Татьяна Колесникова
Обобщение опыта работы «Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ здорового образа жизни
у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стало “школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Публикация «Обобщение опыта работы „Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
В нашем дошкольном учреждении широко используются передовые педагогические технологии: педагогика сотрудничества, технологии экологического воспитания, здоровьесберегающие технологии. Приоритетным направлением работы коллектива является формирование здорового образа жизни воспитанников.
Формирование культуры здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья детей через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Применяя в своей работе здоровьесберегающие технологии, я пришла к выводу, что они способствуют сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Именно поэтому тема применения здоровьесберегающих технологий стала для меня актуальной.
В связи с этим целью моей профессиональной деятельности считаю организацию целенаправленного процесса формирования убеждений и привычек здорового образа жизни детей в условиях ДОУ. Достижению поставленной цели, на мой взгляд, способствует решение следующих задач:
1. Содействие осознанию дошкольниками здоровья, как высшей ценности, повышению ответственности за него.
2. Формирование знаний и представлений о здоровье человека, об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, здорового питания).
3. Содействие овладению детьми полезными привычками, стойкими культурно – гигиеническими навыками.
4. Развитие мотивации ребенка к освоению основ здорового образа жизни.
Работа по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни строится на следующих принципах:
1. Принцип природосообразности. Подразумевает учет возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей, ориентация на конкретного ребенка с его потребностями, способностями, интересами.
2. Принцип научности. Предусматривает проектирование, осуществление и анализ воспитательно – образовательного процесса.
3. Принцип комплексности. Предполагает тесное взаимодействие воспитателя с медицинским персоналом, и узкими специалистами.
4. Принцип осознанности. Обращен на осознание самим воспитанником необходимости ведения здорового образа жизни. Этот принцип считаю ведущим, т. к. он дает возможность для формирования стойкой положительной мотивации к освоению основ здорового образа жизни.
Для получения положительного результата считаю необходимым создание следующих условий:
* психолого – педагогических условий (учет принципов личностно – ориентированной педагогики);
* организацию предметно – развивающей среды (наглядные пособия, детская литература, атрибуты для сюжетно –);
*сотрудничество всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (педагогический коллектив, родители и дети).
В процессе организации системы работы по приобщению детей к здоровому образа жизни использую разные формы (прогулки, досуги, развлечения, неделя здоровья, экскурсии, методы, приемы, среди которых выделяю: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, схем); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, инсценировки); игру (сюжетно – ролевые, дидактические игры). Приоритетным считаю игровые и практические методы. Методы и приемы, выбранные мною формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям. Повысилась сопротивляемость организма детей к неблагоприятным факторам окружающей среды, что говорит о физическом и психическом здоровье детей.
Система работы построена с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы и дошкольной педагогики. Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния.
Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребё нка в ДОУ:
Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.
Учебно-воспитательный процесс: учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки, пальчиковая гимнастика).
Физкультурные, музыкальные, логопедические занятия, рисование (направлены на повышение психоэмоциональной устойчивости).
Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников.
Организация работы с детьми строится с учё том следующих методических требований:
1. Используются необходимые структурные компоненты во время проведения занятий:
• Организационный момент.
• Гимнастика.
• Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее.
• Познавательный блок.
• Физкультминутка.
• Сообщение нового материала проходит через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта.
• Дидактическая или подвижная игра - на закрепление.
• Релаксация под музыку.
2. Выполняются санитарно-гигиенических требования:
Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении.
Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Дети одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения.
Занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее чем за 1 час до еды. Музыка для релаксации должна быть негромкой.
Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям детей.
Контроль условий пребывания ребенка в ДОУ осуществляется медработником.
3. В работе с детьми учитываются психо - физиологические и эмоционально-личностные особенности детей.
• Соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста.
• Соответствие упражнений двигательным возможностям детей.
• Учет индивидуальных особенностей ребёнка (темперамент, анамнез, эмоциональное состояние и др.)
• Учет опыта ребёнка, тактичное упоминание о любых фактах жизни ребенка.
• Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребёнка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности.
Для достижения поставленной цели и эффективного решения поставленных задач актуальным является создание предметно – развивающей среды в группе.
1. Наглядный материал.
Плакат для выражения эмоций.
Картины, репродукции картин.
Альбомы «Я и моя семья».
2. Художественные средства.
Аудиозаписи музыкальных произведений.
Диски с релаксацией.
Художественно – познавательная литература (энциклопедии, рассказы, сказки, стихи).
3. Материалы для организации практической и игровой деятельности.
• Контейнер с песком.
• Контейнер для водных игр и материал для этих игр (лодки, рыбки)
• Приборы – помощники (безмен, увеличительное стекло, песочные часы, сантиметр).
• Баночки с крупами, фасолью.
• Природный материал.
Предложенный материал используется в области познания, свободной деятельности, для проведения опытов и экспериментов. Все это способствует здоровому эмоциональному развитию дошкольников.
4. «Уголок здоровья».
• Физкультурное оборудование для организации подвижных игр (мячи, скакалки, кольцебросы)
• Рефлекторная дорожка. Дети, проснувшись проходят по рефлекторной дорожке с крышками (для профилактики и коррекции плоскостопия).
5. Оборудование и материал для сюжетно – ролевых и дидактических игр.
• Плакат «Строение человека».
• Слайды «Здоровое питание», «Режим дня», «Чистим зубы правильно».
• Картинки «Виды спорта».
• При помощи этого дети закрепляют культурно –гигиенические навыки и задумываются о здоровье.
• Сюжетно – ролевые игры «Больница», «Спасатели», «Прачечная», «Кафе» помогают отрабатывать модели позитивного поведения в разных ситуациях, проигрываются ролевые взаимодействия.
6. ТСО (DVD проигрыватель, телевизор, диапроектор, магнитофон, ноутбук)
Формированию мотивации на здоровый образ жизни в полной мере способствует интегративность разных областей (познание, ОБЖ, социализация, коммуникация, физкультура, музыка) Об этом свидетельствуют результаты детей в подготовительной группе:
1. В развитии познавательной сферы.
Знания о строении и жизнедеятельности человека, о его росте и развитии.
2. В развитии продуктивной сферы.
Способность приобретать прочные культурно – гигиенические навыки и навыки обслуживающего труда. Развитие самостоятельности, осознанности.
3. В социальной и эмоциональной сферах.
Знание эмоций, чувств, умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Наличие дружеских чувств в детском коллективе. Позитивное, уважительное отношение к родителям.
4. В формировании нравственной сферы.
Умение замечать чужую боль, желание помочь. Наличие уважительного отношения к труду людей и его результатам.
5. Мотивация на сохранение здоровья.
Знания о болезнях и причинах их возникновения. Осознание полезного влияния на здоровье физических упражнений и здорового питания.
Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ходе работы, воспитатель должен заботиться о здоровье самого ребенка. Поэтому мною в работе применяются здоровьесберегающие технологии.
Применение здоровьесберегающих технологий
в обучении и воспитании дошкольников.
В образовании изначально существует проблема, связанная со здоровьем детей. С одной стороны образование может нанести непоправимый вред, тем, что затрачивается большое количество времени, которое могло бы быть потрачено на прогулки и игры, вследствие чего может возникнуть гиподинамия. Гиподинамия особенно опасна в детском возрасте. Она задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, эндокринной и других систем. Но с другой стороны образование таит в себе огромный здоровьесберегающий потенциал. Ведь не обязательно зубрить новые слова, повторяя их множество раз в сидячем положении. Можно разучить песню с новыми словами и обогатить жизнь детей новыми движениями. Л. Н. Волошина выделяет классификацию здоровьесберегающих технологий на основе подхода, где технологии определяются как продуктивная педагогическая деятельность, интег-рирующая знания из различных областей и использующую прикладные исследовательские методики для получения информации и ее анализа с целью решения практически значимых задач формирования культуры здоровья субъектов образовательного процесса.
1. Пассивные здоровъесберегающие технологии, создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований, соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка. Пассивные здоровьесберегающие технологии в образовании представляют собой распределение учебной нагрузки равносильно возможностям детей, организация комфортного пребывания детей в группе (ежедневная влажная уборка, частое проветривание, достаточное освещение).
2. Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья учащихся, повышение потенциала (ресурсов) здоровья. К сожалению, в последние годы наблюдается ухудшение здоровья детей. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое облучение (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, а также социальная напряжённость в обществе и интенсификация процесса обучения.
Образование имеет большое количество форм работы с детьми, которые не несут вреда здоровью, а только приносят радость и большое количество положительных эмоций, вносят разнообразие в режимные процессы. К физкультурно-оздоровительным технологиям, направленные на формирование здорового образа жизни являются :
Утренняя гимнастика. Утреннюю гимнастику нередко называют заряд-кой. Это очень точно определяет суть данных занятий — они должны заряжать энергией, но не расходовать ее. Важнейшим критерием эффективности зарядки служит устойчивое чувство бодрости, свежести, хорошее настроение, желание работать. Упражнения зарядки должны в основном «проработать» основные наиболее крупные мышцы и мышечные группы. Это мышцы туловища, таза, рук, ног. Необходимо поочередно нагружать мышечные группы, выполняющие различную работу : наклоны вперед чередовать с прогибанием назад, сгибание — с разгибанием, отведение рук и ног — с приведением. В комплекс утренней гимнастики не следует включать упражнения статического характера, связанные с сохранением какой-либо позы, ускорения.
Физкультминутки. Основное назначение физкультминуток проводимых во время занятия состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомления у детей и снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала, повысить работоспособность детей, дать отдых организму, в первую очередь нервной системе и работающим мышцам.
Продолжительность физкультминуток 2-3-мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно вторая половина занятия). Физкультминутки и паузы способствуют процессу запоминания слов и фраз, так как инструкции повторяются много раз и ассоциируются с определенными передвижениями.
В комплекс физкультминутки включают 2-3 упражнения, которые можно проводить у рабочего места. Каждое упражнение повторяют 6-8 раз.
Подвижные игры с детьми дошкольного возраста проводят ежедневно во время прогулок во второй половине дня, продолжительность подвижных игр зависит от возраста и физической подготовленности и составляет 8-15 минут. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.
Во время игры используем красочные маски и инвентарь. В зависимости от настроения детей упрощаем или усложняем правила игры, изменяем продолжительность и количество повторений. Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно реализуют в самостоятельной деятельности.
Гимнастика для глаз. Целью зрительной гимнастики является формирование у детей представлений о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, внимательность и способность сосредотачиваться. А чтобы параллельно с развитием тонкой моторики развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослыми и ребенком.
Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, а в других ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, вправо и влево.
Использование этих двух гимнастик вместе направлено на развитие звуковой культуры речи. В игровой форме разрабатывается артикуляционный аппарат, мелкая моторика пальцев рук, чувство ритма, память и тонус, быстрое переключение с движения на движение.
Продолжительность пальчиковой гимнастики 2-3 минуты, чтобы пальцы поработали, но не устали. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делать паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках глазки и ротик.
Движения помогают при постановке фонетических звуков, облегчают восприятие лексических единиц, за счет чего появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого материала. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев, способствуют развитию долговременной памяти: слова и тексты надолго запоминаются детьми. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Музыкально-подвижные игры. Музыкально-подвижные игры, как правило, включены в занятие для релаксации детей. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально-ритмическое движение – это еще один способ возможности «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания.
В детские песни включен грамматический и лексический материал в соответствии с содержанием обучения. Веселый мотив песенок позволяет неоднократно использовать их на занятии, что гарантирует быстрое запоминание детьми нужного материала.
При помощи рифмовок и песен происходит формирование языковых и речевых навыков.
Праздники и развлечения. Праздники способствуют всестороннему развитию детей. Праздники и развлечения играют важную роль для формирования ЗОЖ, так как дети получают огромное количество положительных эмоций, поднимают настроение и жизненный опыт. С методической точки зрения, праздники - это богатейший источник языкового материала, объединенного тематически и легко расширяемого за счет лексического и грамматического материала связанных с ними тем. Несет в себе как элемент использование народные игр, повышающие двигательную активность детей. Можно выделить в ознакомлении с праздником следующую последовательность:
1 этап. Углубленное ознакомление с праздником. Праздник становится отдельной темой в рамках программы, большое внимания уделяется его сути и истории возникновения.
2 этап. Введение лексико-грамматического материала в соответствии с темой праздника, разучивание песенок, стихов, народных игр.
3 этап. Празднование организуется в виде детского развлечения.
3. Технологии, направленные на воспитание культуры здоровья, развитие личностных качеств, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Они обеспечивают формирование представлений о здоровье как о ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, чувство ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному процессу : характер обучения и воспитания, педагогической культуры воспитателей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Здоровьесберегающие технологии в условиях образования представляют собой использование разнообразных форм, повышающих двигательную активность (физкультурно-оздоровительные технологии) :
• приводят все элементы образовательно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психо- физиологическими возможностями детей и педагогов;
• осуществляют валеологическое воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни;
• формируют у детей и педагогов систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановлению психических и физических сил.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий как активных, так и пассивных в образовании позволяет успешно организовать детей без потерь в здоровье.
Для изучения результатов эффективности работы служит педагогическая диагностика, которая позволяет отследить уровень сформированности представлений о здоровье, об элементах здорового образа жизни; определить уровень овладения детьми культурно – гигиеническими навыками; произвести своевременную коррекцию и спланировать дальнейшую работу.
Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей.
Совместную работу с семьё й строю на следующих принципах:
единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие.
Содержание работы с родителями включает в себя:
1. Изучение представлений родителей о ЗОЖ.
2. Консультации.
3. Творческие встречи.
4. Наглядную агитацию.
5. Участие в «Недели здоровья».
6. Вовлечение родителей в досуговые мероприятия «Моя семья».
7. Участие в спортивном празднике «Я и моя семья» .
7. Выпуск газеты: «Наше здоровье в наших руках».
Проведение совместной работы с родителями даёт возможность выявить проблемы в общении «Родитель-Ребёнок» и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии. Благодаря этому создаётся благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребёнка. Для персонала ДОУ были проведены консультация «Правила поведения на воде», семинар – практикум «Здоровьесберегающие технологии», презентация коммуникативных игр. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения и навыки.
В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья, стенды в раздевальной комнате. В группе постепенно создаются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, неделя здоровья, упражнения «Здоровые привычки», спортивные мероприятия, утренняя зарядка, зарядка после сна и др.