Светлана Шайбулатова
Программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию «Родничок» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родничок»
для детей второй младшей группы
Пояснительная записка
Я узнал, что у меня есть огромная семья:
И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое- это все мое, родное!
Это Родина моя! Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
Мы живём в замечательной стране – России, которая является страной с величайшей духовной культурой, богатым историческим прошлым, приветливым, добрым и бескорыстным народом!
Публикация «Программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию „Родничок“ для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Жители России всегда относились к нашей стране с любовью, с гордостью за свою Родину, жертвенным отношением к ней! Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последнее время произошли многие изменения в экономических и политических сферах жизни, которые привели к ослаблению духовных ценностей народов, населяющих Россию. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Наиболее явной отличительной чертой стала - постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему посёлку. Знакомясь с родным посёлком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Любой край, область, даже небольшая деревня - неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Дети должны знать и любить свою малую Родину, тот уголок, где они родились и живут.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Цель кружковой работы:
Формирование нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду; приобщение детей к культуре русского народа.
Задачи:
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к своему родному городу;
• Развивать творческие и познавательные способности детей;
• Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• Воспитание уважения к труду взрослых;
• Расширение знаний и представлений о красоте родного края, родной природы;
• Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Участники: воспитатели группы, дети, родители, музыкальный руководитель.
Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю. Продолжительность занятия с детьми второй младшей группы составляет 15 минут.
Ожидаемые результаты:
• Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду;
• Расширятся знания и представления детей о родном крае;
• Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;
• У детей сформируется чувство гордости за свой посёлок, свою малую Родину;
• Дети будут с уважением относиться к труду взрослых;
• Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.
Учебный план на 2017-2018 учебный год.
I блок: «Моя семья»
Сентябрь
1. Тема «Мама, папа, я – дружная семья!»
Цель: учить детей называть членов своей семьи; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга; понимать роль взрослых и детей в семье; вызвать у детей радость и гордость за то, что у него есть семья.
2. Чтение сказки «Гуси-лебеди»
Цель: Развивать у детей доброе отношение и любовь к своим братьям и сёстрам; вызывать у детей интерес к сказкам, желание слушать и запоминать содержание сказок.
3. Тема: «Я и моя мама. Чтение стихотворения «Мамочка моя»»
Цель: развивать у детей доброе отношение к своей маме; вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу.
4. Рассматривание альбома «Домашние обязанности»
Цель: дать представление о семейных обязанностях; воспитывать любовь к труду, желание помогать родителям.
Октябрь
1. Сюжетно-ролевая игра «Бабушка и дедушка приехали!»
Цель: учить детей проявлять заботу о своих бабушках и дедушках, относиться к ним с нежностью и любовью; воспитывать культуру поведения.
2. Лепка «Испекла бабушка – оладушки»
Цель: учить преобразовывать круглую форму шара в диск, расплющивая шар пальчиками.
3. Тема «Домашние животные у нас дома»
Цель: продолжать знакомить детей с классификацией животных (дикие и домашние); закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие; познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными.
4. Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Репка»
Цель: развивать разговорную речь детей, действовать согласно взятым на себя ролям.
II блок «Мой дом, моя улица»
Ноябрь
1. Тема «Дом, в котором я живу!»
Цель: воспитывать гуманные чувства по отношению к своим близким, своему дому, формировать этические представления.
2. Аппликация «Строим, строим дом, вырос дом, огромный дом»
Цель: продолжать развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к дому; учить подбирать цвет бумаги в соответствии с колоритом; учить создавать аппликации домов.
3. Рассматривание иллюстраций «Мой дом»
Цель: формировать эмоционально насыщенный образ родного дома, продолжать учить названия мебели, комнат.
4. Конструирование «Мы построим новый дом»
Цель: развивать у детей фантазию, желание создавать постройки; работать дружно и слажено.
Декабрь
1. Тема «Улица, на которой я живу»
Цель: знакомить с понятием «улица», «адрес»; способствовать запоминанию своего адреса; воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить её.
2. Чтение сказки «Теремок»
Цель: продолжать учить детей внимательно слушать рассказ, беседовать по прочитанному.
3. Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Теремок»
Цель: способствовать развитию речевому, интеллектуальному и социальному; развивать воображение детей.
4. Рисование «Украсим дом к Новому году»
Цель: вызвать у детей радостное чувство, связанное с предстоящим новогодним праздником.
III блок «Мой детский сад»
Январь
1. Тема «Что такое детский сад?»
Цель: воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности.
2. Экскурсия по детскому саду (беседы с сотрудниками детского сада, осмотр помещений детского сада)
Цель: закреплять навыки знакомства с людьми; учить детей обращаться к людям на «ты» и на «Вы»; воспитывать у детей самостоятельность, решительность в общении со взрослыми людьми.
3. Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»
Цель: развивать чувства коллективизма, учить играть, дружно, не ссорясь.
4. Тема «Моя любимая игрушка»
Цель: познакомить с обобщенным словом «игрушки»; учить бережно относиться к игрушкам, рассказывать о способах игры с игрушками; учить составлять рассказ описания своей любимой игрушки.
Февраль
1. Тема «Хорошо у нас в саду»
Цель: продолжать учить детей делиться своими мыслями, составлять рассказ, развивать мышление, речь детей.
2. Наблюдение за трудом помощника воспитателя
Цель: познакомить детей с трудом помощника воспитателя; закреплять названия предметов и орудий труда; воспитывать уважение к труду взрослых.
3. Экскурсия в кабинет медсестры
Цель: знакомить с профессией медсестры, её обязанностями; рассказать о том, что есть в её кабинете.
4. Тема «Мои друзья в детском саду»
Цель: развивать представление о том, что такое дружба; помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта.
Март
1. Целевая прогулка по участкам детского сада
Цель: воспитывать в детях чувство прекрасного; познакомить с природой детского сада; учить быть любознательными и наблюдательными.
2. Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой»
Цель: познакомить с дикими птицами; дать представление о том, что птицы живут на воле, и им тяжело найти пропитания зимой.
3. Лепка «Угостим птичек зёрнышками»
Цель: продолжать учить катать шарики, отщипывая пальцами маленькие кусочки пластилина.
4. Тема «Белая берёза под моим окном»
Цель: закрепить знания детей о времени года – весна; учить детей сравнивать разные времена года, отмечать характерные признаки каждого, уточнять что время года закономерно наступает один после другого; развивать чувственность, наблюдательность.
IV блок «Мой посёлок»
Апрель
1. Тема «Посёлок, в котором я живу»
Цель: закрепить название посёлка, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему посёлку.
2. Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности посёлка»
Цель: закрепить название посёлка, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему посёлку; познакомить с достопримечательностями посёлка.
3. Тема «Транспорт нашего посёлка»
Цель: закрепить название родного посёлка, названия видов транспорта, правила дорожного движения, формировать у детей чувства любви к своему посёлку.
4. Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
Цель: продолжать учить брать на себя роль водителя, отвечающего за безопасность пассажиров, воспитывать любовь к родному посёлку.
Май
1. Тема «Праздник – День Победы»
Цель: дать детям общее представление о предстоящем празднике; знакомить с прошлым нашей страны, формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ.
2. Рисование «Вспыхнул праздничный салют»
Цель: побуждать детей отражать свои впечатления, полученные от наблюдений; воспитывать интерес к окружающему, родному посёлку; учить изображать огоньки салюта.
3. Чтение стихотворений о природе
Цель: видеть красоту природы в произведениях; развивать желание слушать и слышать.
4. Рассматривание иллюстраций «Красота родного края»
Цель: закрепить и обобщить знания об окружающей природе, воспитывать любовь к родному краю.
Список использованной литературы
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. А, Алёшина. – М. : ЦГЛ, 2005.
3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. – М. : Мозаика Синтез, 2005.
4. Зеленова, Н. Г. Мы живём в России. Средняя группа / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2015.
5. Как научить детей любить Родину: пособие по реализации государственной программы «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.» / авт. сост. Ю. Е. Антонов, Л. В, Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М. : АРКТИ, 2003.
6. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции. Занятия детей 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014.
7. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева. М. : 2009.
8. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общ. Ред. Т. И. Оверчук – М. : Мозаика Синтез, 2004
9. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной / Н. Г. Пантелеева. – М. : ТЦ «Сфера», 2016.
10. Серия «Учим стихи наизусть. Привет тебе, мой край родной!» - М. : Хатбер-Пресс, 2016.
11. Фалькович, Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. – М. : ВАКО, 2008.
12. Демонстрационный материал: «Моя семья», «Мой дом», Расскажи про детский сад», «Мой город», «Защитники Отечества. Беседы с ребёнком», «Хлеб – всему голова», «Российская армия», «Российская геральдика и государственные праздники», «Истоки патриотизма. Беседы с ребёнком».
13. Журнал «Дошкольное воспитание»
14. Журнал «Воспитатель в ДОУ»
15. Журнал «Ребёнок в детском саду»
16. Интернет-ресурсы