Елена Анохина
Диагностика словаря детей с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
1 задание: объяснение смысла слов.
Содержание игры: воспитатель предлагает подобрать слово к заданному слову – стимулу.
Что значит слово кукла, мяч, посуда?
- Ребенок правильно объясняет значение слова (из нее едят и пьют, это игрушки);
- называет отдельные признаки, действия;
- называет 1 – 2 слова.
Оценка результатов:
Это задание позволяет посмотреть реагируют ли дети группы на предложенные слова, словами одной семантической группы.
Темочки:
2 задание: подбор слова к определению.
- Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
- Выполняет все задания, называет 1 - 2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
- подбирает слова к 2 - 3 прилагательным;
- подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
Это задание помогает : 1. выявлять активный словарь детей, увидеть используемые части речи в ответе; 2. отличить умение разговаривать точно, согласовать слова.
3 задание: объяснение значения многозначного слова.
Что называют словом ручка?
--называет несколько значений этого слова. (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
- называет два значения слова;
- перечисляет предметы, у которых есть ручка (1 - 2 слова).
4 задание: подбор синонимов и антонимов.
Воспитатель предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой … (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а … (мчался, несся, летел)».
- Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
- называет 2 – 3 слова;
- подбирает только одно слово.
5 задание: объяснение многозначного значения.
Что называют словом игла? Какие иглы ты еще знаешь?
- Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;
- называет только одно значение этого слова;
- повторяет слово за взрослым.
6 задание: подбор слов определений.
Какая игла у ежа? (острая). Про что мы говорим: острый, острая, острые?
- Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);
- правильно подбирает два слова;
- называет одно слово.
7 задание: подбор глаголов к существительному.
Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
- Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);
- называет два действия (накалывать грибы, шить);
- называет одно действие (шить).