лариса сундюкова туктакиева
Сценарий экспериментальной деятельности «Вода, водица — можно удивиться!» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Форма: нетрадиционная форма работы по экспериментальной деятельности детей.
Цель: Создать условия, способствующие развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
1. Расширять кругозор детей, повышать познавательную активность через экспериментирование с водой; развивать навык проведения лабораторных опытов (умение работать с лабораторным материалом, соблюдая технику безопасности); формировать элементарные представления о процессе фильтрации.
2. воспитание бережного отношения к воде и аккуратности при работе.
3. Развивать внимание, память, мышление, речь (активизация словаря за счёт новых понятий – фильтрация, чистящее средство для посуды, вещество, бесцветная жидкость, прозрачная); формировать умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображении, фантазии, рефлексии; формировать умение находить оптимальные решения при работе в школе юного ученого.
Материалы и оборудование: фартуки, запись шума воды, футляр из яркой бумаги, в котором находится бутылка с водой, презентация, аудиозапись для динамической паузы; стаканчики пластиковые; стаканчики с водой, соломинки, ложки, салфетки, подносы (на каждого ребенка); воронки, сахарный песок, речной песок, краски, чистящее средство для посуды, пипетки, колбочки, растительное масло, песок; кусочек лимона, бутылки с водой, кофе (цикорий); воронки, вата и марля на каждого; листы для рисования.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки); наблюдение на прогулке за разным агрегатным состоянием воды; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой.
Ожидаемый результат: развитие у детей умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить опыты, умение делать умозаключения и выводы; развитие самостоятельности и воли, самоконтроля и саморегуляции в ходе экспериментирования.
Методы и приемы: сюрпризный момент, организационный момент, словесные - художественное слово, уточнения, вопросы, объяснение, рассказ, указание; игровые приемы, проблемная ситуация; практические – динамическая пауза, исследование предметов, нетрадиционное рисование мыльными пузырями.
Ход внеклассного мероприятия:
Воспитатель: Ребята, я принесла вам «волшебный футляр», в котором находится какой-то предмет. Чтобы узнать, что же в футляре, и с чем мы будем работать, вам нужно отгадать мои загадки.
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода.)
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода)
Дети: это вода!
Воспитатель: Ребята, вот вы и догадались, что у меня в футляре (достает бутылку с водой). Да правильно, это вода.
Где на земле мы можем встретить воду?
(Ответы детей)
Как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей)
Воспитатель - Правильно, без воды нет жизни на земле.
(Ответы детей)
И сейчас, я приглашаю вас на игру с мячом. «Дома нам нужна вода»
Ребята, дома мы каждый день используем воду. Теперь каждый из вас по очереди передав мяч по кругу назовёт, где дома применяют воду.
(Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьём чай, варим обед и ужин, поливаем цветы, моем машинки и игрушки, стираем).
- Верно. Человек при помощи воды готовит, стирает, поливает растения, пьет, умывается.
Я предлагаю вам послушать стихотворение, которое нам прочитает
Ирина
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Воспитатель: А вот вы мне скажите, ребята, какая вода? (Ответы детей: жидкая, текучая, прозрачная и т. д.). Вы совершенно правы, но на этом свойства воды не заканчиваются.
Сегодня у нас в нашей лаборатории будут необычные опыты с водой.
Вы уже знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей).
Да лаборатория это специальное место, где ученые проводят опыты и эксперименты с разными веществами и предметами.
Только для начала давайте вспомним правила безопасности (на каждом столе находятся схемы правил):
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- подходить к другим столам-лаборатории;
- трогать оборудование, приборы и материалы;
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
Воспитатель. – Ребята я попрошу вас еще раз напомнить, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают) Хорошо! Вот и мы сегодня будем совершать свои научные открытия! Не забудьте надеть фартуки для работы и проходите в нашу лабораторию. Сегодня у нас 4 мини-лаборатории, в которых будете работать. Сначала подходите к лаборатории №1. Занимайте свои рабочие места.
Сейчас мы узнаем, что растворяется в воде.
Опыт № 1 «Что растворяется в воде?»
Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.
Воспитатель: Вот интересно, что произойдет, если мы в воду добавим речной песок? Возьмите первый стаканчик с водой и насыпьте в него песок.
Дети добавляют к воде речной песок, перемешивают.
Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок? (Ответы детей).
А теперь добавим во второй стаканчик муку.
Дети добавляют в воду муку, перемешивают. (Обратить внимание детей на стакан, где растворяли муку). Что же мы видим?
Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
(Ответы детей)
Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.
Вот интересно все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? (Ответы детей)
Давайте попробуем растворить в воде подсолнечное масло. Возьмите третий стаканчик и из пипетки выдавите в него подсолнечное масло. (Дети выполняют это задание). Что произошло с маслом в воде? Да масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран (при этом звучит на аудиозаписи шум воды) - вода просит помощи.
- Посмотрите, почему гибнут рыбы и все живое, как вы думаете? (Ответы детей)
- Правильно, потому, что она грязная. Люди приезжают отдохнуть на природу и оставляют на берегу реки мусор, заводы сбрасывают отходы в реку. Подумайте, ребята, как можно помочь реке. (Ответы детей)
На самом деле, существуют разные способы очистки воды. Сейчас я познакомлю вас с одним из них. Приглашаю вас в лабораторию № 2
Для этого мы сделаем фильтр. Возьмем марлю и вату. Так же нам понадобится воронка.
- Из этих предметов мы сейчас с вами сделаем фильтр (показ воспитателя и затем самостоятельное выполнение детей).
- Вот и готово. Теперь через этот фильтр профильтруем грязную воду. Давайте вернемся в лабораторию №1 и поочередно выльем из стаканчиков воду с песком, воду с маслом и воду с мукой.
Что же стало с водой? Что мы видим? (Ответы детей) да, воду можно очистить. После фильтрования вода очистилась, стала более светлой, но пить её людям нельзя – в ней остались ещё микробы.
Поэтому всё-таки фильтрованную воду лучше ещё и прокипятить.
Мы проделали фильтрацию воды в мини-лаборатории.
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и будем все движения повторять за мной. (Дети выходят из-за столов, встают в произвольном порядке.)
Динамическая пауза «Игра Стоп»
Дети под веселую музыку двигаются. Музыка останавливаются, и дети по схеме с изображением человека принимают одну общую позу. Затем игра продолжается, до следующей паузы.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, есть еще такие лаборатории, где можно пробовать. Где работают не только с веществами, но и с продуктами - приглашаю вас в лабораторию №3
Здесь мы узнаем – есть ли у воды вкус и запах.
Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Я предлагаю вам попробовать, через соломинку попить воду из первого стаканчика. (Дети выполняют задание).Что вы можете сказать? Есть ли у нее вкус? (Дети: - нет)
Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон в воду и попробуем на вкус, что изменилось? (Ответы.)
Да, вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
А теперь насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте, изменился вкус? (Ответы детей: вода стала сладкая)
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
- Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах? (Ответы детей).
Воспитатель: Возьмите второй стаканчик и понюхайте. Скажите – пахнет ли вода? (Дети нюхают воду)
- Перед вами на столе лежит в емкостях кофе, предлагаю вам насыпать в стаканчик с водой кофе, хорошо размешать соломинкой и понюхать. А теперь вода пахнет или нет?
Ответы детей: вода пахнет кофе.
Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам, еще раз убедиться в волшебной силе воды.
Для этого нам нужно пройти в лабораторию под № 4.
Мы сейчас нарисуем волшебными красками. А поможет нам в этом еще один эксперимент. Нужно добавить в стаканчик с водой краску и средство для мытья посуды. Теперь все хорошо нужно перемешать.
Ребята, мы с вами получили яркие мыльные пузыри, которыми можно рисовать, а помогут нам в этом соломенные трубочки. Если подуть трубочкой в стакан - из него будут выходить мыльные пузырьки, которые при падении на лист бумаги оставят следы (рисование мыльными пузырями и мелками - подрисовывают).
Пока ваши работы сохнут, мы немножко отдохнем.
Физкультминутка:
Тихо плещется вода,
Мы плывем по теплой речке (плавные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда (потягивание, руки вверх)
Мы из речки вылезаем
Чтоб обсохнуть, погулять (ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох,
Мы садимся на песок (дети приседают на ковер).
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы узнали много нового о воде. Что запомнилось больше всего? Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей).
Если вам понравилось сегодня экспериментировать, то на веселом смайлике появятся ваши магнитики, а если вам было трудно - на грустном. (на магнитной доске заранее приготовлены изображения смайликов и цветные магнитики.
Вы сегодня были настоящими учеными и я хочу вам за это подарить медаль юного ученого. Вы молодцы!