Ольга Белокрылова
Консультация «Воспитание самостоятельности у подростка. Я сам!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Воспитание самостоятельности у подростка. Я сам!
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Психология подростка
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Самостоятельность предполагает полную ответственность за себя. Часто подросток стремится к ответственности только там, где она ему выгодна. Ваша же задача научиться делиться своей ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый взгляд, областях, помочь ему понять, что всё, что происходит в его жизни, происходит теперь не только благодаря Вам или по вашей вине, как это было раньше, но и благодаря или вопреки его действиям.
Обычно самостоятельным называют человека, который умеет:
– ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их;
– справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях;
– определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь.
Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя: развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов – необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий, складывающихся в ходе деятельности.
Как помочь научиться самостоятельности, стоит использовать время каникул. Можно отправиться на несколько дней в поход при условии, при том, что маршрут безопасен, и при обязательном присутствии взрослых, ночевка в палатке с приятелями.
Настоящий рывок в самостоятельность совершается в подростковом возрасте, в период кризиса, который обычно связывают с началом взросления. Особенно ярко самостоятельность, как отрицание контроля со стороны взрослых, проявляется у тех подростков, которые по разным причинам – из-за особой занятости взрослых, состояния здоровья и др. – не имели возможности в полной мере проявить самостоятельность, соответствующую возрасту.
Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанной с ростом его самосознания, является ярко выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость», наличие своеобразного «чувства взрослости».
Чувство взрослости – основное новообразование подросткового возраста. Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы окружающие прислушивались к его мнению. Он считает себя взрослым, хочет иметь одинаковые с ними права, претендует на то, чтобы все относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле.
Стремление к самостоятельности может принять отрицательные формы сопротивления, такие как непризнание авторитета взрослых, игнорирование предъявляемых к подростку требований.
Как уже указывалось, определенного и устойчивого представления о себе подростки еще не имеют. Этим объясняется повышенная чувствительность подростков к оценке их поступков и результатов деятельности. Они склонны преувеличивать значение временных неудач и случайных успехов, отдельных похвал или отрицательных отзывов, расценивая их как веские показатели, своего рода «индикаторы», положительных или отрицательных качеств личности.
Приемы для развития самостоятельности у подростков
Чтобы в будущем подросток старался все, что может, делать сам, и получал от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания :
-помочь подростку в формировании умений ставить перед собой цель.
-организовать такое дело (дела, которое позволит добиться хоть небольшого успеха, что прибавит веры в его силы, увеличит их.
-научить подростка самостоятельно делать выбор и брать ответственность на себя.
-приучать к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей (пусть он помогает вам по хозяйству, постепенно у него появится его личная обязанность, за которую отвечает только он).
-возможность самому себя обслуживать.
-требования должны быть адекватны его возрасту.
-поощрять вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания.
-определять индивидуальные особенности, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче.
Таким образом, подростковый период – это продолжение формирования мышления самостоятельного и автономного человека.
Основными помощниками взрослых в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.