Получи документы

Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса

Анна Виль
Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа

групповых логопедических занятий

по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса

Составитель:

Виль А. А учитель-логопед

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса» размещена в разделах

Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии» адаптирована для школьного логопункта МБОУ «Уярская средняя общеобразовательная школа №40» на основе принципов и содержания программы Ефименковой ЛЛ. Мисаренко Г. Т. «Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте» и программ Е. В. Мазановой «по коррекции дисграфий у учащихся в начальной школе», допущенных Министерством образования РФ и предлагается для групповых занятий с учащимися 4 класса с ФФР и ОНР.

Групповые логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю (продолжительность занятия – 40 минут). Программа содержит 50 занятий из них 4 занятия в начале и конце учебного года отведены на обследование всех сторон речи, с целью уточнения диагноза и фиксации динамики развития.

При логопедическом обследовании в начале учебного года было выявлено у учащихся 4- класса стойкие специфические ошибки (дисграфические) при письме.

Цель программы: устранение специфических ошибок при письме, обусловленных несформированностью фонематического анализа и синтеза и анализа артикуляционно-акустических признаков смешиваемых звуков.

В процессе логопедических занятий решаются следующие задачи:

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Дифференциация звуков по артикуляционно-акустическому сходству.

3. Развитие слогового и фонематического анализа и синтеза.

4. Развитие языкового анализа и синтеза.

Для успешной реализации поставленных задач предлагаются следующие методы: упражнения на развитие фонематического восприятия – соотнесение речевых и неречевых звуков, проговаривание цепочек слогов с дифференцированными согласными; упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза (от простого к сложному) – выделение дифференцированных звуков из слов, определение последовательности и количества звуков в слове, обозначая их фишками, графическими знаками и символами на уровне слога, слова, предложения и текста.

Характеристика письма учащихся 4 класса

У учащихся с дисграфией отмечается несформированность некоторых высших психических функций участвующих в процессе письма: несформированность пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, а так же расстройства памяти, внимания. Все это приводит к стойким специфическим ошибкам при письме относящихся к нескольким типам дисграфий:

Артикуляторно-акустическая дисграфия: при наличии замен, пропусков при произнесении учащийся опирается на свое неправильное произношение и фиксирует его на письме. Пропуски и замены согласных [л, р], гласных [я-е], [е-о]. Иными словами как говорит, так и пишет.

Акустическая дисграфия - замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам: звонкие - глухие [б-п], [в-ф], [д-т], [ж-ш], и т. д., свистящие - шипящие [с-ш], [з-с], [з-ж].

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «больит» и т. д.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза - раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов; нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

Методические рекомендации

Логопедическое воздействие должно быть систематизировано с учетом всего выше сказанного и обучение должны быть выстроены таким образом, что бы в процессе каждого занятия были задействованы все те психические функции, которые участвуют в правильном формировании письменной речи учащегося:

Дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза:

- Развитие навыков слогового анализа и словесного синтеза, фонематического анализа и фонематического синтеза:

… ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез);

… ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез);

… ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).

Акустическая дисграфия и артикуляторно-акустическая дисграфия:

- Уточнение каждого из смешиваемых звуков;

- Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.

Содержание

(группа 4б)

Формирование фонематического слогового и языкового анализа и синтеза.

Развитие простых форм фонематического анализа.

Вычленение гласного звука в начале и конце слова.

Вычленение гласных звуков из начала, середины и конца слова.

Развитие сложных форм фонематического анализа.

Определение последовательности и количества звука в слове.

Определение места звука в слове относительно других звуков.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения и текста.

Определение основных признаков предложения.

Дифференциация словосочетания и предложения.

Развитие анализа структуры предложения - определение границ предложения.

Определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложении.

Дифференциация предлогов и приставок.

Определение основных признаков текста.

Дифференциация отдельных предложений и текста.

Определение последовательности предложений в тексте.

Формирование фонематического восприятия акустически сходных звуков.

Гласные звуки I и II ряда. Обозначение мягкости согласных гласной буквой я, ю, ё. Дифференциация гласных а — я, у - ю, о - ё, ы - и, э – е. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме.

Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация [ б] - [п], [т] - [д], [к] - [г], [ф] - [в], [с] - [з], [ш] - [ж], в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Дифференциация согласных звуков: свистящих, шипящих, африкатов, сонор в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

Слог. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Слоговой анализ и синтез обратного слога. Слогообразующая роль гласных. Правила переноса

Ударение. Ударные и безударные гласные. Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной. Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы). Ударный слог. Ударная гласная. Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной.

Предлоги и приставки. Дифференциация предлогов и приставок. Сравнительный анализ и синтез дву-трехсложных слов из открытых слогов и аналогичных приставок в схемах.

Предполагаемый результат

Предполагается, что к концу года обучения учащиеся должны научиться:

обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

определять ударные и безударные гласные, слоги;

дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики.

определять в словах место и последовательность звуков;

определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях.

Дифференциация предлогов и приставок.

Календарно-тематическое планирование

(Группа 4б)

№ занятия Тема занятия Кол-во

занятий Формирование навыков языкового, слогового, фонематического анализа и синтеза и анализ всех артикуляционно-акустических признаков звука Дата

1,2 Обследование речи 2

3 Звуки – буквы.

Гласные звуки I ряда 1 Вычленение звука (а, у, о, э, и, ы) из начала и конца слова. Подбор слов к звуковым схемам.

4 Гласные звуки II ряда 1 Анализ и синтез односложного слова с йотированной гласной (я, ю, е, ё) в начале, середине и конце после гласной, а также в словах после гласных или после разделительных ь и ъ

5 Обозначение мягкости согласных гласной буквой я 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам в начале слов. Анализ и синтез односложных слов

6 Дифференциация гласных а — я 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложных слов с последним закрытым слогом

7, Обозначение мягкости согласных гласной буквой ю 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложных и двусложных слов.

9 Дифференциация гласных у — ю 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложного слова с одним стечением согласных

10 Обозначение мягкости согласных гласной буквой ё 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с одним стечением согласных

11 Дифференциация гласных о — ё 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с одним стечением согласных

12 Мягкий знак «ь» в конце слога или слова 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложных и двусложных слов с мягкими гласными в середине и конце слова.

13 Звонкие и глухие парные и непарные согласные (сходные акустически) 1 Звуковой анализ слов со звонкими и глухими согласными.

Различение по акустическим и артикуляционным признакам.

14,15 Дифференциация [ б] - [п] в слогах и словах, 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез закрытых слогов двусложного слова с открытым слогом.

Дифференциация [ б] - [п] в словосочетаниях и предложенях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов.

16.17 Дифференциация [т] - [д] в слогах 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов.

18,19 Дифференциация [т] - [д] в словах, словосочетаниях и предложениях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

20,21 Дифференциация [к] - [г] в слогах 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов.

22,23 Дифференциация [к] - [г] в словах, словосочетаниях и предложениях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

24 Дифференциация [ф] - [в] в слогах 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов

25 Дифференциация [ф] - [в] в словах, словосочетаниях и предложениях 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

26 Дифференциация [с] - [з] в слогах 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых и слогов

27 Дифференциация [с] - [з] в словах, словосочетаниях и предложениях 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

28,29 Дифференциация [ш] - [ж] в слогах 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов

30 Дифференциация [ш] - [ж] в словах, словосочетаниях и предложениях 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

31 Дифференциация [с] - [ш] в слогах 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов

32 Дифференциация [с] - [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

33 Дифференциация [з] - [ж] в слогах 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов

34,35 Дифференциация [з] - [ж] в словах, словосочетаниях и предложениях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложного слова с двумя стечениями согласных. Языковой анализ.

36 Дифференциация [с] - [ц] в слогах 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов

37 Дифференциация [с] - [ц] в словах, словосочетаниях и предложениях 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез дву-трехсложного слова с открытым слогом.

38,39 Дифференциация звуков [р-л] в словах, в словосочетаниях и предложениях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез одно-двусложных слов со стечением согласных.

40,41 Дифференциация звуков [р,-л,] в словах, в словосочетаниях и предложениях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез одно-двусложных слов со стечением согласных.

42 Слог. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Обратный слог 1 Слоговой анализ и синтез обратного слога. Слогообразующая роль гласных. Правила переноса

43 Прямой и обратный слог 1 Анализ прямого слога. Правила переноса.

44 Ударение. Ударные и безударные гласные 1 Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной. Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы)

45 Ударный слог. Ударная гласная. 1 Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной.

46,47 Предлоги и приставки 2 Сравнительный анализ и синтез двусложных слов из открытых слогов и аналогичных приставок в схемах.

48 Дифференциация предлогов и приставок. 1 Сравнительный анализ и синтез трехсложных слов и приставок в схемах.

49,50 Обследование речи 2 Устная и письменная речь

Литература

1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001

2. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда. – М. : «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001

3. Мазанова Е. В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2009

4. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2009

5. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: конспекты занятий для логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008

6. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008

7. Мазанова Е. В Учусь не путать звуки. Альбом № 1, 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008

8. Мазанова Е. В Учусь не путать буквы. Альбом № 1, 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008

9. Мазанова Е. В Логопедия. Оптическая дисграфия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 5. – М. : ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004

10. Мазанова Е. В Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 2. – М. : ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004

11. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М. : ТЦ Сфера, 2008

12. Нечаева Н. В. Как учить грамоте читающих и не читающих детей / Н. В. Нечаева. - СПб., 1993

13. Садовникова ИЛ. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М. : Просвещение, 1983.

14. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 1000 слов для фонетического (звуко-буквенного) разбора. - Издательство: Астрель, 2003

Публикации по теме:

Программа групповых логопедических занятий для учащихся 1–4 классов с ОВЗ СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Программа групповых логопедических занятий.

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с ЗПР «Развитие внимания, памяти и мышления» Данная программа – это курс индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности.

Программа занятий по коррекции нарушений чтения и письма у обучающихся в 6 классе школы-интерната VIII вида Поурочный годовой план работы с группой учащихся 6 класса, имеющих речевое заключение: «СНР, смешанная дисграфия» Недели Занятия Темы.

Программа занятий по коррекции нарушений чтения и письма у обучающихся в 7 классе школы-интерната VIII вида Учитель - логопед: Виль Анна Андреевна Рассмотрено на заседании МО Классных руководителей и воспитателей Протокол № ___ от «___».

Программа занятий по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии обучающихся в 4 классе школы-интерната VIII вида «Согласовано» ___ Чурбакова Т. А. Зам. директора по УВР «___» ___2014г. «Утверждаю»___ Ефименко Е. А. Директор.

Программа занятий по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии обучающихся в 5 классе школы-интерната VIII вида Поурочный годовой план работы с группой учащихся 5 класса, имеющих речевое заключение: «СНР, смешанная дисграфия» Учитель-логопед : Виль.

Рабочая программа по игротерапии для 2 класса обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Планета Психологии» для 5 класса 1. Введение Рабочая программа внеурочной работы психологического развития школьников «Планета психологии» для 5 класса, составлена на основе.

Рабочая программа для 5 класса учебного предмета «Русский язык» Раздел 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена для 5 класса в соответствии с требованиями.

Эффективность логопедических занятий по теме «Использование песочной терапии в коррекции звукопроизношения у дошкольников» автор: Котич Наталья Николаевна,учитель-логопед МБДОУ детский сад "Березка" Песочная терапия использовалась в диагностике эмоционального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 14:26
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса» (включая файлы) размещена пользователем Анна Виль в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД