Кулиева Мафият
Воспитание трудолюбия и трудовых навыков у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи и является одним из важнейших средств всестороннего развития личности ребёнка.
Необходимым условием воспитания трудолюбия является совместная работа детского сада и семьи. Привычку к труду прививают прежде всего дома. Вряд ли найдётся взрослый, который будет против того, чтобы ребёнка приобщили к труду. Вместе с тем в каждой семье вопросы трудового воспитания решаются по-своему.
Публикация «Воспитание трудолюбия и трудовых навыков у детей» размещена в разделах
В наши дни чаще всего можно встретить семью, в которой двое взрослых воспитывают одного-двух детей. В этих условиях нет необходимости в детском труде. В это же время родители понимают: когда-то и детям придётся трудится, и уже сейчас в 4-6 лет необходимо что-то делать для трудового воспитания. И это что-то порою проявляется в разговоре с ребёнком о том, что трудиться нужно, что труд полезен и почётен.
«Видишь, мама много работает - говорит ребёнку отец. Пришла домой с работы, квартиру убрала, ужин приготовила, посуду моет, а тебе не хочется даже чашку на кухню отнести». «Не хочется», соглашается сын и продолжает игру. В этой семье единственный метод трудового воспитания – разговор о важности труда. Разговор делами не подкрепляется и пользы не принесёт.
В других семьях приобщают к труду по – иному. Дети принимают участие во всех домашних делах: вытирают пыль, пытаются мыть пол. Но движения у них неловкие, девочке трудно держать большую тряпку, она не может отжать выстиранное полотенце. Взрослые не довольны. Труд в данном случае приносит ребёнку одни огорчения, он понимает свою неумелость, беспомощность. А происходит это потому, что ребёнка привлекают к труду, непосильному его возрасту.
Некоторые родители считают, что торопиться с трудовым воспитанием не надо. «Не омрачим ли мы счастливое детство наших ребятишек, если внесём в их жизнь уже в дошкольном возрасте какие-то обязанности, заботы? Пусть бы ещё годик – другой побегал, порезвился на свободе» - так считают они. Насколько основательны рассуждения таких родителей?
Дети обычно очень активны, это живой деятельный народ. И доступный возрасту труд отвечает потребности ребёнка быть в действии, что-то делать.
В процессе своего труда ребёнок узнаёт много нового о вещах, об их количестве, назначении. Он знакомиться, например, со стеклянной и металлической посудой, узнаёт, из чего сделана лопата и как с ней обращаться и т. д.
Таким образом в трудовой деятельности ребёнок получает ответ на свои многочисленные «почему», «для чего», «как», удовлетворяет свою потребность в познание окружающего.
В несложной как будто работе детям приходится преодолевать известные трудности, надо суметь выполнять дело, не оставлять его незаконченным. А это очень важно для развития хорошей настойчивости, дисциплины.
В детях следует воспитывать чувство уважения к труду взрослых. Знакомство с трудом взрослых помогает детям получить представление об общественном характере труда, вызывает желание принять участие в труде.
На занятиях мы проводим беседы о труде взрослых, родителей. И вот тут-то и видно, что не все дети знакомы с трудом своих мам и пап. Некоторые могут указать лишь учреждение, в котором родители трудятся, а вот в чём состоит их работа, этого сказать не могут.
Родителям нужно знакомить детей с характером своей работы, обращать внимание на то, что все люди вокруг трудятся, наблюдать, как работает строитель, продавец, почтальон.
Но самое важное – это то, что самостоятельная работа ребёнка, требующая определённых физических, умственных и волевых усилий, даёт ему в конце концов представление о труде, создаёт правильное отношение к труду. Одно лишь наблюдение за работой других, рассказы о работе не воспитывают должного уважения к труду, к людям труда, не создают привычки и желание позаботиться о родных и близких.
Приобщение к труду начинается с просьбы – поручения. Выполняя их, дети привыкают слышать и выполнять требования взрослого, появляется опыт послушания. Но ребёнок мал, и всё делает первый раз. Поэтому, поручая, что-то детям, родители должны показать, как нужно действовать. Только после неоднократного, уже самостоятельного, выполнения той же работы у ребёнка появляется умение.
Уметь - это значит выполнить работу не только самостоятельно и точно, но и самому контролировать свои действия, применять усвоенные приёмы. Сразу всему научится трудно, поэтому родители должны терпеливо, систематически не только объяснить и показать, но и упражнять в действиях.
Поручения в семье должны сменяться обязанностями, т. е. делами, которые требуется выполнять постоянно без напоминания взрослых. Обязанности ребёнка могут быть в том, что он регулярно занимается самообслуживанием, следит за порядком в игровом уголке, ухаживает за растениями. Пусть обязанностей будет немного, но ребёнок должен выполнять их систематически.
Это, пожалуй, наиболее сложная часть трудового воспитания. Сегодня родители потребовали, чтобы ребёнок убрал игрушки, а на следующий день не вспомнили об этом. Такая нерегулярность требований – основная причина неудачных попыток родителей приобщать детей к труду.
Бывает, что дети долгое время выполняя одно и то же поручение, отказываются трудиться. Время от времени нужно заменять одни обязанности другими, вносить что-то новое в труд, который стал привычен. Если ребёнок хорошо справляется с обязанностями, родителям нужно подбодрить, поощрить ребёнка.
В детском саду в старшей группе труд выделен в самостоятельную деятельность, определены задачи, содержание и формы его организации. В программу включены три вида труда : труд хозяйственный, труд в природе и ручной труд. Исходя из этого и строится весь воспитательный процесс. В детском саду к детям предъявляются следующие требования:
Ребёнок должен самостоятельно одеваться, раздеваться, застёгивать пуговицы, складывать правильно одежду.
Самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой, после загрязнения и туалета.
Самостоятельно есть, пользуясь вилкой. Содержать в порядке игрушки, личные вещи, убирать их в определённое место.
Заботиться о своих товарищах, помочь им в случае надобности.
Участие детей в дежурстве является одной из наиболее распространённых форм их трудового воспитания в детском саду.
Вначале пока ещё нет нужных навыков и умений, дети не доводят начатое дело до конца, отвлекаются, но постепенно они приобретают умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурного. Дети учатся правильно накрывать на стол, убирать посуду со стола.
При подготовке к занятию дежурные раздают необходимые пособия и материалы, аккуратно убирают их после занятий. Детям прививаются умения поддерживать порядок на своём столе во время занятий. Детям прививаются умение ухаживать за комнатными растениями, моют игрушки, стирают кукольное бельё. И самое главное не упускаем случая похвалить детей, но похвала должна быть всегда заслуженной.
Завышенная оценка вырабатывает у детей формальное отношение к труду.
Постепенно дети усваивают некоторые правила:
У взрослых и детей есть дела, выполнение которых обязательно
• Начатое дело не откладывать на потом
• Закончил трудиться – убери за собой
Если дети без напоминаний выполняют эти правила, можно говорить о хорошем уровне трудового воспитания.