Получи документы

Обобщение опыта работы «Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Татьяна Колесникова
Обобщение опыта работы «Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование основ здорового образа жизни

у детей дошкольного возраста.

(обобщение опыта работы)

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стало “школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Публикация «Обобщение опыта работы „Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В нашем дошкольном учреждении широко используются передовые педагогические технологии: педагогика сотрудничества, технологии экологического воспитания, здоровьесберегающие технологии. Приоритетным направлением работы коллектива является формирование здорового образа жизни воспитанников.

Формирование культуры здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья детей через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Применяя в своей работе здоровьесберегающие технологии, я пришла к выводу, что они способствуют сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Именно поэтому тема применения здоровьесберегающих технологий стала для меня актуальной.

В связи с этим целью моей профессиональной деятельности считаю организацию целенаправленного процесса формирования убеждений и привычек здорового образа жизни детей в условиях ДОУ. Достижению поставленной цели, на мой взгляд, способствует решение следующих задач:

1. Содействие осознанию дошкольниками здоровья, как высшей ценности, повышению ответственности за него.

2. Формирование знаний и представлений о здоровье человека, об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, здорового питания).

3. Содействие овладению детьми полезными привычками, стойкими культурно – гигиеническими навыками.

4. Развитие мотивации ребенка к освоению основ здорового образа жизни.

Работа по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни строится на следующих принципах:

1. Принцип природосообразности. Подразумевает учет возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей, ориентация на конкретного ребенка с его потребностями, способностями, интересами.

2. Принцип научности. Предусматривает проектирование, осуществление и анализ воспитательно – образовательного процесса.

3. Принцип комплексности. Предполагает тесное взаимодействие воспитателя с медицинским персоналом, и узкими специалистами.

4. Принцип осознанности. Обращен на осознание самим воспитанником необходимости ведения здорового образа жизни. Этот принцип считаю ведущим, т. к. он дает возможность для формирования стойкой положительной мотивации к освоению основ здорового образа жизни.

Для получения положительного результата считаю необходимым создание следующих условий:

* психолого – педагогических условий (учет принципов личностно – ориентированной педагогики);

* организацию предметно – развивающей среды (наглядные пособия, детская литература, атрибуты для сюжетно –);

*сотрудничество всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (педагогический коллектив, родители и дети).

В процессе организации системы работы по приобщению детей к здоровому образа жизни использую разные формы (прогулки, досуги, развлечения, неделя здоровья, экскурсии, методы, приемы, среди которых выделяю: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, схем); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, инсценировки); игру (сюжетно – ролевые, дидактические игры). Приоритетным считаю игровые и практические методы. Методы и приемы, выбранные мною формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям. Повысилась сопротивляемость организма детей к неблагоприятным факторам окружающей среды, что говорит о физическом и психическом здоровье детей.

Система работы построена с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы и дошкольной педагогики. Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребё нка в ДОУ:

Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.

Учебно-воспитательный процесс: учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки, пальчиковая гимнастика).

Физкультурные, музыкальные, логопедические занятия, рисование (направлены на повышение психоэмоциональной устойчивости).

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников.

Организация работы с детьми строится с учё том следующих методических требований:

1. Используются необходимые структурные компоненты во время проведения занятий:

• Организационный момент.

• Гимнастика.

• Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее.

• Познавательный блок.

• Физкультминутка.

• Сообщение нового материала проходит через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта.

• Дидактическая или подвижная игра - на закрепление.

• Релаксация под музыку.

2. Выполняются санитарно-гигиенических требования:

Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении.

Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Дети одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения.

Занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее чем за 1 час до еды. Музыка для релаксации должна быть негромкой.

Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям детей.

Контроль условий пребывания ребенка в ДОУ осуществляется медработником.

3. В работе с детьми учитываются психо - физиологические и эмоционально-личностные особенности детей.

• Соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста.

• Соответствие упражнений двигательным возможностям детей.

• Учет индивидуальных особенностей ребёнка (темперамент, анамнез, эмоциональное состояние и др.)

• Учет опыта ребёнка, тактичное упоминание о любых фактах жизни ребенка.

• Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребёнка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности.

Для достижения поставленной цели и эффективного решения поставленных задач актуальным является создание предметно – развивающей среды в группе.

1. Наглядный материал.

Плакат для выражения эмоций.

Картины, репродукции картин.

Альбомы «Я и моя семья».

2. Художественные средства.

Аудиозаписи музыкальных произведений.

Диски с релаксацией.

Художественно – познавательная литература (энциклопедии, рассказы, сказки, стихи).

3. Материалы для организации практической и игровой деятельности.

• Контейнер с песком.

• Контейнер для водных игр и материал для этих игр (лодки, рыбки)

• Приборы – помощники (безмен, увеличительное стекло, песочные часы, сантиметр).

• Баночки с крупами, фасолью.

• Природный материал.

Предложенный материал используется в области познания, свободной деятельности, для проведения опытов и экспериментов. Все это способствует здоровому эмоциональному развитию дошкольников.

4. «Уголок здоровья».

• Физкультурное оборудование для организации подвижных игр (мячи, скакалки, кольцебросы)

• Рефлекторная дорожка. Дети, проснувшись проходят по рефлекторной дорожке с крышками (для профилактики и коррекции плоскостопия).

5. Оборудование и материал для сюжетно – ролевых и дидактических игр.

• Плакат «Строение человека».

• Слайды «Здоровое питание», «Режим дня», «Чистим зубы правильно».

• Картинки «Виды спорта».

• При помощи этого дети закрепляют культурно –гигиенические навыки и задумываются о здоровье.

• Сюжетно – ролевые игры «Больница», «Спасатели», «Прачечная», «Кафе» помогают отрабатывать модели позитивного поведения в разных ситуациях, проигрываются ролевые взаимодействия.

6. ТСО (DVD проигрыватель, телевизор, диапроектор, магнитофон, ноутбук)

Формированию мотивации на здоровый образ жизни в полной мере способствует интегративность разных областей (познание, ОБЖ, социализация, коммуникация, физкультура, музыка) Об этом свидетельствуют результаты детей в подготовительной группе:

1. В развитии познавательной сферы.

Знания о строении и жизнедеятельности человека, о его росте и развитии.

2. В развитии продуктивной сферы.

Способность приобретать прочные культурно – гигиенические навыки и навыки обслуживающего труда. Развитие самостоятельности, осознанности.

3. В социальной и эмоциональной сферах.

Знание эмоций, чувств, умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Наличие дружеских чувств в детском коллективе. Позитивное, уважительное отношение к родителям.

4. В формировании нравственной сферы.

Умение замечать чужую боль, желание помочь. Наличие уважительного отношения к труду людей и его результатам.

5. Мотивация на сохранение здоровья.

Знания о болезнях и причинах их возникновения. Осознание полезного влияния на здоровье физических упражнений и здорового питания.

Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ходе работы, воспитатель должен заботиться о здоровье самого ребенка. Поэтому мною в работе применяются здоровьесберегающие технологии.

Применение здоровьесберегающих технологий

в обучении и воспитании дошкольников.

В образовании изначально существует проблема, связанная со здоровьем детей. С одной стороны образование может нанести непоправимый вред, тем, что затрачивается большое количество времени, которое могло бы быть потрачено на прогулки и игры, вследствие чего может возникнуть гиподинамия. Гиподинамия особенно опасна в детском возрасте. Она задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, эндокринной и других систем. Но с другой стороны образование таит в себе огромный здоровьесберегающий потенциал. Ведь не обязательно зубрить новые слова, повторяя их множество раз в сидячем положении. Можно разучить песню с новыми словами и обогатить жизнь детей новыми движениями. Л. Н. Волошина выделяет классификацию здоровьесберегающих технологий на основе подхода, где технологии определяются как продуктивная педагогическая деятельность, интег-рирующая знания из различных областей и использующую прикладные исследовательские методики для получения информации и ее анализа с целью решения практически значимых задач формирования культуры здоровья субъектов образовательного процесса.

1. Пассивные здоровъесберегающие технологии, создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований, соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка. Пассивные здоровьесберегающие технологии в образовании представляют собой распределение учебной нагрузки равносильно возможностям детей, организация комфортного пребывания детей в группе (ежедневная влажная уборка, частое проветривание, достаточное освещение).

2. Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья учащихся, повышение потенциала (ресурсов) здоровья. К сожалению, в последние годы наблюдается ухудшение здоровья детей. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое облучение (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, а также социальная напряжённость в обществе и интенсификация процесса обучения.

Образование имеет большое количество форм работы с детьми, которые не несут вреда здоровью, а только приносят радость и большое количество положительных эмоций, вносят разнообразие в режимные процессы. К физкультурно-оздоровительным технологиям, направленные на формирование здорового образа жизни являются :

Утренняя гимнастика. Утреннюю гимнастику нередко называют заряд-кой. Это очень точно определяет суть данных занятий — они должны заряжать энергией, но не расходовать ее. Важнейшим критерием эффективности зарядки служит устойчивое чувство бодрости, свежести, хорошее настроение, желание работать. Упражнения зарядки должны в основном «проработать» основные наиболее крупные мышцы и мышечные группы. Это мышцы туловища, таза, рук, ног. Необходимо поочередно нагружать мышечные группы, выполняющие различную работу : наклоны вперед чередовать с прогибанием назад, сгибание — с разгибанием, отведение рук и ног — с приведением. В комплекс утренней гимнастики не следует включать упражнения статического характера, связанные с сохранением какой-либо позы, ускорения.

Физкультминутки. Основное назначение физкультминуток проводимых во время занятия состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомления у детей и снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала, повысить работоспособность детей, дать отдых организму, в первую очередь нервной системе и работающим мышцам.

Продолжительность физкультминуток 2-3-мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно вторая половина занятия). Физкультминутки и паузы способствуют процессу запоминания слов и фраз, так как инструкции повторяются много раз и ассоциируются с определенными передвижениями.

В комплекс физкультминутки включают 2-3 упражнения, которые можно проводить у рабочего места. Каждое упражнение повторяют 6-8 раз.

Подвижные игры с детьми дошкольного возраста проводят ежедневно во время прогулок во второй половине дня, продолжительность подвижных игр зависит от возраста и физической подготовленности и составляет 8-15 минут. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.

Во время игры используем красочные маски и инвентарь. В зависимости от настроения детей упрощаем или усложняем правила игры, изменяем продолжительность и количество повторений. Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно реализуют в самостоятельной деятельности.

Гимнастика для глаз. Целью зрительной гимнастики является формирование у детей представлений о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, внимательность и способность сосредотачиваться. А чтобы параллельно с развитием тонкой моторики развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослыми и ребенком.

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, а в других ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, вправо и влево.

Использование этих двух гимнастик вместе направлено на развитие звуковой культуры речи. В игровой форме разрабатывается артикуляционный аппарат, мелкая моторика пальцев рук, чувство ритма, память и тонус, быстрое переключение с движения на движение.

Продолжительность пальчиковой гимнастики 2-3 минуты, чтобы пальцы поработали, но не устали. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делать паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках глазки и ротик.

Движения помогают при постановке фонетических звуков, облегчают восприятие лексических единиц, за счет чего появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого материала. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев, способствуют развитию долговременной памяти: слова и тексты надолго запоминаются детьми. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Музыкально-подвижные игры. Музыкально-подвижные игры, как правило, включены в занятие для релаксации детей. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально-ритмическое движение – это еще один способ возможности «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания.

В детские песни включен грамматический и лексический материал в соответствии с содержанием обучения. Веселый мотив песенок позволяет неоднократно использовать их на занятии, что гарантирует быстрое запоминание детьми нужного материала.

При помощи рифмовок и песен происходит формирование языковых и речевых навыков.

Праздники и развлечения. Праздники способствуют всестороннему развитию детей. Праздники и развлечения играют важную роль для формирования ЗОЖ, так как дети получают огромное количество положительных эмоций, поднимают настроение и жизненный опыт. С методической точки зрения, праздники - это богатейший источник языкового материала, объединенного тематически и легко расширяемого за счет лексического и грамматического материала связанных с ними тем. Несет в себе как элемент использование народные игр, повышающие двигательную активность детей. Можно выделить в ознакомлении с праздником следующую последовательность:

1 этап. Углубленное ознакомление с праздником. Праздник становится отдельной темой в рамках программы, большое внимания уделяется его сути и истории возникновения.

2 этап. Введение лексико-грамматического материала в соответствии с темой праздника, разучивание песенок, стихов, народных игр.

3 этап. Празднование организуется в виде детского развлечения.

3. Технологии, направленные на воспитание культуры здоровья, развитие личностных качеств, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Они обеспечивают формирование представлений о здоровье как о ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, чувство ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному процессу : характер обучения и воспитания, педагогической культуры воспитателей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Здоровьесберегающие технологии в условиях образования представляют собой использование разнообразных форм, повышающих двигательную активность (физкультурно-оздоровительные технологии) :

• приводят все элементы образовательно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психо- физиологическими возможностями детей и педагогов;

• осуществляют валеологическое воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни;

формируют у детей и педагогов систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановлению психических и физических сил.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий как активных, так и пассивных в образовании позволяет успешно организовать детей без потерь в здоровье.

Для изучения результатов эффективности работы служит педагогическая диагностика, которая позволяет отследить уровень сформированности представлений о здоровье, об элементах здорового образа жизни; определить уровень овладения детьми культурно – гигиеническими навыками; произвести своевременную коррекцию и спланировать дальнейшую работу.

Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей.

Совместную работу с семьё й строю на следующих принципах:

единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие.

Содержание работы с родителями включает в себя:

1. Изучение представлений родителей о ЗОЖ.

2. Консультации.

3. Творческие встречи.

4. Наглядную агитацию.

5. Участие в «Недели здоровья».

6. Вовлечение родителей в досуговые мероприятия «Моя семья».

7. Участие в спортивном празднике «Я и моя семья» .

7. Выпуск газеты: «Наше здоровье в наших руках».

Проведение совместной работы с родителями даёт возможность выявить проблемы в общении «Родитель-Ребёнок» и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии. Благодаря этому создаётся благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребёнка. Для персонала ДОУ были проведены консультация «Правила поведения на воде», семинар – практикум «Здоровьесберегающие технологии», презентация коммуникативных игр. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения и навыки.

В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья, стенды в раздевальной комнате. В группе постепенно создаются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, неделя здоровья, упражнения «Здоровые привычки», спортивные мероприятия, утренняя зарядка, зарядка после сна и др.

Публикации по теме:

Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни «Формирование у детей младшего возраста основ здорового образа жизни» Слайд №1 Я, Ярасова Светлана Валентиновна, воспитатель д/с «Радуга».

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей» В. А. Сухомлинский Для решения основной задачи дошкольного образования сохранения.

Формирование основ здорового образа жизни «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Автор: Федотова И. А., воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик»,.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями В последние годы, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение.

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников (из опыта работы) Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Из опыта работы Ивановой Надежды Ивановны, воспитателя МБ ДОУ «Детский сад №.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Памятка для родителей Здоровый образ жизни семьи. Ребёнок, посещающий дошкольное учреждение, испытывает влияние двух комплексов микросоциальной среды, создаваемой.

Обобщение опыта работы по теме «Охрана здоровья и формирование здорового образа жизни»Обобщение опыта работы по теме «Охрана здоровья и формирование здорового образа жизни» " Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 1 слайдФормирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Выполнила: Васина Татьяна Валерьевна, воспитатель 1 мл. группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 января 2016 в 14:59
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Колесникова (УИ 249998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД