Анна Виль
Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
групповых логопедических занятий
по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса
Составитель:
Виль А. А учитель-логопед
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии» адаптирована для школьного логопункта МБОУ «Уярская средняя общеобразовательная школа №40» на основе принципов и содержания программы Ефименковой ЛЛ. Мисаренко Г. Т. «Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте» и программ Е. В. Мазановой «по коррекции дисграфий у учащихся в начальной школе», допущенных Министерством образования РФ и предлагается для групповых занятий с учащимися 4 класса с ФФР и ОНР.
Групповые логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю (продолжительность занятия – 40 минут). Программа содержит 50 занятий из них 4 занятия в начале и конце учебного года отведены на обследование всех сторон речи, с целью уточнения диагноза и фиксации динамики развития.
При логопедическом обследовании в начале учебного года было выявлено у учащихся 4- класса стойкие специфические ошибки (дисграфические) при письме.
Цель программы: устранение специфических ошибок при письме, обусловленных несформированностью фонематического анализа и синтеза и анализа артикуляционно-акустических признаков смешиваемых звуков.
В процессе логопедических занятий решаются следующие задачи:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Дифференциация звуков по артикуляционно-акустическому сходству.
3. Развитие слогового и фонематического анализа и синтеза.
4. Развитие языкового анализа и синтеза.
Для успешной реализации поставленных задач предлагаются следующие методы: упражнения на развитие фонематического восприятия – соотнесение речевых и неречевых звуков, проговаривание цепочек слогов с дифференцированными согласными; упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза (от простого к сложному) – выделение дифференцированных звуков из слов, определение последовательности и количества звуков в слове, обозначая их фишками, графическими знаками и символами на уровне слога, слова, предложения и текста.
Характеристика письма учащихся 4 класса
У учащихся с дисграфией отмечается несформированность некоторых высших психических функций участвующих в процессе письма: несформированность пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, а так же расстройства памяти, внимания. Все это приводит к стойким специфическим ошибкам при письме относящихся к нескольким типам дисграфий:
Артикуляторно-акустическая дисграфия: при наличии замен, пропусков при произнесении учащийся опирается на свое неправильное произношение и фиксирует его на письме. Пропуски и замены согласных [л, р], гласных [я-е], [е-о]. Иными словами как говорит, так и пишет.
Акустическая дисграфия - замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам: звонкие - глухие [б-п], [в-ф], [д-т], [ж-ш], и т. д., свистящие - шипящие [с-ш], [з-с], [з-ж].
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «больит» и т. д.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза - раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов; нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Методические рекомендации
Логопедическое воздействие должно быть систематизировано с учетом всего выше сказанного и обучение должны быть выстроены таким образом, что бы в процессе каждого занятия были задействованы все те психические функции, которые участвуют в правильном формировании письменной речи учащегося:
Дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза:
- Развитие навыков слогового анализа и словесного синтеза, фонематического анализа и фонематического синтеза:
… ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез);
… ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез);
… ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).
Акустическая дисграфия и артикуляторно-акустическая дисграфия:
- Уточнение каждого из смешиваемых звуков;
- Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.
Содержание
(группа 4б)
Формирование фонематического слогового и языкового анализа и синтеза.
Развитие простых форм фонематического анализа.
Вычленение гласного звука в начале и конце слова.
Вычленение гласных звуков из начала, середины и конца слова.
Развитие сложных форм фонематического анализа.
Определение последовательности и количества звука в слове.
Определение места звука в слове относительно других звуков.
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения и текста.
Определение основных признаков предложения.
Дифференциация словосочетания и предложения.
Развитие анализа структуры предложения - определение границ предложения.
Определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложении.
Дифференциация предлогов и приставок.
Определение основных признаков текста.
Дифференциация отдельных предложений и текста.
Определение последовательности предложений в тексте.
Формирование фонематического восприятия акустически сходных звуков.
Гласные звуки I и II ряда. Обозначение мягкости согласных гласной буквой я, ю, ё. Дифференциация гласных а — я, у - ю, о - ё, ы - и, э – е. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме.
Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация [ б] - [п], [т] - [д], [к] - [г], [ф] - [в], [с] - [з], [ш] - [ж], в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Дифференциация согласных звуков: свистящих, шипящих, африкатов, сонор в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Слог. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Слоговой анализ и синтез обратного слога. Слогообразующая роль гласных. Правила переноса
Ударение. Ударные и безударные гласные. Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной. Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы). Ударный слог. Ударная гласная. Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной.
Предлоги и приставки. Дифференциация предлогов и приставок. Сравнительный анализ и синтез дву-трехсложных слов из открытых слогов и аналогичных приставок в схемах.
Предполагаемый результат
Предполагается, что к концу года обучения учащиеся должны научиться:
обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
определять ударные и безударные гласные, слоги;
дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики.
определять в словах место и последовательность звуков;
определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях.
Дифференциация предлогов и приставок.
Календарно-тематическое планирование
(Группа 4б)
№ занятия Тема занятия Кол-во
занятий Формирование навыков языкового, слогового, фонематического анализа и синтеза и анализ всех артикуляционно-акустических признаков звука Дата
1,2 Обследование речи 2
3 Звуки – буквы.
Гласные звуки I ряда 1 Вычленение звука (а, у, о, э, и, ы) из начала и конца слова. Подбор слов к звуковым схемам.
4 Гласные звуки II ряда 1 Анализ и синтез односложного слова с йотированной гласной (я, ю, е, ё) в начале, середине и конце после гласной, а также в словах после гласных или после разделительных ь и ъ
5 Обозначение мягкости согласных гласной буквой я 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам в начале слов. Анализ и синтез односложных слов
6 Дифференциация гласных а — я 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложных слов с последним закрытым слогом
7, Обозначение мягкости согласных гласной буквой ю 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложных и двусложных слов.
9 Дифференциация гласных у — ю 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложного слова с одним стечением согласных
10 Обозначение мягкости согласных гласной буквой ё 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с одним стечением согласных
11 Дифференциация гласных о — ё 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с одним стечением согласных
12 Мягкий знак «ь» в конце слога или слова 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложных и двусложных слов с мягкими гласными в середине и конце слова.
13 Звонкие и глухие парные и непарные согласные (сходные акустически) 1 Звуковой анализ слов со звонкими и глухими согласными.
Различение по акустическим и артикуляционным признакам.
14,15 Дифференциация [ б] - [п] в слогах и словах, 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез закрытых слогов двусложного слова с открытым слогом.
Дифференциация [ б] - [п] в словосочетаниях и предложенях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов.
16.17 Дифференциация [т] - [д] в слогах 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов.
18,19 Дифференциация [т] - [д] в словах, словосочетаниях и предложениях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.
20,21 Дифференциация [к] - [г] в слогах 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов.
22,23 Дифференциация [к] - [г] в словах, словосочетаниях и предложениях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.
24 Дифференциация [ф] - [в] в слогах 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов
25 Дифференциация [ф] - [в] в словах, словосочетаниях и предложениях 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.
26 Дифференциация [с] - [з] в слогах 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых и слогов
27 Дифференциация [с] - [з] в словах, словосочетаниях и предложениях 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.
28,29 Дифференциация [ш] - [ж] в слогах 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов
30 Дифференциация [ш] - [ж] в словах, словосочетаниях и предложениях 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.
31 Дифференциация [с] - [ш] в слогах 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов
32 Дифференциация [с] - [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.
33 Дифференциация [з] - [ж] в слогах 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов
34,35 Дифференциация [з] - [ж] в словах, словосочетаниях и предложениях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложного слова с двумя стечениями согласных. Языковой анализ.
36 Дифференциация [с] - [ц] в слогах 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов
37 Дифференциация [с] - [ц] в словах, словосочетаниях и предложениях 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез дву-трехсложного слова с открытым слогом.
38,39 Дифференциация звуков [р-л] в словах, в словосочетаниях и предложениях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез одно-двусложных слов со стечением согласных.
40,41 Дифференциация звуков [р,-л,] в словах, в словосочетаниях и предложениях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез одно-двусложных слов со стечением согласных.
42 Слог. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Обратный слог 1 Слоговой анализ и синтез обратного слога. Слогообразующая роль гласных. Правила переноса
43 Прямой и обратный слог 1 Анализ прямого слога. Правила переноса.
44 Ударение. Ударные и безударные гласные 1 Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной. Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы)
45 Ударный слог. Ударная гласная. 1 Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной.
46,47 Предлоги и приставки 2 Сравнительный анализ и синтез двусложных слов из открытых слогов и аналогичных приставок в схемах.
48 Дифференциация предлогов и приставок. 1 Сравнительный анализ и синтез трехсложных слов и приставок в схемах.
49,50 Обследование речи 2 Устная и письменная речь
Литература
1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001
2. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда. – М. : «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001
3. Мазанова Е. В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2009
4. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2009
5. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: конспекты занятий для логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
6. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
7. Мазанова Е. В Учусь не путать звуки. Альбом № 1, 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
8. Мазанова Е. В Учусь не путать буквы. Альбом № 1, 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
9. Мазанова Е. В Логопедия. Оптическая дисграфия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 5. – М. : ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004
10. Мазанова Е. В Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 2. – М. : ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004
11. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М. : ТЦ Сфера, 2008
12. Нечаева Н. В. Как учить грамоте читающих и не читающих детей / Н. В. Нечаева. - СПб., 1993
13. Садовникова ИЛ. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М. : Просвещение, 1983.
14. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 1000 слов для фонетического (звуко-буквенного) разбора. - Издательство: Астрель, 2003