Приложение МААМ

Сценарий экспериментальной деятельности «Вода, водица — можно удивиться!» в старшей группе

лариса сундюкова туктакиева
Сценарий экспериментальной деятельности «Вода, водица — можно удивиться!» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Форма: нетрадиционная форма работы по экспериментальной деятельности детей.

Цель: Создать условия, способствующие развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

1. Расширять кругозор детей, повышать познавательную активность через экспериментирование с водой; развивать навык проведения лабораторных опытов (умение работать с лабораторным материалом, соблюдая технику безопасности); формировать элементарные представления о процессе фильтрации.

2. воспитание бережного отношения к воде и аккуратности при работе.

3. Развивать внимание, память, мышление, речь (активизация словаря за счёт новых понятий – фильтрация, чистящее средство для посуды, вещество, бесцветная жидкость, прозрачная); формировать умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображении, фантазии, рефлексии; формировать умение находить оптимальные решения при работе в школе юного ученого.

Материалы и оборудование: фартуки, запись шума воды, футляр из яркой бумаги, в котором находится бутылка с водой, презентация, аудиозапись для динамической паузы; стаканчики пластиковые; стаканчики с водой, соломинки, ложки, салфетки, подносы (на каждого ребенка); воронки, сахарный песок, речной песок, краски, чистящее средство для посуды, пипетки, колбочки, растительное масло, песок; кусочек лимона, бутылки с водой, кофе (цикорий); воронки, вата и марля на каждого; листы для рисования.

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки); наблюдение на прогулке за разным агрегатным состоянием воды; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой.

Ожидаемый результат: развитие у детей умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить опыты, умение делать умозаключения и выводы; развитие самостоятельности и воли, самоконтроля и саморегуляции в ходе экспериментирования.

Методы и приемы: сюрпризный момент, организационный момент, словесные - художественное слово, уточнения, вопросы, объяснение, рассказ, указание; игровые приемы, проблемная ситуация; практические – динамическая пауза, исследование предметов, нетрадиционное рисование мыльными пузырями.

Ход внеклассного мероприятия:

Воспитатель: Ребята, я принесла вам «волшебный футляр», в котором находится какой-то предмет. Чтобы узнать, что же в футляре, и с чем мы будем работать, вам нужно отгадать мои загадки.

Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

(Вода.)

«Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

(Вода)

Дети: это вода!

Воспитатель: Ребята, вот вы и догадались, что у меня в футляре (достает бутылку с водой). Да правильно, это вода.

Где на земле мы можем встретить воду?

(Ответы детей)

Как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей)

Воспитатель - Правильно, без воды нет жизни на земле.

(Ответы детей)

И сейчас, я приглашаю вас на игру с мячом. «Дома нам нужна вода»

Ребята, дома мы каждый день используем воду. Теперь каждый из вас по очереди передав мяч по кругу назовёт, где дома применяют воду.

(Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьём чай, варим обед и ужин, поливаем цветы, моем машинки и игрушки, стираем).

- Верно. Человек при помощи воды готовит, стирает, поливает растения, пьет, умывается.

Я предлагаю вам послушать стихотворение, которое нам прочитает

Ирина

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

Воспитатель: А вот вы мне скажите, ребята, какая вода? (Ответы детей: жидкая, текучая, прозрачная и т. д.). Вы совершенно правы, но на этом свойства воды не заканчиваются.

Сегодня у нас в нашей лаборатории будут необычные опыты с водой.

Вы уже знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей).

Да лаборатория это специальное место, где ученые проводят опыты и эксперименты с разными веществами и предметами.

Только для начала давайте вспомним правила безопасности (на каждом столе находятся схемы правил):

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- подходить к другим столам-лаборатории;

- трогать оборудование, приборы и материалы;

- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.

Воспитатель. – Ребята я попрошу вас еще раз напомнить, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают) Хорошо! Вот и мы сегодня будем совершать свои научные открытия! Не забудьте надеть фартуки для работы и проходите в нашу лабораторию. Сегодня у нас 4 мини-лаборатории, в которых будете работать. Сначала подходите к лаборатории №1. Занимайте свои рабочие места.

Сейчас мы узнаем, что растворяется в воде.

Опыт № 1 «Что растворяется в воде?»

Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.

Воспитатель: Вот интересно, что произойдет, если мы в воду добавим речной песок? Возьмите первый стаканчик с водой и насыпьте в него песок.

Дети добавляют к воде речной песок, перемешивают.

Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок? (Ответы детей).

А теперь добавим во второй стаканчик муку.

Дети добавляют в воду муку, перемешивают. (Обратить внимание детей на стакан, где растворяли муку). Что же мы видим?

Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

(Ответы детей)

Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.

Вот интересно все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? (Ответы детей)

Давайте попробуем растворить в воде подсолнечное масло. Возьмите третий стаканчик и из пипетки выдавите в него подсолнечное масло. (Дети выполняют это задание). Что произошло с маслом в воде? Да масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран (при этом звучит на аудиозаписи шум воды) - вода просит помощи.

- Посмотрите, почему гибнут рыбы и все живое, как вы думаете? (Ответы детей)

- Правильно, потому, что она грязная. Люди приезжают отдохнуть на природу и оставляют на берегу реки мусор, заводы сбрасывают отходы в реку. Подумайте, ребята, как можно помочь реке. (Ответы детей)

На самом деле, существуют разные способы очистки воды. Сейчас я познакомлю вас с одним из них. Приглашаю вас в лабораторию № 2

Для этого мы сделаем фильтр. Возьмем марлю и вату. Так же нам понадобится воронка.

- Из этих предметов мы сейчас с вами сделаем фильтр (показ воспитателя и затем самостоятельное выполнение детей).

- Вот и готово. Теперь через этот фильтр профильтруем грязную воду. Давайте вернемся в лабораторию №1 и поочередно выльем из стаканчиков воду с песком, воду с маслом и воду с мукой.

Что же стало с водой? Что мы видим? (Ответы детей) да, воду можно очистить. После фильтрования вода очистилась, стала более светлой, но пить её людям нельзя – в ней остались ещё микробы.

Поэтому всё-таки фильтрованную воду лучше ещё и прокипятить.

Мы проделали фильтрацию воды в мини-лаборатории.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и будем все движения повторять за мной. (Дети выходят из-за столов, встают в произвольном порядке.)

Динамическая пауза «Игра Стоп»

Дети под веселую музыку двигаются. Музыка останавливаются, и дети по схеме с изображением человека принимают одну общую позу. Затем игра продолжается, до следующей паузы.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, есть еще такие лаборатории, где можно пробовать. Где работают не только с веществами, но и с продуктами - приглашаю вас в лабораторию №3

Здесь мы узнаем – есть ли у воды вкус и запах.

Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса».

Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?

Я предлагаю вам попробовать, через соломинку попить воду из первого стаканчика. (Дети выполняют задание).Что вы можете сказать? Есть ли у нее вкус? (Дети: - нет)

Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон в воду и попробуем на вкус, что изменилось? (Ответы.)

Да, вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.

А теперь насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте, изменился вкус? (Ответы детей: вода стала сладкая)

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

- Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах? (Ответы детей).

Воспитатель: Возьмите второй стаканчик и понюхайте. Скажите – пахнет ли вода? (Дети нюхают воду)

- Перед вами на столе лежит в емкостях кофе, предлагаю вам насыпать в стаканчик с водой кофе, хорошо размешать соломинкой и понюхать. А теперь вода пахнет или нет?

Ответы детей: вода пахнет кофе.

Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам, еще раз убедиться в волшебной силе воды.

Для этого нам нужно пройти в лабораторию под № 4.

Мы сейчас нарисуем волшебными красками. А поможет нам в этом еще один эксперимент. Нужно добавить в стаканчик с водой краску и средство для мытья посуды. Теперь все хорошо нужно перемешать.

Ребята, мы с вами получили яркие мыльные пузыри, которыми можно рисовать, а помогут нам в этом соломенные трубочки. Если подуть трубочкой в стакан - из него будут выходить мыльные пузырьки, которые при падении на лист бумаги оставят следы (рисование мыльными пузырями и мелками - подрисовывают).

Пока ваши работы сохнут, мы немножко отдохнем.

Физкультминутка:

Тихо плещется вода,

Мы плывем по теплой речке (плавные движения руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались кто куда (потягивание, руки вверх)

Мы из речки вылезаем

Чтоб обсохнуть, погулять (ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох,

Мы садимся на песок (дети приседают на ковер).

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы узнали много нового о воде. Что запомнилось больше всего? Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей).

Если вам понравилось сегодня экспериментировать, то на веселом смайлике появятся ваши магнитики, а если вам было трудно - на грустном. (на магнитной доске заранее приготовлены изображения смайликов и цветные магнитики.

Вы сегодня были настоящими учеными и я хочу вам за это подарить медаль юного ученого. Вы молодцы!

Публикации по теме:

Фотоотчет о совместной опытно-экспериментальной деятельности «Можно ли склеить бумагу водой? Куда исчезает вода?»Фотоотчет о совместной опытно-экспериментальной деятельности «Можно ли склеить бумагу водой? Куда исчезает вода?» Проводить опыты с дошкольниками всегда интересно и познавательно, они ощущают себя маленькими волшебниками. Ребята всегда ждут с нетерпением.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе в рамках проекта «Волшебница Вода»Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе в рамках проекта «Волшебница Вода» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе в рамках проекта "Волшебница.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода» Виды детской деятельности: познавательно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий экспериментальной деятельности «Вода, водица — можно удивиться!» в старшей группе
Опубликовано: 16 января 2025 в 23:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий экспериментальной деятельности «Вода, водица — можно удивиться!» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем лариса сундюкова туктакиева (УИ 1486520) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД