НАИЛЯ АРСЛАНОВА
Воспитание родителя
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
К. Д. Ушинский
Настал час икс- для детей впервые поступивших в детское учреждение, таких маленьких разных ребятишек. Сразу понятно: кто как из родителей смог подготовить своего ребенка к этому первому серьезному шагу - быть и жить и другими детьми, находиться в коллективе. Чувствуется отношение родителя к вопросу или проблеме: как мой ребенок общается с другими детьми, сможет ли он принять правила жизни в своем новом качестве - член коллектива. Волнуются все: воспитатели, мамы, папы, бабушки (особенно бабушки). Ребенок не может играть с другими детьми, не ест, не одевается и еще много чего с предлогом «не» - что нужно было решать «вчера», но вот наступило сегодня и вывод - подумаем об этом завтра. Многие родители помогают воспитателю лучше узнать своего ребенка, работают с ним понять и принять ситуацию нахождения его в ДДО, но какими разными способами, методами т. к. не хватает опыта, терпения, элементарных знаний.
Публикация «Воспитание родителя» размещена в разделах
И вот на первый план выходит воспитатель у него знания, умения, опыт, желание помочь – он видит такого единственного родного ребенка для родителя - но почти ничего не знает о ребенке как индивидуальности, со своими способами реагирования, желаниями - и стремится учиться у родителя. «Учатся у тех, кого любят.» И. Гёте. Возможно, видение одной цели- воспитание хорошего человека, это и есть любовь?
И получается, просвещение родителя воспитателем о лучших способах и тактике воспитания, и воспитателя родителем о возможностях, способностях, особенностях ребенка. Находим правильные решения в конкретных ситуациях, начинаем с самого простого, решение должно устроить воспитателя как профессионала и родителя как представителя интересов ребенка. Пытаемся строить отношения в условиях эмпатического понимания (эмоционально отзывчиво, уважительного отношения к возможностям собеседника, на подлинности - искренности отношений. Ведь цель теперь у нас одна. КАКАЯ? понимаем ли мы чего хотят от нас родители, знают ли родители к чему мы должны привести ребенка. Должен происходить обмен идеями между родителями и педагогом. Мы фокусируемся на изменении, мыслей и поведения ребенка и взрослых, чтобы мы могли эффективно жить. Работа педагога предполагает установление контакта с родителями, так как он чаще всего нуждается в профессиональном совете, помощи. Затем наблюдая за ребенком в повседневной деятельности, за выполнением режимных моментов отмечаем, в чем ребенок слаб, что у ребенка не сформировано. Возможными формами работы с детьми объяснение поведения, наблюдение за действиями, игровые ситуации по развитию социальных ролей и норм поведения. Консультируем родителя об отсутствии каких - то навыков, умений, привычек, просвещаем по поводу как лучше и легче их формировать. За этой работой необходимо не забыть, что каждый ребенок, родитель, воспитатель индивидуален.
И стремимся быть идеалом - «Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его; фразы, неосторожно произнесенные в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определенную картину мира, которая надолго сохранится в его воображении». - Андре Моруа.
ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЯ? НЕТ, совместная работа по налаживанию контакту, принятию индивидуальности субъекта общения, совместному поиску решений двух социально зрелых, адаптированных взрослых людей. Ведь цель у нас одна?