Оксана Ивановна Журавлева
Консультация «Развитие мышления у детей дошкольного возраста посредством использования нестандартных дидактических средств»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья. Одна из основных целей программы «Детство» - развитие познавательных способностей у ребёнка дошкольного возраста. Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений предметов. С. Н. Шабалина, В. К. Котырло, Л. А. Венгер, Т. Н. Игнатова в своих работах указывают на то, что освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение даёт возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности – игровой, конструктивной, изобразительной, учебной. В свою очередь, свойства и отношения являются первоначальными математическими закономерности.
Публикация «Консультация „Развитие мышления у детей дошкольного возраста посредством использования нестандартных дидактических средств“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка. Так Ж. Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка. По мнению П. Я. Гальпериной, умение выделять из целого предмета отдельные его признаки, отбирать наиболее существенные из них и находить их в других, внешне отличных предметах, выявлять связи, существующие между предметами и явлениями, - важное условие понимания ребёнком окружающего мира. Это позволяет привести в систему приобретённые ими знания и использовать их продуктивно в процессе мышления.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Я считаю, что дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные особенности дошкольного возраста, я уверена, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие.
Я считаю, что особую роль на современном этапе обучения следует отвести нестандартным дидактическим средствам. В частности я использую в своей работе с детьми блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, геоконт, уникуб и т. д. Наиболее эффективным по развитию логики мышления, исходя из полученных результатов, являются блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней пропедевтики и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики. Из собственной практики я могу сказать, что блоки Дьенеша заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём свойствам. Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции; способствуют развитию речи; Малыш вынужден строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. А самое главное, по моим наблюдениям, играть с блоками интересно и малышам 2 – 3 лет и 5 – 6 летним дошколятам.
С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Например, «Найди все фигуры, как эта по цвету» (по размеру, по форме); «Найди не такую фигуру как эта» по цвету (по форме, по размеру); «Найди такие же как эта» по цвету, но другой формы и т. д. Я в своей работе на этом этапе использую игры «Цепочка» - построить как можно более длинную цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (варианты); «Домино», «Раздели фигуры» и другие.
В средней группе я предлагаю новые игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены на карточках, т. е. использую кодовые карточки. Например,треугольник, красный, маленький или прямоугольник, желтый и тонкий.
Рассматриваем с детьми карточки и уточняем, какие свойства обозначены на них. Детям предъявляю карточку и предлагаю найти соответствующие блоки. На этом этапе успешно использую игры «Засели домики», «Помоги Незнайке» и т. д.
Эти игровые упражнения можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой.
В старшем возрасте вариантом логических игр с блоками являются игры с обручами. Задача более сложная – на разбиение по двум, трём свойствам.
При подготовке к подобным играм я прежде всего формировала у детей чёткое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Далее знакомлю детей с пересечением и объединением множеств с помощью кругов Эйлера.
А В А В
Пересечение двух множеств. Объединение двух множеств.
Игра с одним обручем.
Цель: Знакомство с подмножеством как частью множества, формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».
Материал: обруч и блоки Дьенеша.
Задание: В круг кладём все красные фигуры. Какие фигуры лежат вне круга?
Игра с двумя обручами.
1. Цель: Формировать умение классифицировать фигуры по двум свойствам, подведение детей к пониманию логической операции, обозначаемой союзом «и», т. е. операции пересечения.
Материалы: два обруча, блоки Дьенеша.
Задание: В первый круг кладём все красные фигуры, а во второй все треугольники. Какие фигуры лежат внутри первого, но вне второго? Внутри второго, но вне первого? Внутри обоих?
2. Цель: Подведение детей к пониманию логической операции, обозначаемой союзом «или», т. е. операции объединения множеств.
Материалы: два обруча, блоки Дьенеша.
Задание: В первый круг положите все прямоугольники, а во второй – все фигуры синего цвета. Какие фигуры оказались внутри хотя бы одного круга?
Формы организации работы с логическими блоками, которые я включаю в обучение, довольно разнообразны:
- занятия;
- совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры);
- вне занятий, в развивающей среде группы.
В сюжетно-ролевых играх:
«Магазин» - деньги – блоки, стоимость товара – кодовая карточка.
«Почта» - адрес на посылке обозначен блоком, на домике – кодовой карточкой.
В своей работе я использую готовы е альбомы из серии «Блоки Дьенеша» издательства ООО «Корвет». Их несколько:
1. Логические блоки Дьенеша для самых маленьких. (2-3 года).
2. Давайте вместе поиграем. (3-7 лет).
3. Праздник в стране блоков. (5-8 лет).
4. Поиск затонувшего клада. (5-8 лет).
5. Спасатели приходят на помощь. (5-8 лет).
Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать, с моей точки зрения, возможно только в системе и на основе личностно-ориентированной модели обучения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношения сотрудничества и партнёрства. Для меня задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, способность логично и обстоятельно выдвигать свои мысли, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Воспитатель Журавлева О. И.
МДОУ «ЦРР - №3 «Петушок»
г. Стрежевой
2015г.