Папки-передвижки

Консультация «Развитие мышления у детей дошкольного возраста посредством использования нестандартных дидактических средств»

Оксана Ивановна Журавлева
Консультация «Развитие мышления у детей дошкольного возраста посредством использования нестандартных дидактических средств»
▼ Скачать + Заказать документы

Статья. Одна из основных целей программы «Детство» - развитие познавательных способностей у ребёнка дошкольного возраста. Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений предметов. С. Н. Шабалина, В. К. Котырло, Л. А. Венгер, Т. Н. Игнатова в своих работах указывают на то, что освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение даёт возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности – игровой, конструктивной, изобразительной, учебной. В свою очередь, свойства и отношения являются первоначальными математическими закономерности.

Публикация «Консультация „Развитие мышления у детей дошкольного возраста посредством использования нестандартных дидактических средств“» размещена в разделах

Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка. Так Ж. Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка. По мнению П. Я. Гальпериной, умение выделять из целого предмета отдельные его признаки, отбирать наиболее существенные из них и находить их в других, внешне отличных предметах, выявлять связи, существующие между предметами и явлениями, - важное условие понимания ребёнком окружающего мира. Это позволяет привести в систему приобретённые ими знания и использовать их продуктивно в процессе мышления.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Я считаю, что дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные особенности дошкольного возраста, я уверена, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие.

Я считаю, что особую роль на современном этапе обучения следует отвести нестандартным дидактическим средствам. В частности я использую в своей работе с детьми блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, геоконт, уникуб и т. д. Наиболее эффективным по развитию логики мышления, исходя из полученных результатов, являются блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней пропедевтики и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики. Из собственной практики я могу сказать, что блоки Дьенеша заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём свойствам. Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции; способствуют развитию речи; Малыш вынужден строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. А самое главное, по моим наблюдениям, играть с блоками интересно и малышам 2 – 3 лет и 5 – 6 летним дошколятам.

С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Например, «Найди все фигуры, как эта по цвету» (по размеру, по форме); «Найди не такую фигуру как эта» по цвету (по форме, по размеру); «Найди такие же как эта» по цвету, но другой формы и т. д. Я в своей работе на этом этапе использую игры «Цепочка» - построить как можно более длинную цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (варианты); «Домино», «Раздели фигуры» и другие.

В средней группе я предлагаю новые игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены на карточках, т. е. использую кодовые карточки. Например,треугольник, красный, маленький или прямоугольник, желтый и тонкий.

Рассматриваем с детьми карточки и уточняем, какие свойства обозначены на них. Детям предъявляю карточку и предлагаю найти соответствующие блоки. На этом этапе успешно использую игры «Засели домики», «Помоги Незнайке» и т. д.

Эти игровые упражнения можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой.

В старшем возрасте вариантом логических игр с блоками являются игры с обручами. Задача более сложная – на разбиение по двум, трём свойствам.

При подготовке к подобным играм я прежде всего формировала у детей чёткое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Далее знакомлю детей с пересечением и объединением множеств с помощью кругов Эйлера.

А В А В

Пересечение двух множеств. Объединение двух множеств.

Игра с одним обручем.

Цель: Знакомство с подмножеством как частью множества, формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

Материал: обруч и блоки Дьенеша.

Задание: В круг кладём все красные фигуры. Какие фигуры лежат вне круга?

Игра с двумя обручами.

1. Цель: Формировать умение классифицировать фигуры по двум свойствам, подведение детей к пониманию логической операции, обозначаемой союзом «и», т. е. операции пересечения.

Материалы: два обруча, блоки Дьенеша.

Задание: В первый круг кладём все красные фигуры, а во второй все треугольники. Какие фигуры лежат внутри первого, но вне второго? Внутри второго, но вне первого? Внутри обоих?

2. Цель: Подведение детей к пониманию логической операции, обозначаемой союзом «или», т. е. операции объединения множеств.

Материалы: два обруча, блоки Дьенеша.

Задание: В первый круг положите все прямоугольники, а во второй – все фигуры синего цвета. Какие фигуры оказались внутри хотя бы одного круга?

Формы организации работы с логическими блоками, которые я включаю в обучение, довольно разнообразны:

- занятия;

- совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры);

- вне занятий, в развивающей среде группы.

В сюжетно-ролевых играх:

«Магазин» - деньги – блоки, стоимость товара – кодовая карточка.

«Почта» - адрес на посылке обозначен блоком, на домике – кодовой карточкой.

В своей работе я использую готовы е альбомы из серии «Блоки Дьенеша» издательства ООО «Корвет». Их несколько:

1. Логические блоки Дьенеша для самых маленьких. (2-3 года).

2. Давайте вместе поиграем. (3-7 лет).

3. Праздник в стране блоков. (5-8 лет).

4. Поиск затонувшего клада. (5-8 лет).

5. Спасатели приходят на помощь. (5-8 лет).

Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать, с моей точки зрения, возможно только в системе и на основе личностно-ориентированной модели обучения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношения сотрудничества и партнёрства. Для меня задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, способность логично и обстоятельно выдвигать свои мысли, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Воспитатель Журавлева О. И.

МДОУ «ЦРР - №3 «Петушок»

г. Стрежевой

2015г.

Публикации по теме:

«Роль дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста» «Роль дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей Несомненно, мы.

Формирование творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования Актуальность темы: Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: • Мелкой.

Инновационный педагогический опыт «Развитие логики и мышления у старших дошкольников посредством математических игр» Тема: «Развитие логики и мышления у старших дошкольников через математические игры». Источник изменений Использование игрового метода.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через природу Из опыта работы:[/b][/h3] «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через природу». Воспитатель: Лихачева М. П. МБДОУ №54.

Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста с применением электронных дидактических пособий Домашние животные Воспитатель помогает детям вспомнить уже известных им домашних животных. Обсудить, почему они называются домашними, где.

Развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Моя деятельность плотно связана с детьми младшего дошкольного возраста, так как я педагог. Дети этого возраста очень любопытны и окружающий.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребёнка происходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со.

Развитие логического мышления детей через дидактические игрыРазвитие логического мышления детей через дидактические игры Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему.

Консультация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития.

Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования подвижных и дидактических игр Автор - С. Ю. Гришатова воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №452 «Родничок» города Нижнего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие мышления у детей дошкольного возраста посредством использования нестандартных дидактических средств»
Опубликовано: 20 октября 2015 в 13:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие мышления у детей дошкольного возраста посредством использования нестандартных дидактических средств»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Ивановна Журавлева (УИ 286781) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД