Елена Мосина
Проект «Воспитание сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание сказкой»
Проект «Воспитание сказкой»
Формирование духовно-нравственного представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой.
Актуальность
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. В настоящее время все чаще наблюдаю примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.
Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, поступков окружающих людей у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в старшем дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».
Новизна: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость: заключается в создании методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по развитию у детей нравственных качеств в процессе ознакомления с русскими народными сказками.
Цель: развитие духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками
Задачи:
1. Формирование представлений у воспитанников о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию на примере русского народного эпоса.
2. Развитие адекватной самооценки своих представлений, возможностей и достижений, отношения к окружающим людям в проявлении нравственных качеств.
3. Обогащение представлений детей о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, в правилах регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма.
Направления:
1. Создание условий для развития нравственных качеств детей:
- подбор русских народных сказок;
- оформление альбомов, иллюстраций по русским народным сказкам;
- изготовление дидактических игр и пособий;
- разработка диагностического инструментария, направленного на исследование позитивного влияния русских народных сказок, на воспитание нравственных качеств дошкольников;
-составление рекомендаций для родителей групп.
2. Интеграция образовательных областей:
-образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» (чтение русских народных сказок, проведение игр, игровых упражнений, проблемных ситуаций);
- образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (прослушивание музыкальных произведений, рассматривание картин, изобразительная деятельность);
-образовательная область «Познавательное развитие» (дидактические игры, игры – перевоплощения, игры – превращения, акции, беседы);
3. Совместная деятельность;
4. Диагностическое исследование.
Принципы:
Принцип комплексного воспитания
Предусматривает единство задач, средств и методов воспитания дошкольников, преемственную связь воспитания и развития личности ребёнка в дошкольном учреждении, семье и обществе.
Принцип воспитания в деятельности
Необходимо использовать все виды детской деятельности для своевременного возникновения и развития нравственных качеств ребёнка.
Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребёнка
В каждом ребёнке есть положительные качества, достоинства, которые необходимо видеть педагогу и способствовать их развитию в деятельности.
Вид деятельности:
Совместная образовательная деятельность – воспитывать дружеские взаимоотношения. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Образовательная деятельность в режимных моментах – закреплять, автоматизировать, совершенствовать сформированные навыки, обогащать словарь формулами словесной вежливости в различных видах деятельности детей в повседневной жизни.
Самостоятельная деятельность – применять полученные знания и умения в совместной деятельности с окружающими.
Совместная деятельность с семьей – включить родителей в процесс развития нравственных навыков дошкольников.
Условия реализации проекта
Одно из главных условий реализации проекта является взаимодействие участников. Партнерское взаимодействие осуществляется через планирование и организацию совместных мероприятий.
Воспитатель формирует нравственные представления, создает благоприятные условия в группе для развития нравственных представлений по средствам русских народных сказок, проводит диагностическое обследование для проверки результативности работы, взаимодействует с педагогами ДОО, родителями воспитанников, социальными учреждениями.
Этапы реализации проекта :
№ мероприятия Срок выполнения Теоретический выход Практический выход
I Вводный этап
- изучение литературы
- подбор материала
- составление плана
- подобрать диагностический инструментарий
- оформить игры и пособия.
II Основной этап
Задачи:
- Учить детей умению понимать скрытые мотивы поведения героев произведения.
- Развивать у детей сочувствие, отзывчивость, умение проявлять заботу о младших, защищать тех, кто слабее.
- Формировать умение детей оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Ожидаемый результат: воспитанник умеющий оценивать сам или с небольшой помощью взрослых свои поступки и поступки сверстников; проявляющий эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражающий свое отношение к поступкам литературных персонажей.
Предполагаемый результат: Дети научились адекватно оценивать свои поступки, выполнять установленные нормы поведения, проявлять заботу, сочувствие, отзывчивость по отношению к близким людям.