Татьяна Присяжная
Сообщение из опыта работы «Интеграция лего-технологии в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системнодеятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Интеграция лего-технологии в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Лего. Конструктор LEGO
- Опыт работы, практика
- Темочки
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи.
Обучающий конструктор ЛЕГО (LEGO) — это выбор педагогов и родителей, понимающих, как важно развивать ребенка, начиная с нежного возраста самыми лучшими и самыми увлекательными игрушками в мире.
Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. ЛЕГО-конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, ЛЕГО-конструктор легко можно интегрировать во все образовательные сферы.
Игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Я начала использовать ЛЕГО-конструктор не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и как часть занятия в рамках реализации направления «ЛЕГОШКА-ВСЕЗНАЙКА», в данное время и в рамках реализации ГОС дошкольного образования ДНР (программа «От рождения до школы»). Предпосылками стало то, что дети, которые в тот момент были у меня в группе, из большого количества игр чаще всего обращались именно к конструкторам.
Освоение ЛЕГО - конструктора велось последовательно от простого к сложному. Занятия по развитию конструктивного мышления проводятся по 25-30 минут.
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются :
1. Совершенствование навыков классификации.
2. Обучение анализу логических закономерностей и навыкам делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
3. Активизация памяти и внимания.
4. Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
5. Развитие комбинаторных способностей.
6. Закрепление навыков ориентирования в пространстве
Вторая часть - собственно конструирование.
Цель второй части - развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
1. Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
2. Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
3. Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
4. Ознакомление с окружающей действительностью.
5. Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями воспитателя и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
6. Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть - обыгрывание построек.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений я пользуюсь конструктором ЛЕГО для ознакомления со счетом, цифрами, учу различать геометрические формы, их цвет, расположение в пространстве, различать геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения, объединять фигуры по цвету и форме, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии.
Даю задания :
- к одной ЛЕГО-детали добавь еще две – сколько получилось;
- от четырех ЛЕГО-кирпичиков отнимем два – сколько получилось;
- сколько ЛЕГО-кирпичиков нужно добавить к трем, чтоб стало пять;
- столько ЛЕГО-кирпичиков надо убрать от шести, чтобы осталась один.
На занятиях по формированию целостной картины мира я с детьми изучаю постройки и архитектуру нашего города Донецка, парки, скверы. С детьми строим из ЛЕГО-конструктора любимые места города «Парк кованных фигур», «Цирк», «Театр кукол» и т. д.
Рассматривая и анализируя природные формы и конструкции, создаём эксперементально-исследовательские площадки - «Мир домашних животных», «Кто живёт в лесу», «Природа Африки и Севера», «Мир воды». Изучая природу, как источник сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека, как создателя материально-культурной среды обитания, разрабатываем постройки «Полезная фабрика», «Станция тепла и света».
Коммуникация: на занятиях по развитию речи я использую дидактические игры, словесные игры, с ЛЕГО конструктором. В процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности дети учатся описывать конструкции, материалы, учатся рассказывать о ходе действий и построении конструкции, учатся строить логически связные высказывания, учатся рассуждать, обосновывать, формулировать выводы.
Используя стихотворения о конструкторе ЛЕГО, создаю предпосылки для сценической деятельности - «ЛЕГО-театр», «ЛЕГО-пантомима».
ТРИЗ-сказки о ЛЕГО позволяют раскрыть фантазию и оригинальность не только построек, но и самого ребенка. Одушевляя конструктор и придавая волшебные качества, помещая ЛЕГО-детали в другую сказку, речь ребенка становится интересной и продуктивной.
Также использую ЛЕГО в обучении грамоте. Абстрактный термин “звук” весьма трудно понять детям с речевой патологией. Для решения этой задачи можно использовать ЛЕГО : в наборах есть человечки в разноцветной одежде. Человечки в красной одежде могут изображать гласные звуки. Твердые согласные- человечки в синей одежде, мягкие согласные - в зеленой.
Использование человечков упрощает работу по анализу и синтезу слогов. По аналогии можно использовать ЛЕГО-детали при составлении схемы предложения.
Художественное творчество (конструирование, рисование, аппликация, лепка) : использую детали конструктора ЛЕГО как штамп в рисовании, а также постройку как художественное средство. Моделирование с учетом художественных правил позволяет на занятиях по конструированию сформировать эстетический вкус. Конструирование способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Не так просто сделать конструкцию: её изготовление требует определённых волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В сюжетно-ролевых играх дети используют созданные ЛЕГО-постройки. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира.
Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с ЛЕГО-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.
В физическом развитии я уделяю внимание таким направлениям как: ЛЕГО-зарядка, ЛЕГО-физминутка, ЛЕГО-самомассаж.
ЛЕГО-конструктор можно использовать в целях развития и поддержания интереса к физкультурным занятиям, подвижным играм, массажу (как оборудование). Рациональный подбор конструктора, его обновление, внесение новых элементов и деталей, их перестановка или чередование – все это помогает реализовать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно-проверочное).
Таким образом, при правильной организации процесса по использованию ЛЕГО-конструктора работа с детьми становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Давидчук А. И. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» //А. И. Давидчук. Москва, «Просвещение», 2010
2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO / Л. Г. Комарова. - М., 2001.
3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т. В. Лусс. - М., 2003.
4. Михеева О. В. LEGO : среда, игрушка, инструмент / А. В. Михеева, П. А. Якушкин / / Информатика и образование. - 1996.
5. Михеева О. В., Якушкин П. А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA / А. В. Михеева, П. А. Якушкин / / Информатика и образование. - 1996.
6. Новикова В. П. «Лего-мозаика в играх и на занятиях» /В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. Москва, Мозаика-Синтез, 2005.
7. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л. А. Парамонова. - М., 1999.
8. Фешина А. В. ЛЕГО - конструирование в детском саду. \А. В. Фешина. - М. : ТЦ Сфера, 2012