Александра Шулякова
Программа по патриотическому воспитанию для учащихся 1 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательная программа по патриотическому воспитанию
Для учащихся 1 класса
Сроки реализации – 1 год
Пояснительная записка
Программа определена на основе необходимости систематизации и целенаправленной деятельности по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, краю, селу, школе, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, края, села, школы.
Темочки:
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Программа направлена на формирование и развитие личности школьника, который обладает качествами гражданина-патриота Родины, своего края, школы.
Актуальность разработки программы обоснована наблюдающейся в данное время тенденции ослабления связи поколений и отсутствие передачи духовно-практического народного опыта. В настоящее время сельская и городская молодёжь относится к народным играм, песням и обычаям как к проявлению чего-то устаревшего и бесполезного.
К сожалению, с каждым годом становится заметнее утрата обществом традиционно российского патриотического сознания.
Патриотизм стал перерождаться в национализм. Утрачено истинное значение и понимание интернационализма. Получило широкое распространение в общественном сознании эгоизм, равнодушие, цинизм, индивидуализм, неуважительное отношение к государству и к социальным институтам.
В современном учебно-воспитательном пространстве есть возможность выбора формы деятельности. Но важное место занимает воспитание в ребёнке уважения к историческому наследию своей Родины, патриотизма. Большую помощь оказывает проведение классных часов и экскурсий, которые способствуют:
– углублению знаний о Родине и своём родном крае;
– более глубокому знакомству с историей своей семьи;
– углублению знаний об традициях, истории и культуре народов России;
– воспитанию гражданского самосознания;
– пониманию личной ответственности учащимися за будущее страны.
Дети подражают взрослым. Проигрывая с ними элементы русских народных праздников, можно познакомить их с культурным наследием предков.
Огромную роль в воспитательной работе играет устное народное творчество – поговорки и пословицы, песни, загадки, былины прививают любовь к семье и к своему краю. Они знакомят детей со славными подвигами богатырей – символом защитников Русской земли. Способствует осознанию каждым учеником значимости гражданства и его принадлежности к Родине.
С детских лет ребёнка нужно учить уважительно относиться к законам своей страны и символике государства.
Так как в школе обучаются дети разных национальностей и вероисповеданий, то важную роль в деятельности классного руководителя играет работа по сплочению детского коллектива. В данном случае перед учителем стоят следующие задачи:
– развить коммуникативные навыки у учащихся;
– способствовать формированию умения понимать себя и других, вести диалог и участвовать в совместных мероприятиях;
– познакомить с основными правилами бытового и делового этикета;
– сформировать умение совершенствоваться в коллективе;
– формировать понимание значения дружбы.
Работа классного руководителя должна быть направлена на то, чтобы учащийся любой национальности чувствовал себя комфортно в коллективе класса, мог свободно играть, общаться, выказывать чувство сострадания, стремился к взаимоподдержке и взаимовыручке.
Чтобы повысить шансы сплочения детского коллектива, классному руководителю необходимо постоянно общаться с детьми и обсуждать проблемы, возникающие в коллективе класса.
При нравственном воспитании прививается любовь и уважение к другим людям, формируется бережное отношение к природе. Всё это перерастает в любовь к своему народу и Родине.
Воспитательные цели :
воспитать духовно-нравственные качества у детей на примерах поступках и событиях из истории страны и города.
укрепление родственных отношений к родителям и родственникам;
формирование у учащихся и их родителей интереса к изучению родословной и истории своей семьи.
Задачи:
сформировать патриотизм, понимание прав и свобод личности, гражданскую позицию;
сформировать нравственные основы личности;
сформировать гуманистическое отношение к людям и окружающему миру;
сформировать патриотические чувства на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира;
развить и сохранить чувства гордости за свою страну, город, село, школу, семью.
Режим проведения занятий:
1 учебный год – 2 раза в неделю (64 часа).
В программе четыре раздела :
1. Моя семья. В раздел входит знакомство с семьёй, её реликвиями, традициями. Рассматриваются отношениями между членами семьи. Прививается любовь и уважение к предкам. Предусматривается пропаганда совершения поступков, которыми будут гордиться следующие поколения.
2. Мой город. В разделе происходит знакомство с памятными местами и достопримечательностями города Тарко-Сале. Раскрывается красота родного города и прививается уважение к живущим в нём людям. Происходит знакомство с улицами города, архитектурой и историческими личностями города.
3. Моя Родина. Раздел формирует чувство патриотизма и любви к Родине у учащихся. Он знакомит с символами и важными событиями в жизни России.
4. Помни. Раздел знакомит с датами исторических событий и героями сохранившими о себе память до современности.
Ожидаемые результаты реализации программы :
устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи и малой родины;
уважительное отношения к памятникам истории;
трепетное отношение к природе родного края;
инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда других;
соблюдение правил культуры, пунктуальность, организованность и требовательность к себе, честное и уважительное отношение к людям.
Итоги подводятся с использованием следующих форм:
Тематические игры;
Выступление на мероприятиях, которые посвящены значимым историческим датам;
Беседы, викторины, дискуссии;
Коллективные творческие дела;
Соревнования;
Конкурсы и выставки;
Экскурсии, походы, поездки;
Трудовая деятельность;
Содержание программы
Раздел «Моя семья»
Теоретический материал: Моя семья живёт в России; семейные традиции; профессии в моей семье; трудовые будни моей семьи; как воевали мои предки; семейное творчество.
Практические занятия: конкурс рисунков «Семейные праздники»; составление родословного дерева; памятные вещи семьи и их история; выставка рисунков «Хочу быть как…»; презентации о членах семьи, которые воевали во время Великой Отечественной войны; конкурс «Портрет мамы»; выставка совместных творческих работ учащихся и их родителей.
Раздел «Мой город»
Теоретический материал: я живу в Тарко-Сале; достопримечательности Тарко-Сале; моя школа; посещение Пуровского историко-краеведческого музея.
Практические занятия: работа по карте Тарко-Сале «Расскажи о своей улице»; архитектура и история здания школы; экскурсия по достопримечательностям Тарко-Сале.
Раздел «Моя Родина»
Теоретический материал: беседа «Моя Родина – Россия»; День Воинской Славы России; день победы в Куликовской битве; празднование годовщины разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве советскими войсками; празднование Международного Женского дня 8 Марта; празднование «День победы» 9-го мая.
Практические занятия: конкурс рисунков «Что такое Родина?»; Урок Мужества; подготовка открыток для бабушки и мамы к 8-му Марта; встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
Раздел «Помни»
Теоретический материал: Беслан – кровоточащая рана; день Бородинского сражения; День Космонавтики; празднование Великой Победы над фашистами.
Практические занятия: просмотр фильма о Беслане; Урок Мужества в Музее Боевой Славы; презентация женщины-космонавты; Митинг у Вечного огня в честь погибших во время Великой Отечественной войны.