Лариса Иванчикова
Воспитание здорового образа жизни с ранних лет. Задачи в работе воспитателя. Рекомендации родителям
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ С РАННИХ ЛЕТ
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:
забота о здоровье ребёнка –
это важнейший труд воспитания».
В. А. Сухомлинский.
Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Здоровый образ жизни – это деятельность. активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья.
Публикация «Воспитание здорового образа жизни с ранних лет, Задачи в работе воспитателя, Рекомендации родителям» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Физически здоровый и активный человек меньше поддаётся влиянию различного стресса и других факторов, которые могут повлиять на него негативно. Поэтому начинать вести здоровый образ жизни важно с самого раннего возраста. Основы здорового образа жизни у детей раннего возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку) .Важно не только рассказать обо всём этом, но ещё и показать детям всё на примерах, включить их в деятельность, которая им самим интересна, чтобы они самостоятельно захотели поддерживать свои физические способности и продолжали вести здоровый образ жизни даже когда их никто не заставляет.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни – одна из основных задач образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО.
Условия эффективности реализации задач по формированию здорового образа жизни детей раннего возраста в условиях ДОУ :
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- создание в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни детей раннего возраста;
- систематическая и целенаправленная работа с семьями воспитанников по внедрению здорового образа жизни.
Выделяют следующие задачи по формированию здорового образа жизни у детей раннего возраста :
1. Соблюдение режима дня и осуществление оздоровительно-закаливающих процедур.
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
3. Формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.
4. Формирование привычки к употреблению разнообразной пищи (обеспечение сбалансированного питания).
5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и повышение педагогической компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
Раскроем содержание задач подробнее :
1. Большая роль в формировании здорового образа жизни у детей раннего возраста отводится соблюдению режима дня и оздоровительно-закаливающим процедурам. Именно они формируют представление детей раннего возраста о том, что полезно и что вредно для здоровья. С учетом оптимальной продолжительности активного бодрствования и обеспечения необходимого по длительности сна детям каждой возрастной подгруппы рекомендуется свой режим, от соблюдения которого зависит здоровье ребенка.
Оздоровительно-закаливающие процедуры осуществляются с использованием естественных факторов: воздуха, солнца и воды. Также с помощью поддержания в групповых помещениях постоянной температуры воздуха (+21-22 С); во время сна поддержание в спальне прохладной температуры (+15-16С); воздушных ванн во время одевания после сна и переодевания в течение дня. Одним из эффективных закаливающих мероприятий является прогулки с детьми в любую погоду не менее 4-х часов (с условием соблюдения требований САНПиН, пребывание детей под прямыми лучами солнца в летнее время. После окончания прогулки в летнее время сочетание гигиенических и закаливающих процедур при умывании мытье рук и ног.
2. В приобщении ребёнка к здоровому образу жизни особо важно помочь ему овладеть основами гигиенической и двигательной культуры. При этом надо помнить, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ. Дети второго года жизни разделяются по психофизиологическим особенностям на две подгруппы: первая с 1 года до 1 года 6 месяцев; вторая – с 1 года 6 месяцев до 2 лет.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей первой подгруппы сводится к приучению детей к тому, что перед едой и по мере загрязнения им обязательно моют руки, учат есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослого, после еды благодарить взрослых (как умеют).
У второй подгруппы воспитание культурно-гигиенических навыков сводится к формированию привычки мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого приводить в порядок свою одежду, съедать положенную порцию. Это и закрепление умения тщательно пережёвывать пищу, держать ложку в правой руке, опрятно есть, пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослого, вытирать насухо лицо и руки полотенцем, вытирать нос, пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, носовым платком, горшком, вытирать ноги у входа.
3. Одним из показателей здорового образа жизни является двигательная активность, т. е. отношение человека к движениям, к физическим упражнениям, к использованию их в повседневной жизни. Для решения этой задачи разрабатывается двигательный режим и организовывается двигательная среда в группе. Для формирования представлений детей раннего возраста о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе должна проводиться утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Помимо ежедневной утренней гимнастики с детьми раннего возраста проводятся физкультурные занятия. Утреннюю гимнастику и специальные занятия физкультурой целесообразно сопровождать музыкой, детскими песенками. Детям нравятся разнообразные пособия : гремящие шарики, кубики, ленточки, платочки, яркие флажки, погремушки, колокольчики, веревочки. Все это способствует хорошему настроению детей, а следователь также формирует их представления о здоровом образе жизни.
Работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-забавы; подвижные игры; физкультминутки; инновационные технологии: проектная деятельность, бодрящая, пальчиковая и дыхательная гимнастики; самомассаж.
Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок воспитателям следует широко использовать художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.
Важное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т. д.
4. Безусловно велика роль формирования у детей раннего возраста привычки к употреблению разнообразной пищи, включающей в необходимом количестве белки, жиры и углеводы, клетчатку. В ходе решения этой задачи необходимо прививать детям раннего возраста любовь к овощам, фруктам, молоку. Формировать умения понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением.
5. «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.
Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".
Примеры просветительской работы и вовлечения родителей в работу по формированию ЗОЖ : консультации и беседы с родителями; проект «Здоровая и дружная семья» - формирование и сохранение здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий; фотовыставки «В здоровом теле – здоровый дух» (сезонные периоды); посещение родителями «Дней открытых дверей», «Декад здоровья», совместные с родителями спортивные развлечения «Папа, мама, я – спортивная семья», «Здоровый ребенок – счастливы родители».
Дети – это наше будущее. Каким оно будет, зависит от нас, взрослых.
И в заключение памятка родителям по формированию ЗОЖ у детей:
Используемая литература:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- с. 333
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/02/27/konsultatsiya-dlya-roditeley-rol-semi-v-formirovanii
https://uchkopilka.ru/dosh-obraz/item/7622-formirovanie-pervichnykh-predstavlenij-o-zdorovom-obraze-zhizni-u-detej-rannego-doshkolnogo-vozrasta-20151115
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/06/07/formirovanie-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-detey
https://school2100.com/upload/iblock/56b/Edaeva.pdf
https://smolenceval.ucoz.ru/load/formirovanie_pervichnykh_predstavlenij_o_zdorovom_obraze_zhizni_u_detej_rannego_vozrasta/1-1-0-1
https://yandex.ru/images/search?text=фото%20закаливающие%20процедуры%20в%20ясельной%20группе&stype=image&lr=2&noreask=1&source=wiz