Ирина Потехина
Воспитание экологической культуры детей посредством ознакомления с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Статья из опыта работы по теме:
«Воспитание экологической культуры детей через ознакомление с природой родного края»
Выполнила: воспитатель высшей
квалификационной категории Потехина И. В.
Публикация «Воспитание экологической культуры детей посредством ознакомления с природой родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста является важной составной частью теории дошкольного воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы, поэтому приобретает особую актуальность. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»
Василий Алексеевич писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал песни соловья и пережил восхищенье красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий.»
Воспитательное значение окружающей нас природы трудно переоценить. При общении с миром природы у детей формируются самые лучшие качества, дети становятся мягче, а главное добрее. Окружающий ребёнка мир огромен, а опыт его общения мал и ограничен, поэтому нужно знакомить с природой постепенно, создать условия, чтобы у ребёнка формировалось правильное представление о ней. Здесь отводится важная роль всем взрослым, а воспитателю особенно.
Известный советский психолог Н. Н. Моисеев писал: «Экологическое воспитание и образование превращается в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом, а воспитатель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества.»
Таким образом, чтобы научить ребёнка любить и беречь природу, окружающим детей взрослым необходимо быть экологически грамотными, а воспитательную работу проводить незаметно и привлекательно для детей Воспитывать любовь и бережное, заботливое отношение к природе родного края нужно начинать с малого. Наш детский сад расположен в одном из красивейших уголков Нижегородской области, в городе Семёнов. Наш край богат лесами, большими реками и озёрами. В нескольких километрах расположен Керженский природный заповедник с богатой флорой и фауной. Именно с красотой и многообразием природы нашего родного края я стараюсь знакомить детей. Начала я работу с создания необходимых условий для экологического воспитания детей. В нашей группе есть уголок природы, в котором находится разнообразный материал для наблюдений, трудовой деятельности и занятий, а также комнатные цветы, инвентарь для ухода за растениями, пособия для проведения опытов и экспериментов. Много различных альбомов: «Времена года», «Природа родного края», «Растения и животные Красной книги Нижегородской области», «Природный мир Керженского заповедника» и др. Много дидактических игр по данной теме, в том числе авторская дидактическая игра «Природа родного края». Цель игры:
В уголке природы много книг о природе, наборы карточек: «Правила поведения в природе», «Берегите природу родного края» и др.
В течении года провожу с детьми циклы наблюдений за объектами живой природы, находящимися на территории нашего детского сада и участка. Особое внимание уделяется работе на огороде. В осенний период дети с удовольствием помогают убирать урожай овощей, собирают семена растений для подкормки птиц зимой, убирают опавшие листья, любуясь красотой осенней природы. Нашими большими помощниками являются родители, которые вместе с детьми собирают различный природный материал для занятий и украшения групповых комнат, проводим конкурсы на лучшую поделку из природного материала, конкурсы рисунков на тему : «Любите и берегите родную природу», «Кормушка для птиц».
В зимний период проводим наблюдения за птицами, прилетающими к кормушкам, дети с удовольствием подкармливают птиц, отмечают особенности их внешнего вида и поведения.
В зимне- весенний период наблюдаем и ухаживаем за растениями «огорода на окне», а результаты заносим в дневник наблюдений, делаем зарисовки. Проводим наблюдения за появлением первых почек и листочков на деревьях и кустарниках. Совместно с детьми выращиваем рассаду цветочных и овощных культур для посадки на огороде и цветниках.
Конечно много наблюдений и исследований проводим в летний период, когда происходит оживление среди птиц и насекомых, буйное цветение растений.
Рядом с детским садом находится школа и мы с детьми ходим в школьный парк на экскурсии, любуемся красотой природы в разное время года. Осенью буйством красок осенней природы, листопадом, играем в подвижные и дидактические игры, читаем стихи о природе, повторяем правила поведения в природе. Зимой наблюдаем за следами птиц и животных на свежевыпавшем снеге, и самое главное, учим детей заботиться и бережно относиться к природным объектам.
Воспитание экологической культуры в такие моменты является основной задачей, это конечно трудная, но интересная работа и возможностей здесь много.
Регулярно посещаем с детьми детскую библиотеку, где проводятся мастер- классы, беседы и интерактивные игры по теме «Любите и берегите природу родного края».
Таким образом,при систематическом и методически грамотном применении мероприятий воспитательные возможности природной среды благотворно влияют на формирование экологической культуры дошкольников. Если вся педагогическая деятельность будет построена с применением индивидуально- дифференцированного подхода к детям, с применением различных методов и приёмов, таких, как : беседа, обсуждение, наблюдение,, выполнение практических действий, то воспитание экологической культуры детей достигнет оптимального уровня.