Светлана Ампилогова
Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время среди наиболее острых проблем выступает и проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, к своей малой родине.
Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к Отечеству. Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут : духовно обогатить ребёнка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к родному краю.
Публикация «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
Прежде всего, дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане.
Семья - первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем и родного края, страны. Роль родителей в воспитании у ребенка чувства любви к родному краю, имеет очень большое значение. Все, что ребенок получает от самого близкого и родного человека оставляет неизгладимый след в его памяти.
1. Возвращаясь с ребёнком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит интересного?» : «Давай рассказывать друг другу, кто больше интересного заметит на нашей улице. Я вижу, что у строящегося дома появился ещё один этаж. А ты что видишь?
2. Если у ребёнка есть строительный материал, предложите ему построить такой же дом, что строится на вашей улице.
3. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу городу, стране, людям приносит ваш труд. Если это возможно покажите результаты вашего труда. Расскажите, что вам нравится в вашей работе.
4. Приучайте ребёнка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд, много людей трудилось, чтобы сделать эти вещи.
5. В выходные дни совершите с ребенком прогулку по достопримечательным местам нашего города, рассказывайте ему о памятниках, в честь кого они воздвигнуты, какое событие предшествовало этому.
6. Любовь к своему родному краю – это и любовь к природе. Воспитывая любовь к природе важно приучать дошкольника беречь природу, охранять её.
8. Познакомьте своего ребенка с историей семьи, ее родословной. Рассматривайте семейный альбом – символ времени, ведь воспоминания – это самое дорогое что есть у человека, независимо от того большой он или маленький.
9. Рассказывайте о членах семьи, которые защищали в разное время нашу страну от врагов.
10. Сохраняйте в семье обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение – они являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям.
11. Посещайте всей семьей театры, музеи, концерты, праздничные мероприятия, пусть он видит, как люди чтят память героев войны и труда.
12. Поделитесь с ребенком историей названия своей улицы. Посадите дерево возле вашего дома, пусть ребенок знает, что посадил его он, пусть наблюдает, как оно растет, пусть ухаживает за ним.
Задача родителей - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, дома; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодию речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, таким образом, формируем любовь к малой родине и своей стране.
Способы реализации привития любви к родному краю
Работа по воспитанию любви к родному краю очень важна, ведь если ребёнок знает, сколько усилий нужно приложить, чтобы вырос хлеб, такой ребёнок никогда не бросит кусок хлеба. Научив детей чувствовать себя едиными с природой, можно быть спокойными, они не сломают дерево, не будут засорять водоём. И, конечно, если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края, какими славными делами прославили себя земляки, им будет, чем гордиться, за что любить свою малую Родину.
В нашем детском саду реализуется программа «Моя малая родина», целью которой является ознакомление детей с изобразительным и декоративно-прикладным искусством народов нашего края; с историко-географическими и природоведческими особенностями.
В своей работе мы стараемся познакомить детей с прекрасным миром природы нашего степного края; пробудить любовь ребёнка к малой родине, которая начинается с порога родного дома; научить бережно, относиться к окружающему его миру: растениям, животным, воде, земле, воздуху, людям; приобщить к труду, воспитывать уважение к человеку труда; знакомить с историческим прошлым и культурой родного края; воспитать интерес и уважение к обычаям народов нашего края.
При организации работы по реализации программы «Моя малая родина» используются различные формы:
- проводятся с детьми занятия и беседы о родном крае. Которые развивают умения у дошкольников проявлять интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, в котором они живут;
- проводим виртуальные экскурсии по достопримечательностям родного города, где дети знакомятся с памятными местами и достопримечательностями, особенностями родной природы, с символикой и с известными людьми города.
- приобщаем детей к культуре родного края, проводя народные и календарно-обрядовые праздники: Рождество, Новый год, Масленица, Жаворонки.
- использование разнообразных видов фольклора: игр, сказок, песен, способствует формированию любви к родному краю.
- изобразительная деятельность - одна из самых интересных, потому что вызывает положительные эмоции, способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира.
- в каждой группе есть патриотические уголки, где располагается материал в соответствии с возрастом детей группы : альбомы: «Наша семья», «Наш детский сад», «Мой город»; Художественная литература: сказки, рассказы, стихи о родном крае.
Куклы в национальных костюмах.
Флаг, герб и другая символика города и страны.
Большое место в организации работы по теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Через игру, систему занятий, организацию выставок поделок и рисунков нужно дать представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями.
Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений.
Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю. Содержание материалов в патриотических уголках зависит от возраста детей.
Таким образом, комплексный подход к воспитанию любви к родному краю, представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.