Марина Трифонова
Восстановление психоэмоциональной сферы у детей с помощью элементов музыкотерапии в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Восстановление психоэмоциональной сферы у детей с помощью элементов музыкотерапии
в работе педагога-психолога.
Музыка окружает нас во всех сферах жизни. С определенной музыкой мы растем, взрослеем и она как нечто что-то особое всегда рядом с нами. У каждого есть свои предпочтения и направления. И нет сомнений в том, что музыка задевает наши струны души, влияет на наше настроение, а значит прямым образом влияет на эмоции. С древних времен известно, что музыка оказывает умственный и физический эффект на любой организм.
Публикация «Восстановление психоэмоциональной сферы у детей с помощью элементов музыкотерапии в работе педагога-психолога» размещена в разделах
Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.
" Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни".
Большое значение музыке, как силе лечения, в воих эксперементальных исследовниях, придавали С. С. Корсаков. В. М. Бехтерев и другие известные русские ученые.
Музыкатерапия-это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства, а также это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.
Музыкатерапия, в коррекционой и профилактической работе педагога-психолога, позволяет решить ряд психоэмоцинальных проблем у детей : преодолеть психологическую защиту ребенка- успокоить или, наоборот, настроить, активизировать,заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делом-музыкальными играми,пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.
Музыкотерапия обеспечивает гармонизацию в состоянии ребенка:снимает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно,сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибрации.
Музыкатерапия понижает умственную усталось, повышает эмоциональный тонус, бодрит, раскрепощает, поднимает настроение.
За очень короткое время, подобно вспышки лампочки, музыка мгновенно может повлиять нетолько на психоэмоциональный фон, но и на работоспособность познавательных процессов у детей.
В книге " Ускоренное обучение с музыкой" Т. Уайлера и У. Дуглас говорят: " Музыка -это ускоренное шоссе к памяти".
Музыка улучшает память и обучаемость. Если во время занятий использовать фоном произведения средневековых композиторов, то это повысит концентрацию внимания и настроит восприятие на определенный лад.
Музыка-это внутренний ключик к моторчику двигателя внутри ребенка. Музыка способна на творить "маленькие чудеса" в жизни детей. Неторопливая музыка земедлит дыхание и сделает его еще более глубоким. Быстрая и ритмичная заставляет дышать чаще.
Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга,активизируя умственную деятельность,что является важным для интеллектуального развития ребенка-дошкольника.
Палагаясь на эти знания, я как педагог-психолог, использую на занятиях, на постоянной основе, музыкальный свой архив.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) использую этот метод в коррекционной работе. Считаю его оригинальным и эффективным.
С гиперактивными детьми занятия проходят под спокойную музыку. С детьми зажатыми происходит все наоборот.
У каждого ребенка есть своя любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. По просьбе детей звучат их любимые музыкальные произведения. А педагог-психолог знает, что все что близкое и очень знакомое, благотворно влияет на психику ребенка. Это очень сближет педагога и ребенка, является призывом к общению, раскрепощает и заставляет ребенка подпевать, двигаться и улыбаться.
Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.
Так, например:
- для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена: «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы» И. Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна; Григорианские песни.
- для уменьшения раздражительности, успокоения – «Лунную сонату» Л. Бетховена, «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, «Грезы» Р. Шумана, музыку А. Вивальди и В. А. Моцарта;
- прослушивание музыки Моцарта может вызвать улучшение умственной работы, и в раннем детстве воздействие классической музыки Моцарта оказывает благотворное влияние на умственное развитие. «Эффект Моцарта»
- для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта; «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского
-для повышения мышеченой работоспособности-Маршевая музыка;
- для детей с различным темпераментом, соответственно, и музыка подбирается разная. Мелодии со спокойным ритмом должны слушать беспокойные дети. А заторможенным, вялым детям с плохим аппетитом необходимо слушать музыку в темпе «алегро», вальсы из балетов Чайковского, произведения Вивальди, маршевые композиции, «Каприз №24» Н. Паганини, «Весна священная» Стравинского….
- Наибольшим возбуждающим воздействием обладает музыка Вагнера;
-для активизации чувства любви к ближнему-Музыка композиторов романтиков (Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, Ф. Шуберт);
для активизации сердечной мышцы, для развития чувства сострадания-П. Чайковский,М. Глинка и муз. произведения где звучит скрипка, виолончель и гитара.
На занятиях с использованием светового планшета, я использую чаще фоновую музыку, звучащая "вторым планом", без установки на осознанное восприятие.
Рекомендации по применению музыкатерапии в коррекционной групповой работе с детьми :
1) использовать для прослушивания можно только то произведения,которое нравится абсолютно всем детям;
2)лучше слушать музыкальные пьесы, которые знакомы детям;
3) продолжительность не более 10 минут.
Дополнительный список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей :
Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.
Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.
Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.
Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, - "Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.
Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.
Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона.