Татьяна Ничкасова
Воспитание юного гражданина в условиях современного ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Гражданин – это человек, любящий свою родину.
Гражданское воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Стало очевидным, что большинство современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о ее настоящем. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности.
Публикация «Воспитание юного гражданина в условиях современного ДОУ» размещена в разделах
Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать гражданина в человеке необходимо вырастить уважение и любовь к своей Родине. И начинать этот процесс нужно с самого детства. Воспитание гражданина стало задачей государственной важности, что привело к переосмыслению сущности патриотического воспитания.
Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму, папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. И патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям. Поэтому воспитание патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребёнка-дошкольника невелик. Это его семья и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребёнка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружественные, профессионально-трудовые и др. Поэтому необходимо знакомить детей с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения.
Для успешного решения поставленных целей и задач в этом направлении можно организовывать воспитательный процесс по следующим разделам: «Моя семья», «Человек-труженик», «Природа родного края», «Наша Родина – Россия», «Культура», «История страны».
Работу по патриотическому воспитанию необходимо вести последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, к более сложному – город, страна. Постепенно подводим ребёнка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село, привязанность к которому он испытывает в детстве, и вместе с ним – большая Родина – Россия.
Патриотические чувства не могут возникнуть у детей после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. На занятия необходимо выносить сложные темы, требующие объяснения, толкования. А знания, полученные на занятиях, закреплять в различных формах работы вне занятий: досуги и развлечения, выставки детских работ, праздники, детские проекты, экскурсии, целевые прогулки и др.
В работе можно широко использовать художественные средства: изобразительное искусство, музыку, диафильмы, художественную литературу. Наглядный материал: картинки, иллюстрации, фотографии, репродукции картин.
Большое место в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды, где ребёнок может узнать много интересного о родном селе, его достопримечательностях, познакомиться с гимном, флагом и гербом нашей страны, предметами народно-прикладного искусства.
Не теряет своей актуальности метод проектов. Проектная деятельность открывает большие возможности в организации поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Актуальными могут быть следующие темы проектов: «Моя семья», «Родной город Самара», «Родной природы милый уголок», «Родина моя – Россия», «Земля – наш общий дом».
Огромное значение в формировании патриотического сознания играет художественная литература. Хорошо подобранные произведения позволяют понять и раскрыть, что такие качества как мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, истинным чувством патриотизма. Слушая отрывки из произведений, дети сопереживают персонажам и впервые осознают жестокость и беспощадность войны.
Стихи о Великой Отечественной войне являются важной составляющей патриотического воспитания. Они рассказывают о подвигах и мужестве солдат, являются эффективным средством воспитания. Ритмика поэтического слова действует на детское сознание вдохновляющее.
Рисунки детей, позволяют создать выразительные образы, основанные на их собственных наблюдениях, положительных чувствах и эмоциях, а также стремлениях и желаниях ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел.
Немаловажным средством, формирующим любовь к Родине, является краеведение и природа родного края, которая вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Она формирует у детей ощущение причастности их к этому уголку земли и принадлежности этого уголка к ним.
Надо показывать детям, что родной регион – это частица Родины и он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми. Знание истории родного региона, страны, необходимо для формирования гражданской позиции детей, которая дает возможность испытывать чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Формировать патриотические чувства позволяет собственная деятельность детей (игра, труд, учение и пр., которая имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики патриотического поведения. Основаниями для подбора методов служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.
Большое значение здесь имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для этого используются различные тематические формы организации деятельности детей, направленные на повышение детской мыслительной активности. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы (можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.).
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребенка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне.
Сущность воспитания гражданина складывается из очень простых компонентов- любви к детям, слов воспитателя, силы личного примера, справедливости, доверия, способности поощрять ребенка и, конечно же, доброты. И заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Такая слаженная работа даст главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство – знать и любить Родину, быть её неотъемлемой частью. Быть гражданином.