Наталья Кириченко
Вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс инновационные подходы и формы организации работы
▼ Скачать + Заказать документы
Вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс : инновационные подходы и формы организации работы
Старший воспитатель Кириченко Н. А
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Публикация «Вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс инновационные подходы и формы организации работы» размещена в разделах
В настоящее время все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются,что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, несмотря на то что сами испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей : усталостью, психическими и физическими перенапряжениями. Современнымродителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности
компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.
Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
Для того чтобы удовлетворить требования родителей в настоящее время педагоги детского сада активно используют весь потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально политических и экономических условий развития нашей страны.
Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы,- привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д.
Наш детский сад сегодня находится в системе развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы детского сада с семьей. Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, проводимые анкетирование, личные беседы, на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Для того чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, в развитии детско-родительских отношений, предлагаем различные формы :
Конференции, «круглые столы»;
Тематические выставки
Соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
Консультации специалистов;
Семейные спортивные встречи;
Открытые занятия для просмотра родителей;
Беседы, дискуссии;
Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;
Деловые игры;
Тренинги;
Квесты;
Праздники и развлечения;
Распространение лучшего семейного опыта;
Мастер-классы;
Вечера вопросов и ответов;
Дни добрых дел.
Основной формой сотрудничества с родителями являются родительские собрания, которые включают в себя комплекс психолога - педагогического взаимодействия детского сада и семьи. Однако на посредственное и формальное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход из этого положения мы видим в изменении форм и методов проведения родительского собрания, которые в нашем саду проходят в форме дискуссий, с использованием активных методов, способных длительное время поддерживать живой разговор. Это и презентации о жизни детей в детском саду, озадачивающие вопросы, минуты самоанализа, когда каждый родитель задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком. На родительских собраниях используются различные приемы это использование буклетов, видеоролики, аудио записи, видеоролики, газеты, информационно – коммуникативные технологии (компьютеры, мультимедийная техника)
Регулярно в детском саду проводятся совместные тематические выставки подделок и рисунков детей и родителей. Все семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями и дипломами на уровне группы, наиболее активные семьи, которые пронимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города, района- награждаются грамотами.
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например: шьют костюмы, проводят исследования по изучению истории своей семьи, города, родного края и т. д.
Проводимые итоговые занятия с участием родителей позволяют вовлекать их в единую образовательную систему и настроить на совместную дальнейшую плодотворную работу.
Использование досуговых форм работы позволило установить неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми и что немаловажно - между родителями. К данной группе форм относятся проведение педагогами совместных праздников, досугов и развлечений. Участие в районном рождественском спортивном празднике
Вся информация о проводимых мероприятиях в детском саду, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями. На сайте любой родитель получает возможность познакомится с особенностями образовательно – воспитательного процесса в ДОУ, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.
Планируется на сайте установить страничку отзывов и предложений для родителей и всех посещающих наш сайт.
Одной из интересных и эффективных форм работы с родителями является проведение «День открытых дверей», которая представляет им возможность познакомится с образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно образовательного процесса. Детский сад дает возможность взрослым «прожить» день в детском саду, ощутить атмосферу детской жизни, увидеть работу педагогов. В течении этого дня родители посещают разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, знакомятся с организацией и содержанием режимных моментов.
Для создания познавательного интереса и физического развития родители создали зимний городок, оборудовали спортивную площадку. Работа по благоустройству прогулочных площадок продолжается. Родители принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды.
В совместной деятельности педагогов родителей и детей в рамках проведения недели добрых дел. С Целью нравственного и трудового воспитания проводился субботник и высадка цветов с участием сказочных персонажей.
С целью обеспечения всестороннего развития, воспитания и обучения детей не охваченных дошкольным образовательным учреждением, с 1 октября на базе нашего сада открывается Консультативный пункт для
оказания профессиональной помощи родителям (законным представителям) в вопросах воспитания и развития детей с учетом их возрастных особенностей.
При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада дают положительные результаты. Всей своей работой сотрудники детского сада доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.