Груздева Юлия Александровна
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей «Мы-патриоты!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Верх – Чебулинский районный детский дом
ПРОГРАММА
по гражданско-патриотическому воспитанию
«Мы – патриоты!»
для детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей 2015 – 2017 уч. г.
Составила воспитатель :
Груздева
Юлия
Александровна
Верх – Чебула
2015 г.
Содержание программы.
1. Пояснительная записка. Актуальность темы…
2. Цель и задачи…
Публикация «Программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей „Мы-патриоты!“» размещена в разделах
3. Возраст воспитанников, виды контроля, формы работы, сроки и этапы реализации программы ….
4. Ожидаемый результат …
5. Содержание работы. Календарно - тематический план работы….
Пояснительная записка.
«Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма».
Н. Г. Чернышевский
Актуальность.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
Сегодня глубокие социально-экономические преобразования в стране вносят существенные изменения в систему ценностей и приоритетов сельских жителей. Одним из таких приоритетов становится изменение содержания и качества образования, форм и методов обучения и воспитания. Живя в селе, мы педагоги детских домов призваны внести свой вклад в решение задачи формирования общей культуры личности. Именно в ней, сельской местности, закладываются условия возрождения российской деревни, психология хозяина земли, ответственного за сохранение своего села, города, страны, а также возможности для патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.
В настоящее время Россия переживает именно такой период, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. Каковы истоки патриотизма? Считаю, что зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма.
Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – селу, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории.
Третья ступень формирования патриотизма – воспитания любви к Отечеству, обществу, их истории, культуре, традициям.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей школьников. Такой подход к организации воспитательного процесса позволяет вызвать интерес ученика к самому себе, своему окружению, семье, обществу.
В решении проблемы патриотического и гражданского воспитания школьников и молодежи недостаточно усилий только образовательных учреждений. Необходима совместная с ними систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, воинских частей и учреждений по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности и способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Данная программа рассчитана на её творческое использование. Педагог вправе варьировать способы подачи материала, исходя из конкретных условий работы и опираясь на индивидуальные особенности учащихся, степень подготовленности детей, их общего развития и интересов.
Система гражданско-патриотической работы в детском доме включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию гражданских и патриотических чувств и сознания воспитанников. Гражданско-патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Регулярные специально организованные развивающие занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и патриотического сознания у воспитанников детского дома.
Программа рассчитана на детей 8 - 14 лет.
Цель и задачи программы.
Основной целью программы является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение качества патриотического воспитания в детском доме.
2. Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности.
3. Обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению.
4. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Чему буду учить и какие качества личности воспитывать?
Я буду формировать патриотическое сознание и гражданское поведение; развивать нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность,
Буду формировать опыт социального поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; нравственные привычки, нравственное сознание, основными категориями которого является нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки.
Формы организации деятельности учащихся: уроки Мужества, социально-значимые акции, создание совета Дела, поисковых групп, деловые и спортивно-военизированные игры, необходимые для создания условий для выражения личностной, патриотической и гражданской позиции учащихся, экскурсии, праздники, конкурсы рисунков, газет, написание творческих сочинений, празднование Дней боевой славы (мероприятия, митинги, классные часы, конкурсы чтецов.
Реализация указанных мероприятий предполагает:
-воспитание патриотических чувств у школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;
-формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;
- развитие у школьников интереса к истории села, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;
-формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре;
- развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;
- формирование устойчивой системы знаний в заданной области;
- развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Сроки и этапы реализации программы :
I этап: - 2015-2016 учебный год
II этап: - 2016-2017 учебный год
Виды контроля: диагностика, тестирование.
Возраст участников: 8 – 14 лет;
Форма работы: групповая.
Занятия проводятся: 1 раз в две недели по 40 – 45 мин.
Ожидаемые конечные результаты программы :
-создание системы правового, гражданско-патриотического воспитания;
-обобщение содержания правового, гражданско-патриотического воспитания;
-вовлечение в систему правового, гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
-формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений;
-формирование образа выпускника - социально-значимой личности
Ожидаемые результаты от реализации программы по этапам :
К концу 1 года обучения дети должны знать: культурные и исторические достижения народов России; историческое прошлое малой Родины; названия городов России.
К концу 2 года обучения дети должны знать: механизмы защиты прав человека на всех уровнях.
Уметь: получать и анализировать информацию о социальных явлениях и процессах на основе широкого круга источников; выявлять социальные проблемы; отстаивать свое мнение; определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки; работать в группе на основе сотрудничества.
Реализация программы призвана способствовать:
- развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России, родного села и района;
- воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям;
- формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
- созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.
Календарно - тематический план работы на 2015-2016 учебный год по гражданско-патриотическому воспитанию
детей 8-14 лет.
Месяц Дата Тема занятий Цель занятий
Сентябрь 15.09.2015г. «Я люблю свой поселок»
классный час -Расширить знания детей о родном поселке, людях живущих и работающих в нём.
-Воспитание у детей чувства гордости, уважения и любви к родному поселку, к родному дому в котором он живет.
Воспитывать любовь и уважение к своему дому, поселку, области, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
Сентябрь 23.09.2015г. «Мой Любимый детский дом»
Викторина -Воспитание у детей чувства гордости, уважения и любви к родному поселку, к родному дому в котором он живет.
- Воспитывать любовь и уважение к своему дому, поселку, области, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. -
Октябрь 04.10.2015г. «Верх – Чебула» - как все начиналось!
Классный час - Рассказать историю происхождения поселка
-Расширить знания детей о родном поселке, людях живущих и работающих в нём.
Октябрь 17.10.2015г. Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей кемеровской области. -Расширять знания детей об истории становления Кемеровской области
-Воспитывать чувство патриотизма
Ноябрь 12.11.2015г. «Кузбасс - моя малая Родина»
Знакомство с городами Кемеровской области. Классный час -Ознакомление детей с малой родиной, привития им чувства уважения и гордости за свой район, город, Кузбасс.
-Знакомство с современной символикой Кемеровской области.
-Развитие познавательного интереса к истории Кузбасса.
-Учить детей рассуждать, мыслить, высказывать свои мысли.
-Воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину, чувство патриотизма и любви к своей
Ноябрь 21.11.2015г. Символы кемеровской области.
Классный час - гражданско – патриотическое воспитание учащихся;
-знакомство с современной символикой Кемеровской области,
-воспитание любви и почитания к своему краю, в котором живёшь.
Декабрь 13.12.2015г. «С чего начинается Родина»
Классный час - Расширяет знания детей о родной стране.
- Воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота
Декабрь 24.12.2015г. История символов государственной власти.
Классный час -Создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики и расширить исторические знания и представления о них;
-Развивать критическое мышление учащихся, умение работать в группах и формировать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам;
-Воспитывать успешных учеников, настоящих граждан Российской Федерации
Январь 18.01.2016г. «Обычаи и традиции русского народа – Крещение!
Игровая программа - Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям. Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Январь 23.01.2016г. «Города герои» Знакомство с Великими городами России.
Классный час -Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Февраль 05.02. 2016г. «Кемеровская область- родина моя!»
Викторина - Формирование у детей основ патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины и России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите
Февраль 23.02.2016г. «Наши защитники!»
Программа, посвященная Дню защитников Отечества. Повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.
- В Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну Россию
Март 07.03.2016г. «Обычаи и традиции русского народа- Масленица»
Игровая программа Формировать толерантность, чувства уважения к нашему народу, традициям.
Март 13.03.2016г. Посещение Районного развлекательного мероприятия «Масленица - краса!» Формировать толерантность, чувства уважения к нашему народу, традициям
Апрель 12.04.2016г. «Ю. А. Гагарин – человек мира!»
День Космонавтики.
Классный час Формировать толерантность, чувства уважения к нашему народу, традициям
Май 01.05.2016г. «Обычаи и традиции русского народа – Пасха!»
Развлекательная программа
- Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Май
09.05.2016г. «9 мая – день Победы!»
Программа, посвященная дню Победы. - Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков;
-Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов - мичуринцев, сражавшихся на фронте;
Календарно - тематический план работы на 2016-2017
учебный год по гражданско-патриотическому воспитанию
детей 8-14 лет.
Месяц Дата Тема занятий Цель занятий
Сентябрь 08.09.2016г. Конкурс рисунков «Я только слышал о войне»
Формирование у детей основ патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины и России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите;
Повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.
Сентябрь 20.09.2016г. Знакомство с выставкой литературы в районной библиотеке «Люби и знай свой край» -Воспитание у детей чувства гордости, уважения и любви к родному поселку, к родному дому в котором он живет.
- Воспитывать любовь и уважение к своему дому, поселку, области, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. -
Октябрь 01.10.2016г. «День пожилого человека» -поздравление ветеранов.
- Воспитывать чувство уважения и благодарности ветеранам;
-Развивать чувство долга и ответственности перед Родиной.
Октябрь 22.10.2016г. Конкурс сочинений «Память жива», посвященный односельчанам – ветеранам войны. -Воспитывать чувство уважения и благодарности ветеранам, чувство патриотизма
-Развивать чувство долга и ответственности перед Родиной.
-Учить детей рассуждать, мыслить, высказывать свои мысли.
Ноябрь 05.11.2016г. «День военного разведчика» классный час -Ознакомление детей с праздником, героями этой профессии, привития им чувства уважения и гордости.
Ноябрь25.11.2016г. Праздничная программа «Маме с любовью!» -воспитание любви и почитания к маме.
Декабрь 08.12.2016г. «День ракетных войск»
Классный час - Расширяет знания детей о празднике.
- Воспитывает в нем чувство гордости за свою страну, воспитывает настоящего патриота
Декабрь 27.12.2016г. «День спасателя» встреча с сотрудниками МЧС -Ознакомление детей с праздником, героями этой профессии, привития им чувства уважения и гордости.
Январь 07.01.2017г. «Рождество Христово» конкурсно - игровая программа - Прививать чувства уважения к традициям русского.
-Формировать толерантность.
Январь 18.01.2017г. «Крещенский сочельник» участие в театрализованной конкурсной программе Дома культуры
- Прививать чувства уважения к традициям русского.
-Формировать толерантность.
Февраль 17.02. 2017г. Конкурс плакатов, посвященный всем защитникам Отечества «Самый Мужественный!»
- Формирование у детей основ патриотизма, гражданственности, Повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.
ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.
Февраль 23.02.2017г. «Рыцарский турнир!»
Программа, посвященная Дню защитников Отечества. -Формирование у детей основ патриотизма, гражданственности, Повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.
ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.
Март 05.03.2017г. Просмотр фильмов, посвященных событиям ВОВ и прослушивание песен военных лет.
Формировать толерантность, чувства уважения к нашему народу, героям, традициям.
Март 17.03.2017г. Посещение районного ДК, участие в развлекательном мероприятии «Масленица - краса!»
Формировать толерантность, чувства уважения к нашему народу, традициям.
Апрель
24.04.2017г. День авиации и космонавтики.
«Это надо каждому знать!»
Встреча с сотрудником районной библиотеки.
«Годовщина Ледового побоища» классный час Формировать толерантность, чувства уважения к нашему народу, традициям.
- Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.
- Расширяет знания детей об истории России.
- Воспитывает в нем чувство гордости за свою страну, воспитывает настоящего патриота.
Май 01.05.2017г. Участие в конкурсе «Лучшая открытка ветерану» - Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков;
-Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов - мичуринцев, сражавшихся на фронте;
Май
09.05.2017г. «9 мая – день Победы!»
Программа, посвященная дню Победы, поздравление ветеранов ВОВ. - Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков;
-Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов - мичуринцев, сражавшихся на фронте;