Виктория Мекеня
Воспитание в системе специального образования Воспитание как составная часть специального образования
▼ Скачать + Заказать документы
В специальной педагоги воспитание - целенаправленное социальное взаимодействие, смыслом которого является специальная педагогическая помощь человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Цели специального воспитании могут быть представлены комплексом педагогических задач, направленных на формирование у детей следующих качеств и навыков :
Постижение жизненных ценностей и установление определенных ценностных ориентаций.
Освоение базовых составляющих человеческой культуры и формирование культуры его собственной личности – культуры знания, культуры чувств и творческого действия.
Публикация «Воспитание в системе специального образования Воспитание как составная часть специального образования» размещена в разделах
Обретение чувства доверия и интереса к жизни и к окружающему миру.
Познание собственной личности, ее возможностей и границ развития.
Становление и реализация способности к мотивации саморазвития и самопомощи.
Формирование жизненно значимых компетенций (знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни, благодаря которым осуществляется познание и упорядочивание предметного мира,самообслуживание, самообеспечение и достигается безопасность существования)
Ориентирование в окружающем мире, в социальных отношениях – пользование информацией, общение, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, с окружающими людьми.
Навыки контроля и самоконтроля, самооценки собственной деятельности и поведения.
Специфической особенностью воспитания в системе специальной педагогики является - помощь для реализации самопомощи, т. е. коррекционная педагогическая помощь человеку (ребенку) в самостоятельном осуществлении собственной жизни.
Содержание воспитания
Педагог, воспитатель, определяя содержание индивидуальной программы воспитания для конкретного ребенка, исходит, с одной стороны, из существующих для данного возраста общепринятых требований, а с другой стороны – из индивидуальных возможностей именно этого человека, обусловленных биологическими и социальными факторами, определяющими темп и объем освоения необходимых компетенций, а также его мотивационно - ценностных установок.
Ранний возраст (0-2 года)
Обеспечение ребенку позитивного эмоционального фона, чувства безопасности, психологического комфорта ;
Стимулирование и обеспечение целенаправленной поддержки, развитие и коррекция у него сенсомоторных умений ;
Создание развивающей среды, способствующей преодолению недостатков восприятия, движений, затруднений в формировании речи;
Помощь в овладении простейшими навыками взаимодействия с окружающими людьми и предметами, способами самообслуживания.
Важную роль играет участие воспитателя и родителей в становлении и развитии слухового и зрительного восприятия ребенка, в изыскании путей и способов компенсации их недостаточности, а также в развитии речи, мышления и навыков общения.
Дошкольный возраст (3-6 года)
Процесс воспитания обогащается областями деятельности, ориентированными на формирование социального взаимодействия и способности к адекватному поведению в простейших ситуациях морально – этического характера.
Продолжается и расширяется специальная педагогическая поддержка в развитии всех форм речи, мышления и общения ;
Ведется работа по совершенствованию и обогащению моторных функций, координации движений в действиях и операциях с предметами, формированию способности к моторному самоконтролю;
Развиваются гигиенические и простейшие бытовые навыки, а также навыки самообслуживания.
Значительное внимание уделяется развитию и коррекции эмоциональной сферы.
Постепенно начинается и последовательно углубляется работа по приобретению ребенком интеллектуального и культурного багажа, игровых и учебно – познавательных умений.
Младший школьный возраст (7-10 лет)
Все большее значение приобретают формирование навыков социального взаимодействия, сотрудничества и кооперации, уточнение и дальнейшее развитие личностных качеств и свойств;
Развиваются социально значимые личностные качества – самостоятельность, готовность оказывать помощь и умение принимать ее, способность к самопомощи, ответственность, уверенность в себе и своих силах, решительность, доброта и др.
Постоянно и повсеместно ведется психолого – педагогическая подготовка подрастающего человека к жизни и деятельности в обществе, в том числе в детском и подростковом сообществе.
Большое внимание уделяется формирование гуманистического типа отношений, для которых необходимы эмоционально – положительное восприятие окружающих, встречная тактичность и деликатность, адекватная самооценка и максимально реалистичная установка в оценке самого себя, и своего дефекта, естественное проявление навыков психологической защиты от агрессивного или недоброжелательного отношения социума, микросреды.
Старший школьный возраст
Система специального воспитания предусматривает психолого – педагогическую помощь в подготовке к самостоятельной взрослой жизни, к решению таких проблем, как выбор и получение профессии, трудоустройство, вхождение в коллектив обычных людей, самостоятельная, независимая от родителей жизнь, формирование круга общения, полоролевая идентификация и сексуальная жизнь, духовные и нравственные ценности, создание семьи, рождение детей, участи в общественной жизни, нахождений и устройство собственного жизненного стиля и уклада.
В школьном возрасте в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников осуществляются их гражданское воспитание – осознание себя жителем родного города, села, улицы, гражданином своей страны – России.
Особое внимание уделяется формированию таких навыков социального обихода, которые у обычного ребенка появляются в процессе жизнедеятельности легко, как бы сами собой. Многих детей с ограниченными возможностями необходимо специально учить простым и важным житейским навыкам
Уход за собой - одевание, поддержание чистоты тела и одежды, гигиена еды, уход за телом, внимание к внешнем у виду, к поддерживанию здоровья;
Когнитивные (познавательные) умения – восприятие и различение предметов и объектов действительности; восприятие людей, животных, растений ; усвоение понятий и представлений, связанных с воспринимаемыми объектами, а также с количественно – пространственно – временными отношениями, пользование простыми числами и количествами в повседневной жзни.
Домашняя деятельность - участие в повседневных делах, поддерживание чистоты и порядка в помещении, чистка одежда, приготовление еды, мойка посуды, пользование простейшими техническими приспособлениями и бытовой аппаратурой, покупки.
Социальный обиход – принятие и усвоение общепринятых форм поведения и общения : умение вступить в контакт ;соблюдать очередность ; умение участвовать в коллективных играх и деятельности.
Физическая ловкость - участие в подвижных играх, в упражнениях по хождению, бегу, залезанию, ползанию, бросанию предметов, и их ловле и т. п.
Музыкальная и театрализованная деятельность - активное участие в занятиях по пению, музицированию, в детских инсценировках ; выполнение ритмических упражнений.
Речь - владение голосом и звукообразованием ; называнием предметов ; составление простых высказываний, сообщений, понимание сказанного ; конструирование и дополнение предложений ; готовность к сообщению, к речевому выражению эмоциональных состояний и переживаний, овладение навыком ведения диалога; преодоление имеющихся речевых нарушений.
Подготовка к выбору профессии, к повседневной практической деятельности, занятости – овладение навыками пользования инструментами и материалами, необходимыми в той или иной работе ; умение контролировать процесс ее выполнения, оценивать ее результаты, в том числе и эмоционально.
Общие и специальные принципы воспитания детей с ограниченными возможностями
Современная педагогика ориентирована на гуманистические принципы и методы воспитания (Гриценко Л. И, 2005; Сластенин В. А. 2005; Смирнов С. А. 1999; и др.) и соответственно этому указывает следующие задачи, от которых зависит успешность целенаправленного воспитания :
формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом;
Создание системы положительных целей (мотивация) ;
Эмоционально личностный, диалогический подход в воспитании ;
Воспитание через взаимодействие ;
Воспитание через творчество.
Воспитательный процесс строится, исходя из определенных специфических принципов :
Принцип нормализации- предполагает, что воспитание ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности должно протекать в естественной, обычной для любого ребенка данного возраста среде, не изолированно, а в окружении и взаимодействии с обычными воспитанниками и взрослыми.
Принцип раннего начала, интервенционного, развивающего характер и превентивности - специального воспитания предусматривает не только своевременную коррекционно – воспитательную помощь, и особенно в первые месяцы жизни, но и предупреждение возможных отклонений личностного развития благодаря опережающим коррекционно – воспитательным мерам и ориентации воспитателя на «зону ближайшего развития «ребенка. При появлении отклонений или нарушений в развитии ребенка, могущих повлиять отрицательно на ход его дальнейшего становления как социального существа, педагог, воспитатель активно вмешиваются в этот процесс, прерывая или видоизменяя его, создавая условия, адекватные ситуации – среду жизнидеятеьности.
Генетический принцип - обязательный для правильной организации коррекционно - воспитательного процесса, базируется на данных специальной психологии о том, что развитие психики детей с ограниченными возможностями подчиняется тем же закономерностям, которые свойственны развитию нормального ребенка. При построении программы воспитания учитывается уровень и возможность развития ребенка, ориентируется на присущие данному возрасту закономерности формирования социокультурных достижений.
Принцип коррекционно – развивающей и компенсирующей направленности воспитания - этот принцип предусматривает такую организацию коррекционно - воспитательной работы с ребенком или подростком, благодаря которой необходимые социокультурные нормы и ценности, недоступные для освоения обычным путем, будут осваиваться им с использованием специальных средств и обходных путей, через развитие компенсаторных механизмов в сенсамоторике и психике.
Принцип социально – адаптирующей направленности воспитания - предполагает такое построение всей работы, которое будет содействовать формированию у воспитанника социальной и личностной стабильности, готовности к ведению доступной для него независимой, нормальной жизни современного человека, пробуждению и закреплению у него способности и мотивации к самореализации и самоутверждению, полноценному включению в общество, развитию чувства ответственности за свое существование.
Принцип деятельностно –практического освоения социокультуных норм и ценностей, жизненно значемых компетенций – Практическая деятельность для воспитанников с ограниченными возможностями оказывается важнейшим, часто основным путем познания окружающей жизни, средством компенсации утраченных или нарушенных физических или психических структур. Учитывая трудность словесного опосредования, характерного для всех категорий детей с отклонениями в развитии, обретение социального опыта, выработка социального адекватного взаимодействия, норм поведения и общения осуществляются, именно в разнообразной практической деятельности, моделирующей те или иные ситуации, требования и условия социокультурного окружения.
Принцип единства воспитания, обучения и оздоровления - подчеркивает неразрывную связь воспитания с обучением и коррекционной работой. Включает в себя не только неотъемлемое воспитательное воздействие, но и учебную деятельность, и коррекционно – воспитательную работу, и уход.
Принцип индивидуально – личностного подхода к организации воспитательного процесса и к оценке его результатов - Значимые различия в возможностях освоении социокультурных компетенций предполагают разработку и реализацию индивидуальных программ формирования и развития личности. Оценка результатов воспитания происходит, прежде всего, в сравнении с предыдущими характеристиками ребенка, что показывает его индивидуальное продвижение вперед, и только затем оценивается достигнутый уровень социокультурного адаптирования и освоения жизненно важных компетенций.
Принцип формирования личностного стиля взаимопониманий – предполагает присутствие в воспитательном процессе сложнейшего коммуникативного комплекса действий, ориентированного на коррекционно – воспитательные цели. Его основой являются глубоко личностные отношения между воспитателем и ребенком : от личности к личности, от субъекта к субъекту, от воспитателя к ребенку не только передается воспитывающее содержание, но и происходит обмен эмоционально – ценностными установками.
Принцип создания положительного эмоционального фона - Радость от жизни и доверие к ней являются динамическими условиями вовлеченности и идущего от собственного желания ребенка включения в жизнедеятельность. Он сам создать для себя такие условия не может. Это – задача воспитателя и, безусловно, родителей. Но и радость, и доверие ребенка могут возникнуть только тогда, когда его принимают, признают все те, кто его воспитывает, кто составляет круг его общения и взаимодействия.
Воспитание через взаимодействие (интеракциональность) - в отношении ребенка, подростка с ограниченными возможностями это означает помощь в формировании взаимодействия между ними и средой, педагогическую поддержку в интерактивном взаимодействии с доступной для его освоения окружающей средой, неотъемлемой частью которой являются родители и близкие, педагоги и воспитатели и, конечно, сверстники.
Принцип воспитания личности через творчество - предполагает, что воспитание для детей с ограниченными возможностями в условиях творческой деятельности имеет большое значение прежде всего как способ формирования и развития у них способности ориентироваться в окружающем мире, адаптироваться к нему, находить доступные средства самопомощи применительно к той или иной жизненной ситуации. Кроме того, деятельность, и особенно творческая способствует развитию творческого воображения, обогащению жизненного опыта, помогает познавать и эстетически осваивать окружающие яления природного и социального мира.
Методы воспитания
Для достижения целей воспитания существует немало обоснованных и апробированных способов и методовСовременная теория воспитания выделяет две группы методов, различающихся по характеру влияния на воспитанника : внешнего влияния – директивные методы и внутреннего влияния – гуманистические методы, обращения к эмоциональной сфере (Гриценко Л. И. 2005; Байкова Л. А., 2005)
Директивные методы – требование, приучение, упражнение, наказание, поощрение, указание, наставление.
Гуманистические методы - вовлечение в деятельность, моральное сотворчество, эмоциогенная ситуация, свобода выбора, изменение смысла деятельности, моделирование воспитывающей ситуации, ситуация успеха, ситуация «творения добра» – содействуют саморазвитию и самореализации детей. Они успешно реализуются в совместной деятельности, в ситуациях сотрудничества, способствуя налаживанию и развитию диалогических, субъект – субъектных отношений, развитию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер ребенка.
Учитывая особенности развития и более высокую потребность детей, имеющих различные нарушения, в направляющем воспитании, а также коррекционно – развивающую функцию деятельности специального педагога, следует признать разумной необходимость сочетания в реальном воспитательном процессе и гуманистических и директивных методов.
Основные методы воспитания общей и специальной педагогики, используемые активно в специальном образовании в разной степени и в различных сочетаниях.
Методы формирования социального опыта – вовлечение в деятельность ; приучение ; упражнение ; воспитывающие ситуации ; игра ; ручной труд ; изобразительная и художественная деятельность и т. д. ;
Методы осмысления социального опыта, деятельности и поведения - беседа, консультирование ; использование средств массовой информации, литературы и искусства ; примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, воспитателя ; экскурсии, встречи и т. д. ;
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений - свобода выбора ; изменение смысла деятельности ; ситуация успеха ; педагогические требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание ;
Методы самоопределения личности - саморефлексия, самопознание, самовоспитание.
Задачи воспитания в условиях интеграционных процессов
Первое направление - создание и поддержание единства и целостности личности растущего человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, т. е. личностная интеграция.
Воспитание предполагает формирование у ребенка с ограниченными возможностями :
приемлемой «Я - концепции», индивидуальной идентичности ;
Оптимистических, позитивных установок и мотиваций ;
Уверенность в себе, в ситуациях своей повседневной жизни ;
Желание жить, учиться, общаться, взаимодействовать ;
Осведомленности и интереса к миру людей и миру вещей ;
Удовлетворенного физического самочувствия и эмоционального состояния.
Второе направление - последовательное формирование и развитие компетенции и навыков социального взаимодействия.
Для этого необходимо ребенка, подростка в соответствии с имеющимися условиями и индивидуальными возможностями учить :
Общаться и взаимодействовать со все более широким социальным окружением ;
Понимать нормы и правил социального поведения и следовать им ;
Владеть способами психологической защиты в случаях негативного опыта коммуникации и взаимодействия с окружающими;
осваивать различные социальные роли и предотвращать возможность вхождения в социальную роль «инвалида», «воспитанника специального коррекционного учреждения» ;
Участвовать в социальных группах по выбору (игровых, учебных, рабочих, рекреационных)
Включать и взаимодействовать с окружающими в социально – бытовых условиях, развивать в себе активную интеграционную личностную позицию;
По завершению школьного обучения поэтапно осваивать профессиональное включение;
Посильно участвовать в культуре.
Третье направление - формирование интеграционной готовности и интеграционной культуры у всех участников интеграционного процесса – других воспитанников,школьников и педагогов системы массового образования, родителей, администрации образовательных учреждений и широкого социального окружения.
Эта работа складывается из следующих взаимосвязанных задач :
Инициирование, налаживание и поддерживание интеграционных контактов и практического сотрудничества в учебе, игре, в повседневной жизни, в труде и отдыхе ;
Представление и защита интересов людей с ограниченными возможностями, преодоление сегрегационных тенденций, если таковые возникают ;
Информирование широкой общественности о ситуации людей с нарушениями развития различных категорий,об их возможностях ; дезавуирование негативных по своей сущности мифов об «инвалидах» ; воспитание готовности к защите прав этих людей, к акциям солидарности в их поддержку ;
влияние на планирование и реализацию образовательной и социальной политики в части соблюдения прав людей с ограниченными возможностями, в том числе и права жить и учиться вместе со всеми.