Виктория Владимировна Еремеева
Познание истории и культуры родного края, Нижнего Поволжья, посредством развивающей среды в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познание истории и культуры родного края- Нижнего Поволжья, посредством предметно- пространственной развивающей среды в подготовительной группе"
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В настоящее время региональный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании. Актуальность и значимость его в дошкольном образовании несомненна. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. И поэтому мы считаем, что в силах педагога восстанавливать и сохранять тот хрупкий “мостик”, что и предполагает региональный компонент, который является частью формируемой участниками процесса основной образовательной программы детского сада.
Публикация «Познание истории и культуры родного края, Нижнего Поволжья, посредством развивающей среды в подготовительной группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Цель: создание условий для формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
воспитывать у детей любовь к родному краю, к его народу.
знакомить детей с культурой и фольклором родного края.
знакомить детей с природой родного края.
формировать художественные и творческие способности на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать свои чувства и поступки.
Работа по организации предметно – развивающей среды, направленной на реализацию регионального компонента проходит в старших группах по следующим направлениям:
- работа с педагогами;
- работа с родителями;
- работа с социумом.
- работа с детьми;
Предметно-развивающая среда, включает в себя элементы, способствующие уточнению, расширению и конкретизации представлений детей о Волгоградской области, приобщению детей к культурному наследию народов, населяющих область, историческому прошлому родного края, богатствам природы региона, о его народных традициях и промыслах, об устном народном творчестве,об исторических событиях и фактах; о природе, о символах (герб, флаг, гимн, межнациональной толерантности, нравственности, воспитанию семейных ценностей, традициям.
С этой целью у нас оформлены уголки по нравственному и патриотическому воспитанию, которые включают: элементы регионального компонента;
символика республики России, города Волгограда и Волгоградской области, карта Волгоградской области;
игровые пособия и материалы;
макеты Мельница
информационный материал, пособия, иллюстрации, книги по следующим направлениям:
«История Волгоградской области и города Волгограда» (информация о памятниках и памятных местах, участие и помощь народа в Великой отечественной войне);
В этом году в честь 76 –летия победы в Сталинградской битве в группе был организован «Уголок Памяти» в этом уголке находится информация о героях Сталинградской битвы, о детях- пионерах Сталинграда, оформлен летбук «Сталинградская битва». Очень тесно при создании уголка памяти сотрудничали с родителями воспитанников они сделали вот такие плакаты о своих предках которые принимали участие в «Сталинградской битве».
В рамках акции»Сталинградские окна» было оформлено вот таким образом.
В художественно –эстетическом центре дети узнают о культуре Волгоградской области о художниках Нижневолжского края (Машков) картинах о музеях г. Волгограда. Рассказываем о том что у нас в Волгограде на улице советской открыта детская художественная галерея.
В уголке книги выставлена информация о поэтах которые прославили город это поэтесса М Агашина, а также с творчеством детских писателей и поэтов Волгоградской обл. Имеются журналы для маленьких волжан «Эколожка», «Тряжка», где можно почитать стихи и прозу а также узнать о природе родного края.
В музыкальном центре выставлена информация о композиторах В. Г. Мигуля, А. Н. Пахмутова, на полочках выставлены музыкальные инструменты которые используют музыканты Поволжья.
В ФИЗ. УГОЛКЕ ИНФОРМАЦИЯ О спортсменах области и города Волгограда Е. Слесаренко, Е. Исинбаева, А. Попов.
В центре безопасности дети знакомятся с видами транспортав том числе и общественным какой есть в нашем городе. Создан Макет перекрестка, Макет микрорайона. Знакомим детей с трамваем и троллейбусом, рассказываем что узнать как он выглядели можно узнать в Волгоградском музее электричества. О том что скоро трамваю исполнится 100 лет.
В центре экологии и экспериментирования помещены макеты «Насекомые Волгоградской области» макеты природных зон,а также животные и растения Волгоградской области. На стене расположена красная книга Волгоградской области с кармашками в которых помещаются картинки в зависимости от тематической неделе. На примере макета водоема изучаем разные виды рыб, проблему загрезнения их.
Учитывая основные функции предметно- развивающей среды (организующую, воспитывающую и развивающую, в нашем дошкольном учреждении создана зона «Русский быт», которая занимает особое, специально организованное пространство учреждения, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, формированию представлений у дошкольников о традиционной культуре русского народа, развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности. Созданный интерьер русской избы, предметы быта прошлых лет помогают детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры русского народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.
Коллекция предметов русской избы состоит из подлинных предметов и их заместителей, отражающих быт. Подлинные предметы обладают историческими, коммуникативными свойствами. А комплексная система, включающая зрительный, тактильный контакт, определяет особую эмоциональную и эстетическую обстановку.
Все предметы делятся на группы :
• бытовая утварь; одежда; предметы, которые отражают хозяйственно- бытовой уклад;
• фотоатрибуты деревенской жизни;
• фольклорный материал (аудиозаписи с песнями и мелодиями, сказки, пословицы, загадки);
• кукла (в национальном костюме, куклы-обереги, тряпичные куклы) помогают знакомить детей с народными традициями народов, населяющих Волгоградскую область.
Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? В нашем детском саду был реализован детско-родительский проект «Наша хата затеями богата» (победитель Международной ярмарки социально-педагогических инноваций, спортивное детско-родительское развлечение «Ярмарка народных игр», спортивный народный праздник «Как казак невесту выбирал».
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды невозможно без активного участия семьи. Родители должны стать единомышленниками воспитателей, а для этого необходимо организовать разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей, в которую может входить:
оснащение предметами русского народного быта, народно – прикладного искусства, народными играми, игрушками;
участие в фольклорных праздниках и развлечениях;
организация экскурсий по городу, музеям;
совместные выставки работ детей и родителей;
конкурсы совместных работ детей и родителей;
совместные субботники по озеленению участка детского сада
Воспитание чувства любви к родному краю эффективно лишь при соблюдении следующих условий:
В семье надо создавать и развивать свои традиции;
Семья не должна существовать изолированно;
Родителям желательно владеть воспитательными методами народной педагогики (фольклором, песенным или танцевальным искусством);
Дети в условиях дома должны выполнять посильную работу, выработать систему правил и норм поведения, участвовать в посильном общественном труде, помощи другим людям;
Члены семьи должны постоянно обращаться к истокам национальной культуры, а педагоги и психологи детского сада оказывать им постоянную поддержку в этой работе.
Таким образом, для организации работы по созданию предметно - развивающей среды, направленной на реализацию национально-регионального компонента в нашем учреждении проводится большая работа. Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитать в них маленьких патриотов. Мы надеемся, что наши воспитанники будут любить свой край, охранять и преумножать богатства нашей земли.