Насима Сысолетина
Воспитание самостоятельности мышления у детей старшей группы с помощью словесных дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
<<Детский сад № 96 >> г. Перми
Воспитание самостоятельности мышления
у детей старшей группы
с помощью словесных дидактических игр
Воспитатель :
Сысолетина
Насима
Ханафиевна
Публикация «Воспитание самостоятельности мышления у детей старшей группы с помощью словесных дидактических игр» размещена в разделах
1. Главная задача, стоящая перед воспитателями детского сада в области обучения, заключается в том, чтобы, наряду с передачей знаний и умений, сформировать определённый уровень мыслительных операций.
По данным психологий, старший дошкольный возраст является таким возрастом, где зарождается словесное логическое мышление, умение решать задачи << в уме >>. Словесное мышление характеризуется тем, что ребёнок выделяет, абстрагирует более или менее существенные признаки объектов, относит предметы к определённым категориям, классифицирует, обобщает. Дети высказывают правильные суждения об окружающих предметах и явлениях, объединяют и согласовывают их между собой, переходят от общего к частному, делают умозаключения, замечают противоречия в своих суждениях и т. п. Все эти задачи дети могут решать в словесном плане.
Но это не значит, что мыслительные операции зарождаются и развиваются спонтанно. Всего этого можно достигнуть только в том случае, если будет проводиться систематическое целенаправленное обучение.
Известно, что основной формой обучения детей дошкольного возраста являются занятия, на которых они получают определённые систематизированные знания и умения. Однако для развития мышления не менее важны и другие формы обучения детей.
И среди них особое место занимает дидактическая игра. В процессе обучения она является вторичным этапом. На занятиях, и в повседневной жизни дети получают обширные знания об окружающем. Во время же игры они учатся самостоятельно применять эти знания в соответствии с её правилами.
2. Благодаря этому их знания и представления становятся более осознанными, чёткими.
Правила же игр очень разнообразны. Для более детального изучения влияния дидактической игры на формирование логического самостоятельного мышления
мы избрали один из видов дидактической игры, а именно словесную игру.
У детей этого возраста зарождается словесное мышление и его надо развивать. В словесной игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Она требует использования приобретённых ранее знаний в новых связях и новых обстоятельствах.
Первая группа – игры, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр – загадок (<< Магазин >>, << Радио >>, << Да – нет >>, << Похож – не похож>> и др.).
Вторая группа игр требует от детей умения группировать, обобщать предметы по определённым признакам (<< Назови три предмета >>, << Кому что нужно >>, << Охотник >> и др.).
К третьей группе отнесены игры, в процессе которых развивается у детей умение отличать реальные явления от нереальных, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения (<< Кто больше заметит >>, << Придумай небылицу >>).
Четвёртая группа – игры, воспитывающие умение владеть собой, фонематический слух, быстроту реакции на слово, находчивость (<< Фанты >>, << Где мы были, не скажем >>, << Семья >> и др.)
Общие требования к методике проведения игр сводятся к следующему: