Акматова Айнура Асанкуловна
Развитие трудовых навыков-помощь сверстников в одевании
▼ Скачать + Заказать документы
«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач».
К. Д. Ушинский
Трудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но в раннем возрасте у детей формируются первоначальные трудовые навыки. В первую очередь это навыки самообслуживания. Им нравится подражать взрослым, и это самый благоприятный период для обучения детей в ходе кормления, умывания, одевания. Кроме того, навыки самообслуживания развивают у малышей способность к приложению усилий, которые в будущем явятся необходимым условием трудового воспитания детей. В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Мы в свою очередь поддерживаем интерес к этому виду труда, используя игровые приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей. В нашей группе проводится большая работа по формированию у детей навыков по самообслуживанию. В результате этой работы у детей сформировываются основные навыки: большая часть детей уже умеют сами одевать и снимать одежду, расстегивать молнию на куртке и обуви, убирать в шкафчик одежду, ставить обувь, вешать на стульчик одежду после раздевания. Умеют правильно держать ложку, есть суп из тарелки, пить из чашки, вытирать рот салфеткой, мыть руки и вытирать полотенцем.
Публикация «Развитие трудовых навыков-помощь сверстников в одевании» размещена в разделах
Например: перед мытьём рук говорю, «Сегодня Буратино будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто насухо вытер руки». Во время раздевания периодически вспоминаем, в каком порядке снимается одежда.
Для формирования самостоятельности в самообслуживании у детей мы используем следующую художественную литературу:
Рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», В. Осеева «Лекарство», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Что взяла, клади на место», «Топотушка», Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», С. Капутикян «Кто скорее допьет», потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела».
Также, для формирования у детей навыков самообслуживания нами изготовлены и применяются в работе с детьми игровые методические пособия: 1) «Трудовые часы» (которые помогают детям выделять трудовые действия по самообслуживанию в течение дня: что делают утром, в обед, после сна 2) алгоритм последовательности одевания (раздевания); 3) лента-схема для «телевизора» (методика ТРИЗ) последовательности процесса умывания
Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Что делают дети», «Хорошо-плохо».
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов. В этом возрасте (3 -4 года) уже начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеют сами. Это желательно отмечать; говоря: «Молодец! Помогла застегнуть пуговицу, он теперь выглядит опрятно», или «Как хорошо поступил Артур, он помог Андрюше убрать строитель». Общение детей в процессе одевания создает естественные условия для воспитания в них и культурных навыков: вежливо обратиться с просьбой, благодарить помощника. В нашей группе уже давненько прижилась замечательная традиция "Взаимопомощь", когда дети сами предлагают помощь товарищу или сами обращаются за помощью. Дети с большим удовольствием идут на выручку друг к другу, а какая помощь для нас воспитателей!
Сравнивая способы и, главное, результаты труда, ребенок учится объективно оценивать свой вклад и вклад окружающих людей в общее дело.