Елена Шляхтина
Воспитательное мероприятие «О труде и трудолюбии», посвящённое Дню труда для детей разной степени умственной отсталости
Коммунальное Государственное учреждение «Петропавловский детский центр социального обслуживания» акимата Северо-Казахстанской области
управления координации занятости и социальных программ акимата
Северо-Казахстанской области
Открытое воспитательное мероприятие
«О труде и трудолюбии»
Подготовила воспитатель II категории
Шляхтина Елена Петровна
2019 ГОД
Цель мероприятия :
Публикация «Воспитательное мероприятие „О труде и трудолюбии“, посвящённое Дню труда для детей разной степени умственной отсталости» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Обобщение представлений об осени, ознакомление с сезонными особенностями сельскохозяйственного труда людей. Вызвать у детей желание контактировать, отвечать на вопросы. Расширить общий и собственный кругозор воспитанников. Приобщать детей к необычной для будничных дней обстановке, содействовать созданию весёлого и радостного настроения.
Задачи:
Обучающая
учить детей внимательно слушать ведущего, адекватно воспринимать музыкальные мероприятия, участвовать в эстафетах и играх, отвечать на вопросы, разгадывать тематические загадки, воспринимать смену игровой деятельности. Учить выполнять действия с предметами по инструкции и по показу педагога, формировать у ребят умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Развивающая
развивать эмоциональную отзывчивость на события, воображение, пантомимическую выразительность, речь, ориентировку в пространстве, мелкую и общую моторику, чувство ритма; создать условия для развития памяти, внимания, мышления. Укрепление физического и психического здоровья детей.
Воспитательная
воспитывать интерес к труду, интерес к природным явлениям, коллективным играм, соревновательному процессу, способствовать сплочению детского коллектива, формируя нравственные качества детей : умение дружить, общаться; развивать навыки сотрудничества, формировать навыки совместных соревновательных действий.
Коррекционная
коррекция речи, мыслительной деятельности, различных видов памяти, внимания через игру, коррекция и развитие зрительных восприятий, слухового восприятия, тактильного восприятия, личностных качеств воспитанников, эмоционально-волевой сферы, поведенческих реакций.
Оформление:
Ширма, оформленная по теме мероприятия, бутафорные осенние листья, картинки о труде, картинки садового инвентаря.
Оборудование:
Деревянные кубы, вёдра, детские лопатки и лейки, предметные картинки на тему: «Овощи», картофель, декоративная тыква
План мероприятия :
- вступительное слово ведущего
- сюрпризный момент
(появление героя «Огородное пугало»)
- ход мероприятия
(чтение стихов, подвижные игры, физкультминутка, загадки, эстафеты, дидактические игры)
- заключительное слово ведущего
Вступительное слово.
Ведущий: Здравствуйте ребята.
Ребята, скажите, а какое время года наступило?
Дети: Осень.
Ведущий: А вы знаете, что происходит осенью?
Дети отвечают. Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в теплые края, некоторые животные засыпают.
Ведущий: А ещё, чем примечательна осень? Осень - это время сбора урожая. И все что выросло на полях и огородах, надо собрать и сохранить на зиму. И об этом мы послушаем стихи.
1. Стихотворение.
Осень скверы украшает (1 ребёнок)
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде, (2 ребёнок)
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идёт уборка – (3 ребёнок)
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья, (4 ребёнок)
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай (5 ребёнок)
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
Ведущий: Молодцы! Ребята! А вы любите трудиться? Значит, пора выходить в огород. (Ведущий обувает галоши, берет ведро)
Ой, а кто это у нас тут стоит. Кто его узнал? А ну, ка отгадайте загадку.
В огороде стоит,
Ничего не говорит,
Сам не берет
И воронам не дает.
Дети отвечают. (Огородное пугало)
Ведущий: Правильно, это огородное пугало или его еще называют чучело.
Дорогое наше пугало, ты всё лето работало, урожай охраняло. Даже одёжка вся у тебя обтрепалась, а теперь ты будешь нам помогать. Согласны ребята?
Чтобы собрать урожай нужно хорошо потрудиться. А собирать мы будем, отгадайте
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом.
(Картошка)
Ведущий высыпает картофель посредине сцены.
Ребята, а что мы забыли, смотрите, вёдра есть, картофель есть.
Огород она копала
От рассвета до заката
Уморилась и упала
На земле лежит
(Лопата)
2. Игра «Соберём урожай».
Условие игры: 2 команды, перенести детскими лопатками картофель в вёдра. Кто больше перенесёт.
Молодцы ребята! Умеете трудиться. Устали?
Дорогое наше пугало! Поиграй с ребятами.
3. Подвижная игра «Чучело».
Дети ходят вокруг «чучела», проговаривая слова:
В огороде чучело, чучело стоит,
Огурцы нам чучело рвать не велит.
Мы тихонько пойдем и огурчиков нарвем (направляются к чучелу на носочках).
«Чучело» : огурцы не дам я рвать, буду вас я догонять!
Дети разбегаются, а чучело их ловит, того кого осалил, тот садится на скамейку. Игра повторяется 2 – 3 раза с новым водящим.
Молодцы! Побегали, разогрелись. Теперь вы знаете, что пугало на огороде тоже трудится охраняет урожай. А кто хочет поработать пугалом? Задание такое, я читаю стишок, а вы показываете движения.
4. Игра импровизация «Поработай чучелом!».
Показывают по очереди несколько детей, надевая шляпу
Ведущий:
В огороде чучело шляпу нахлобучило, (имитируют движения надевания шляпы)
Рукавами машет, как будто бы пляшет. (движения руками)
Это чучело – оно - сторожить поставлено, (показывают как стоит чучело)
Чтобы птицы не летали, урожай наш не клевали. (имитируют полет птиц)
Показывают по очереди несколько детей, надевая шляпу
5. Физминутка «Листики дубовые».
Дети 3 группы выполняют в центре зала движения под музыку. Остальные дети на местах.
Молодцы! Продолжаем трудиться?
6. Игра «Поливаем огород».
Ребята! А какую работу мы ещё выполняем на огороде? Слушайте загадку.
У ведёрка длинный носик,
Дождиком течёт водица.
Все цветы хотят напиться,
Жалобно её все просят:
- Нас скорей полей-ка,
Дорогая (Лейка)
Лейкой что мы делаем? Правильно, поливаем.
И поскольку осенью на огороде поливать уже нечего, что же мы с вами будем поливать? Даю подсказку. Чтобы ухаживать за цветами тоже требуется терпение и труд. Задание такое. Надо каждый цветок привести в порядок. Все умеете ухаживать за цветами?
Выиграет тот, кто всё правильно сделает. Ну, вот мы ещё немного поработали. Молодцы!
7. Игра «Найди нужную растительность».
Ребята, посмотрите какие ещё у нас на огороде выросли овощи. (На магнитной доске овощи без зелени. А чего же у них не хватает? Задание: надо правильно подобрать растительность для каждого овоща. 1 ребёнок дополняет 1 овощ).
8. Эстафета «Репка».
Все помнят сказку …мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку и т. д. Как она называется? Дети овечают. У нас на огороде тоже выросла репка, и наша задача её вытянуть (двое детей в шапочках репки садят в конце зала) Так кто у нас будет репкой? По сигналу «дедки» бегут до репки, обегают ее и возвращаются за «бабкой». Бегут, вместе взявшись за руки, обегают репку и возвращаются за внучкой и т. д. Задача мышки, взять репку за руку и вместе всем вернуться на исходную и построиться.
Выигрывает команда, первая выполнившая эстафету.
9. Игра «Собери картинку».
Молодцы, собрали урожай репки. Давайте, вспомним, какой большой овощ растёт в огороде.
Отгадайте загадку.
Очень вкусная она,
Рыжий цвет и так нежна,
Можно кашу делать даже,
Овощей она всех краше.
Пусть тяжелая, большая,
Радуемся все ее срывая.
Есть на грядке, угадаем,
Дружно хором называем. (Тыква)
Вспомнили? А теперь давайте её составим. Дети по очереди подбирают части картинки.
Описание тыквы.
10. Игра «Домик для тыквы».
А ещё есть тыква, которую выращивают для красоты. Ведущий показывает декоративную тыкву. Беседа о том, какая она, какой формы.
Задание: найти нужную форму, чтобы тыква попала в домик.
Молодцы, все справились с заданием.
11. Игра «Дворник».
И так мы с вами работали лопатой, копали картофель, собирали её в вёдра, поливали лейкой. А какие садовые инструменты вы ещё знаете? А это что за инструмент? Ведущий показывает грабли. А кто работает этим инструментом? Правильно, дворник. А, осенью какое явление происходит? И сейчас мы посмотрим, как вы любите чистоту. Какое явление происходит осенью? Листопад. Дети собирают опавшие листья.
12. Игра «Обнимашки».
Ребята! Мы с вами поработали, собрали весь урожай. А что делают после уборки урожая?
Отдыхают, веселятся. Поиграем с вами в очень весёлую игру.
Нечётное количество детей прыгают, веселятся под музыку. Как только музыка заканчивается, дети должны обняться по двое. Кто остался без пары, тот садится на скамейку.
13. Сюрпризный момент. Награждение почётными грамотами за трудолюбие.
Заключительное слово ведущего.
Чтобы научиться трудолюбию нужно три года, а чтоб научиться лени - три дня.
Поэтому не ленитесь, трудитесь, уважайте труд других. Всем, всего хорошего и до новых встреч.
Литература:
1. Интернет ресурс. «Международный образовательный портал МААМ».
2. Кладовая развлечений – 2012 - 2018 kladraz.ru.
Главный редактор: Вовченко Е. А.
3. © 2011 - 2018 Учебно-методический кабинет.