Татьяна Горшкова
Экологическое воспитание с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование дошкольников — сравнительно новое направление дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой
Развиваются его внимание, память, воображение и дисциплинированность.
Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Публикация «Экологическое воспитание с помощью дидактических игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развития экологического сознания детей дошкольного возраста базируется на
эколого-дидактической игре. В жизни ребёнка игра является ведущей деятельностью. дидактическая игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными.
Поэтому первый момент, который объединяет игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.
Усвоение знаний о природе при помощи эколого-дидактической игры, вызывающей
переживания, не может не оказать влияния на формирование у них экологического сознания.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения
в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали : Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. А. Маневцева, П. Г. Саморукова.
Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.
Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой и положительного отношения к природе. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения, причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой.
Существенный вклад в решение проблемы экологического воспитания дошкольников на современном этапе внесли такие исследователи, как: Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, О. Ю. Тютюник, А. М. Федотова И. А. Хайдурова и другие. В их работах раскрываются цели и задачи, сущность и содержание экологического воспитания, основные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.
Главная направленность исследований - отбор и систематизация экологически значимого содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста.
Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогают личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении с окружающим.
Поэтому дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет :
- обеспечить возможность усвоения экологических представлений;
- пробудить интерес к природе и развивать ценностное отношение к ней;
- формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;
- предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.
Что же можем сделать мы, педагоги, для решения этой проблемы? Оказывается, многое. Прежде всего, научить детей культурному обращению со средой обитания, помочь им ощущать тесную связь природы и людей, экономики и экологии, чтобы эти знания стали для них приоритетными в любой сфере деятельности.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
дидактические игры экологического содержания разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач. Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность, поэтому должна широко использоваться педагогами в практике. Использовать дидактические игры для обогащения экологических представлений следует с учетом представлений о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.
В настоящее время проблема формирования экологического сознания детей привлекает внимание психологов и педагогов и все больший интерес возникает к вопросам средств формирования данного процесса.