Морозова Татьяна Юрьевна
Конспект занятия в старшей группе «Умники и умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
К О Н С П Е К Т
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
НА ТЕМУ:
Воспитатель:
МОРОЗОВА Т. Ю.
Программные задачи
Обучающие:
- Учить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Умники и умницы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях, отвечать на вопросы полными предложениями;
- Обогащать словарный запас детей эпитетами, определениями, сложносочиненными предложениями; упражнять в словообразовании ;
- Учить соотносить информацию с условными символами;
- Формировать навыки свободного общения посредством монологической и диалогической речи.
Развивающие:
- Развивать умение проявлять активность и установление контактов в играх и совместной деятельности;
- Развивать эмоциональную сферу, ассоциативное восприятие, логическое мышление и творческое воображение, выразительность речи;
- Развивать умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать художественные произведения;
- Развивать самопознание, умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к себе, сверстникам и взрослым;
- Воспитывать чувство сплоченности для достижения общей цели, взаимопомощь;
- Воспитывать любовь к родному языку, желание познавать его и грамотно строить свою речь;
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Дети входят в группу, здороваются с гостями, используя различные приветствия («Здравствуйте», «Доброе утро», «Рады встрече» и др.) и становятся перед гостями.
Воспитатель: Ребята, нас сегодня пригласили в телестудию на детскую передачу «Умники и умницы». Мальчики будут умниками, девочки – умницами, я – телеведущей, а все кто в зале – зрителями. Итак, начинаем?
Дети: Да!
Воспитатель: (Берет микрофон). Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей телестудии ребята из детского сада «Аленький цветочек»
г. Карачева. Они пришли на нашу передачу не только для того, чтобы рассказать о себе, но и, конечно, для того, чтобы поиграть и получить хорошее настроение.
Скажите, пожалуйста, Умницы, какими бы вы хотели сегодня видеть мальчиков?
Девочки: Веселыми, находчивыми, умными, ответственными и др.
Воспитатель: А вы, Умники, какими бы хотели видеть девочек?
Мальчики: Добрыми, любознательными, эрудированными, воспитанными.
ПОДБОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Воспитатель: В начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться и рассказать немного о себе.
1 ребенок: Меня зовут Фиксина Эвелина. Мне 5 лет. Я хожу в старшую группу «Ягодка». У меня много друзей. Мы любим играть с животными и куклами. Я люблю свой детский сад.
2 ребенок: Меня зовут Железнов Саша. Мне 5 лет. У меня дружная семья: папа, мама, братик и я. Я помогаю маме ухаживать за маленьким братом. Я люблю играть в машины и путешествовать.
ВЫСЛУШИВАЮТСЯ 2-3 НЕБОЛЬШИХ РАССКАЗА
Воспитатель: Благодарю за ответы. А теперь, уважаемые игроки, занимайте, пожалуйста, свои места.
ДЕТИ САДЯТСЯ ЗА СТОЛЫ
Воспитатель: С нами сегодня играют ваши сверстники из других детских садов. Нам очень интересно, какие вопросы они нам прислали. За каждое выполненное задание у нас на мониторе будет появляться Смайлик.
Итак, 1-ый конверт. Внимание на монитор (Появляется фотография мальчика). Нам прислал письмо мальчик Юра из детского сада «Айболит»
г. Брянска: «Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите составить рассказ о зиме. Я слышал, вы используете схемы при пересказе. Научите и ребят нашего сада пользоваться ими».
Воспитатель читает рассказ: «Наступила зима. Всюду белый пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло и пошли гулять. Они катались на санках, лыжах, играли в снежки, лепили веселого снеговика. Хорошо зимой!»
Итак, ребята, нарисуем схему этого рассказа. Обсуждая содержание текста, я буду рисовать на доске, а каждый из вас у себя на бумаге.
ВОСПИТАТЕЛЬ ЧИТАЕТ ТЕКСТ ПО ЧАСТЯМ И, СОВЕТУЯСЬ С ДЕТЬМИ, СОСТАВЛЯЕТ МНЕМОТАБЛИЦУ
А теперь давайте проверим, правильно ли мы составили схему, и все вместе перескажем по ней рассказ.
ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРЕСКАЗЫВАЕТ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, ЗАТЕМ 1 РЕБЕНОК ПОЛНОСТЬЮ СОСТАВЛЯЕТ РАССКАЗ
Молодцы, настоящие Умники и Умницы. Отправим наши схемы ребятам в Брянск и они по ним будут составлять рассказы.
НА МОНИТОРЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СМАЙЛИК
Воспитатель: Посмотрим, от кого же пришло 2 письмо. С нами играет девочка Юля из детского сада «Золотой ключик» г. Орла. Она задает нам такой вопрос: «Ребята, ответьте, какие сказки зашифрованы в схемах». Возьмите у себя на столах конверты с картинками сказок и рассмотрите их. Я буду показывать вам схему, а вы поднимайте картинку».
ДЕТИ ОПРЕДЕЛЯЮТ СКАЗКИ СОГЛАСНО ПОЯВЛЯЮЩИМСЯ МНЕМОТАБЛИЦАМ
Молодцы. Справились с заданием Оли.
НА МОНИТОРЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СМАЙЛИК
Воспитатель: Открываем 3 письмо. Его прислал мальчик Дима из детского сада «Солнышко» г. Москвы. Он просит рассказать сказку движениями и эмоциями.
ЭТЮД «ЦВЕТОК И РУЧЕЕК»
«На берегу веселого журчащего ручейка рос хорошенький цветок, который всегда любовался собой. Однажды подул сильный ветер, и ручеек брызнул на цветок несколько капелек. Рассердился цветок и закричал: как ты смеешь брызгаться! Все платье мне замочил! Не хочу больше с тобой дружить». Огорчился ручеек и повернулся в другую сторону. Вскоре наступили жаркие дни, ярко светило солнце. Цветку было очень жарко, а его хорошенькое платьице запылилось. Вспомнил тут цветок о своем старом друге ручейке и, вздыхая, сказал: Если бы я не обидел своего друга, он напоил и омыл бы меня…». Услышал эти слова ручеек и простил друга. Обрадовался цветок, и с тех пор они больше не ссорились».
ПОД СПОКОЙНУЮ МУЗЫКУ ВОСПИТАТЕЛЬ ЧИТАЕТ РАССКАЗ, ДЕТИ ВЫХОДЯТ НА КОВЕР И ВЫПОЛНЯЮТ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯ
Молодцы, ребята, справились с заданием Димы.
НА МОНИТОРЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СМАЙЛИК
Воспитатель: И, наконец, последнее письмо. Оно пришло из г. Воронежа.
Пишет нам девочка Оля из детского сада «Радуга»: «Ребята, помогите малышам найти куклу. Вот ее приметы. У нее круглое лицо, светлые волосы, голубые глаза, черные брови, розовые щеки, на лице улыбка».
Ребята, чем же мы можем помочь, что мы можем сделать?
Дети: По приметам куклы составим ее портрет.
ВОСПИТАТЕЛЬ С ДЕТЬМИ РИСУЮТ ПОРТРЕТ КУКЛЫ, СОГЛАСНО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ДВУХ СЛОВ В ОДНО: «круглолицая», «светловолосая», «голубоглазая», «чернобровая», «розовощекая», «улыбающаяся»
Воспитатель: А еще Оля просит помочь своим ребятам научиться разговаривать выразительно. Она прислала нам Колобка и схемы, согласно которым мы должны пропеть его песенку разной интонацией.
МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ ПООЧЕРЕДНО ИСПОЛНЯЮТ ПЕСЕНКУ КОЛОБКА ПО ПИКТОГРАММАМ:
«Колобок веселый, ему грустно, Колобок испугался, сердится, удивляется,
у него болит горло - говорит шепотом».
Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.
НА МОНИТОРЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СМАЙЛИК
Воспитатель: Ну что же, уважаемые игроки, наша игра подошла к концу. Подведем итоги: Со всеми заданиями вы сегодня справились. Обратите внимание на монитор, смайлики показывают правильность ваших ответов. Что вам больше всего понравилось в нашей игре? (Ответы детей). Все девочки и мальчики достойны звания «Умники» и «Умницы».
ДЕТЯМ ВРУЧАЮТСЯ МЕДАЛИ И ПРИЗ
(ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ)