развивать чувство ритма у детей?»
Изучение методической литературы по художественно-эстетическому развитию дошкольников
№ предмет Список литературы
1. Художественная литература Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
Гербова В. В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга : СПб. : 1999.
Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.
2. Рисование Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.
Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»
Комарова Т. С. Детское художественное творчество- МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
Комарова Т. С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г. №9.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва,2010.
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».
Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.
3. Лепка Горичева В. С. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Кискальт И. Соленое тесто. – М. : «АСТ – пресс», 2001.
Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2009.
Колдина Д. Н. Лепка с детьми. - М. :МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2015.
Жуковская Марина. Играем на кухне. Развивалки для малышей. - СПб. :Питер,2013.
4. Аппликация Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000.
Каракулова О. «Рисуем» скотчем!» // Обруч. - 2003. - № 5.
Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. : КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования)
Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/ Д: Феникс, 2002.
5. Музыкальная деятельность «Эмоциональное развитие дошкольников» /Под редакцией А. Д. Кошелевой/ - Москва, 1985 г;
Гаспарова Е. «Эмоции ребенка раннего возраста в игре» журнал Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10.
Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005.