Светлана Русакова
Воздействие телерекламы на ребёнка дошкольного возраста как деструктивный фактор
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте происходят важнейшие процессы развития психики ребёнка. От того насколько успешно будут развиваться внимание восприятие, память, мышление, речь и воображение зависит качество дальнейшей жизни ребёнка. Психические процессы познания делают возможными для индивида не только приём знаний, но и их сбор, сохранение и воспроизводство. Именно в дошкольном возрасте происходит заложение фундамента познавательных функций психики человека.
Публикация «Воздействие телерекламы на ребёнка дошкольного возраста как деструктивный фактор» размещена в разделах
Мозг ребёнка до семи лет наиболее восприимчив к внешним воздействиям. Поэтому психика дошколят максимально восприимчива к внешним воздействиям. В отличие от психики взрослого человека, психика ребёнка не обладает свойством избирательности. Внимание взрослого человека фиксируется только в том случае, когда затрагиваются его насущные потребности и имеется достаточная мотивация. Все виды рекламы базируют своё действие именно на этих свойствах психики взрослого человека. Телевизионная реклама является наиболее эффективной формой рекламы, благодаря своей высокой образности и направленности на эмоции аудитории.
В современных условиях для ребёнка мультфильмы и детские телевизионные передачи, становятся неотъемлемой часть его время провождения. При этом телереклама, с её высокой убедительностью для эмоций ребёнка, своей яркостью и динамичностью становится для ребёнка важным информационным источником. Ситуация усугубляется тем, что дошколята имеют не высокую концентрацию внимания, как результат музыка в рекламе становится сенсорным раздражителем, для нестабильной детской психики.
Проблема заключается в том, что молодые родители, заметив, что дети до трёх лет внимательно смотрят яркие, обладающие высокой контрастностью, короткие телевизионные ролики. В этом случае, когда ребёнок ещё не смотрит развивающие мультфильмы и ему соответственно требуется внимание, молодые родители начинают использовать ролики рекламы, как погремушку. Но даже мультфильмы и специальные развивающие видео для детей необходимо дозировать, телереклама, безусловно, действует даже в небольшом количестве. Опасность телерекламы, заключается в том, что она направлена на эмоции, но ребёнок дошкольник довольно долго не может разделять эмоции на позитивные и негативные. Так, согласно данным исследования О. А. Прусаковой и Е. И. Лебедевой, только к шести годам нормально развивающейся ребёнок может различать положительные и отрицательные эмоции героев.
Примечательно, что в телерекламе героями сюжетов, часто становятся не ровесники аудитории, на которую она направлена, а дети на два три года их старше. Поэтому герои рекламы, для детей это уже взрослые действия которых, априори правильные, следовательно, для того, чтобы стать старше нужно одеваться и иметь те же игрушки, что и герой рекламы. Полезным от телевизионной рекламы может быть только развитие памяти, но такое воздействие на ребёнка оказывает любое видео с яркими образами.
Н. Н. Таланова, проведя исследование, среди дошкольников по влиянию на них телерекламы, сделала выводы, что до трёх лет дети вообще не могут понять смысл роликов телерекламы. В четыре года ребёнок, уже может пересказать сюжет рекламного ролика, но только к пяти годам могут выделить положительных и отрицательных героев. Наконец в шесть лет ребёнок уже понимает суть рекламного ролика и может объяснить причины поведения героев и эмоциональную окраску их поступков.
Н. Н. Авдеевой и Н. А. Фоминых, провели исследование, доверия детей содержания телевизионного рекламного ролика, как оказалось 55% респондентов до семи лет доверяют героям видео. Так же исследователи провели опрос среди дошкольников, охотно ли они смотрят телерекламу, 81% опрашиваемых ответили, что смотрят её с удовольствием. Но одновременно с этим, чем старше становятся дети, тем больше они характеризуют ролики телерекламы, как «не интересную и навязчивая». К двенадцати годам, уже 82% респондентов, заявили, что не смотрят телерекламу и не доверяют её содержанию.
Грошев И. В., Морозова Л. В., проведя исследование влияния рекламы на детей до семи лет, выяснили, что больше всего содержание телерекламы оказывает на набор слов дошкольника. Дети начинают активно использовать в слова из телероликов, в разговоре с взрослыми и со своими сверстниками, вставляя их часто совершенно не к месту. Опрос родителей детей, показал, что практически все они не в состояние противостоять уговорам и требованиям детей купить рекламируемый товар. Отказ родителей, в 93% случаях, приводил к приступам агрессии детей, во время которых родители, просто не знали как себя вести.
Следовательно, больше всего телереклама наносит вред эмоциональной сфере дошкольника. Для нормального развития психики ребёнка необходим баланс негативных и положительных эмоций, который телереклама явно нарушает. Опасения внушает то, что, согласно данным ЮНЕСКО, 93% дошколят с 3 до 5 лет смотрят телепередачи двадцать часов в неделю, а это как минимум четыре часа в сутки. Налицо проблема информационной загруженности детей. В этих условиях телереклама становится главным воспитателем ребёнка. Как результат у детей данной категории развивается общее недоразвитие личности, снижение интереса к занятиям, концентрации, эмоциональности. Одновременно с этим у детей наблюдается отсутствие сопереживания, инициативы, низкий уровень фантазии и воображения. Общее недоразвитие речи и низкий уровень подготовки к школе характеризует детей, которые регулярно смотрят телерекламу.
Таким образом, родителям и воспитателям необходимо создавать здоровьесберегающую среду для ребёнка, в первую очередь в ДОУ, так как именно в дошкольном возрасте детская психика наиболее уязвима деструктивному влиянию телерекламы. Конечно, для этого необходимо, чтобы родители, так же обеспечили снижение уровня информационной загруженности ребёнка, а именно уменьшить количество времени, которое ребёнок проводит перед экраном телевизора. Одновременно с этим целесообразно проводить психологическую коррекцию, состояния ребёнка, после проведения диагностики отклонений в эмоциональной сфере дошкольника. Результативность этих действий, зависит от степени взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников. Важно, чтобы родители, сократили общее количество времени мультфильмов и детских передач ребёнку до одного часа в день, при этом просмотр должен быть обеспечен только на кабельных каналах и в сети Интернет. Только в этом случае, удастся устранить негативное влияние телерекламы на психику ребёнка.
Список использованной литературы
1. Авдеева Н. Н., Фоминых Н. А. Влияние телевизионной рекламы на детей и подростков – URL : https://vivovoco.rsl.ru/vv/papers/men/reklama1.ama1.htm.
2. Венгер Л. А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст / Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, 2009. – 365 с.
3. Грошев И. В., Морозова Л. В. Особенности воздействия элементов шокирующей рекламы на поведение потребителя / И. В. Грошев, Л. В. Морозова // Социальная психология и общество. – 2012 – № 1 – С. 11-19.
4. Карелина И. О. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция / И. О. Карелина // Ярославский педагогический вестник. – 2004. – № 2. – С. 59-62.
5. Маринова Т. Ю. О восприятии телевизионной рекламы детьми и их родителями Социальная психология и общество / Т. Ю. Маринова. – 2013. – № 1. – С. 151-161.
6. Сергиенко Е. А. Модель психического в онтогенезе человека / Е. А. Сергиенко, Е. И. Лебедева, О. А. Прусакова. – М., 2009. – 413 с.