Лучший педагог года

Воспитание в системе специального образования Воспитание как составная часть специального образования

Виктория Мекеня
Воспитание в системе специального образования Воспитание как составная часть специального образования
▼ Скачать + Заказать документы

В специальной педагоги воспитание - целенаправленное социальное взаимодействие, смыслом которого является специальная педагогическая помощь человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Цели специального воспитании могут быть представлены комплексом педагогических задач, направленных на формирование у детей следующих качеств и навыков :

Постижение жизненных ценностей и установление определенных ценностных ориентаций.

Освоение базовых составляющих человеческой культуры и формирование культуры его собственной личности – культуры знания, культуры чувств и творческого действия.

Публикация «Воспитание в системе специального образования Воспитание как составная часть специального образования» размещена в разделах

Обретение чувства доверия и интереса к жизни и к окружающему миру.

Познание собственной личности, ее возможностей и границ развития.

Становление и реализация способности к мотивации саморазвития и самопомощи.

Формирование жизненно значимых компетенций (знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни, благодаря которым осуществляется познание и упорядочивание предметного мира,самообслуживание, самообеспечение и достигается безопасность существования)

Ориентирование в окружающем мире, в социальных отношениях – пользование информацией, общение, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, с окружающими людьми.

Навыки контроля и самоконтроля, самооценки собственной деятельности и поведения.

Специфической особенностью воспитания в системе специальной педагогики является - помощь для реализации самопомощи, т. е. коррекционная педагогическая помощь человеку (ребенку) в самостоятельном осуществлении собственной жизни.

Содержание воспитания

Педагог, воспитатель, определяя содержание индивидуальной программы воспитания для конкретного ребенка, исходит, с одной стороны, из существующих для данного возраста общепринятых требований, а с другой стороны – из индивидуальных возможностей именно этого человека, обусловленных биологическими и социальными факторами, определяющими темп и объем освоения необходимых компетенций, а также его мотивационно - ценностных установок.

Ранний возраст (0-2 года)

Обеспечение ребенку позитивного эмоционального фона, чувства безопасности, психологического комфорта ;

Стимулирование и обеспечение целенаправленной поддержки, развитие и коррекция у него сенсомоторных умений ;

Создание развивающей среды, способствующей преодолению недостатков восприятия, движений, затруднений в формировании речи;

Помощь в овладении простейшими навыками взаимодействия с окружающими людьми и предметами, способами самообслуживания.

Важную роль играет участие воспитателя и родителей в становлении и развитии слухового и зрительного восприятия ребенка, в изыскании путей и способов компенсации их недостаточности, а также в развитии речи, мышления и навыков общения.

Дошкольный возраст (3-6 года)

Процесс воспитания обогащается областями деятельности, ориентированными на формирование социального взаимодействия и способности к адекватному поведению в простейших ситуациях морально – этического характера.

Продолжается и расширяется специальная педагогическая поддержка в развитии всех форм речи, мышления и общения ;

Ведется работа по совершенствованию и обогащению моторных функций, координации движений в действиях и операциях с предметами, формированию способности к моторному самоконтролю;

Развиваются гигиенические и простейшие бытовые навыки, а также навыки самообслуживания.

Значительное внимание уделяется развитию и коррекции эмоциональной сферы.

Постепенно начинается и последовательно углубляется работа по приобретению ребенком интеллектуального и культурного багажа, игровых и учебно – познавательных умений.

Младший школьный возраст (7-10 лет)

Все большее значение приобретают формирование навыков социального взаимодействия, сотрудничества и кооперации, уточнение и дальнейшее развитие личностных качеств и свойств;

Развиваются социально значимые личностные качества – самостоятельность, готовность оказывать помощь и умение принимать ее, способность к самопомощи, ответственность, уверенность в себе и своих силах, решительность, доброта и др.

Постоянно и повсеместно ведется психолого – педагогическая подготовка подрастающего человека к жизни и деятельности в обществе, в том числе в детском и подростковом сообществе.

Большое внимание уделяется формирование гуманистического типа отношений, для которых необходимы эмоционально – положительное восприятие окружающих, встречная тактичность и деликатность, адекватная самооценка и максимально реалистичная установка в оценке самого себя, и своего дефекта, естественное проявление навыков психологической защиты от агрессивного или недоброжелательного отношения социума, микросреды.

Старший школьный возраст

Система специального воспитания предусматривает психолого – педагогическую помощь в подготовке к самостоятельной взрослой жизни, к решению таких проблем, как выбор и получение профессии, трудоустройство, вхождение в коллектив обычных людей, самостоятельная, независимая от родителей жизнь, формирование круга общения, полоролевая идентификация и сексуальная жизнь, духовные и нравственные ценности, создание семьи, рождение детей, участи в общественной жизни, нахождений и устройство собственного жизненного стиля и уклада.

В школьном возрасте в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников осуществляются их гражданское воспитание – осознание себя жителем родного города, села, улицы, гражданином своей страны – России.

Особое внимание уделяется формированию таких навыков социального обихода, которые у обычного ребенка появляются в процессе жизнедеятельности легко, как бы сами собой. Многих детей с ограниченными возможностями необходимо специально учить простым и важным житейским навыкам

Уход за собой - одевание, поддержание чистоты тела и одежды, гигиена еды, уход за телом, внимание к внешнем у виду, к поддерживанию здоровья;

Когнитивные (познавательные) умения – восприятие и различение предметов и объектов действительности; восприятие людей, животных, растений ; усвоение понятий и представлений, связанных с воспринимаемыми объектами, а также с количественно – пространственно – временными отношениями, пользование простыми числами и количествами в повседневной жзни.

Домашняя деятельность - участие в повседневных делах, поддерживание чистоты и порядка в помещении, чистка одежда, приготовление еды, мойка посуды, пользование простейшими техническими приспособлениями и бытовой аппаратурой, покупки.

Социальный обиход – принятие и усвоение общепринятых форм поведения и общения : умение вступить в контакт ;соблюдать очередность ; умение участвовать в коллективных играх и деятельности.

Физическая ловкость - участие в подвижных играх, в упражнениях по хождению, бегу, залезанию, ползанию, бросанию предметов, и их ловле и т. п.

Музыкальная и театрализованная деятельность - активное участие в занятиях по пению, музицированию, в детских инсценировках ; выполнение ритмических упражнений.

Речь - владение голосом и звукообразованием ; называнием предметов ; составление простых высказываний, сообщений, понимание сказанного ; конструирование и дополнение предложений ; готовность к сообщению, к речевому выражению эмоциональных состояний и переживаний, овладение навыком ведения диалога; преодоление имеющихся речевых нарушений.

Подготовка к выбору профессии, к повседневной практической деятельности, занятости – овладение навыками пользования инструментами и материалами, необходимыми в той или иной работе ; умение контролировать процесс ее выполнения, оценивать ее результаты, в том числе и эмоционально.

Общие и специальные принципы воспитания детей с ограниченными возможностями

Современная педагогика ориентирована на гуманистические принципы и методы воспитания (Гриценко Л. И, 2005; Сластенин В. А. 2005; Смирнов С. А. 1999; и др.) и соответственно этому указывает следующие задачи, от которых зависит успешность целенаправленного воспитания :

формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом;

Создание системы положительных целей (мотивация) ;

Эмоционально личностный, диалогический подход в воспитании ;

Воспитание через взаимодействие ;

Воспитание через творчество.

Воспитательный процесс строится, исходя из определенных специфических принципов :

Принцип нормализации- предполагает, что воспитание ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности должно протекать в естественной, обычной для любого ребенка данного возраста среде, не изолированно, а в окружении и взаимодействии с обычными воспитанниками и взрослыми.

Принцип раннего начала, интервенционного, развивающего характер и превентивности - специального воспитания предусматривает не только своевременную коррекционно – воспитательную помощь, и особенно в первые месяцы жизни, но и предупреждение возможных отклонений личностного развития благодаря опережающим коррекционно – воспитательным мерам и ориентации воспитателя на «зону ближайшего развития «ребенка. При появлении отклонений или нарушений в развитии ребенка, могущих повлиять отрицательно на ход его дальнейшего становления как социального существа, педагог, воспитатель активно вмешиваются в этот процесс, прерывая или видоизменяя его, создавая условия, адекватные ситуации – среду жизнидеятеьности.

Генетический принцип - обязательный для правильной организации коррекционно - воспитательного процесса, базируется на данных специальной психологии о том, что развитие психики детей с ограниченными возможностями подчиняется тем же закономерностям, которые свойственны развитию нормального ребенка. При построении программы воспитания учитывается уровень и возможность развития ребенка, ориентируется на присущие данному возрасту закономерности формирования социокультурных достижений.

Принцип коррекционно – развивающей и компенсирующей направленности воспитания - этот принцип предусматривает такую организацию коррекционно - воспитательной работы с ребенком или подростком, благодаря которой необходимые социокультурные нормы и ценности, недоступные для освоения обычным путем, будут осваиваться им с использованием специальных средств и обходных путей, через развитие компенсаторных механизмов в сенсамоторике и психике.

Принцип социально – адаптирующей направленности воспитания - предполагает такое построение всей работы, которое будет содействовать формированию у воспитанника социальной и личностной стабильности, готовности к ведению доступной для него независимой, нормальной жизни современного человека, пробуждению и закреплению у него способности и мотивации к самореализации и самоутверждению, полноценному включению в общество, развитию чувства ответственности за свое существование.

Принцип деятельностно –практического освоения социокультуных норм и ценностей, жизненно значемых компетенций – Практическая деятельность для воспитанников с ограниченными возможностями оказывается важнейшим, часто основным путем познания окружающей жизни, средством компенсации утраченных или нарушенных физических или психических структур. Учитывая трудность словесного опосредования, характерного для всех категорий детей с отклонениями в развитии, обретение социального опыта, выработка социального адекватного взаимодействия, норм поведения и общения осуществляются, именно в разнообразной практической деятельности, моделирующей те или иные ситуации, требования и условия социокультурного окружения.

Принцип единства воспитания, обучения и оздоровления - подчеркивает неразрывную связь воспитания с обучением и коррекционной работой. Включает в себя не только неотъемлемое воспитательное воздействие, но и учебную деятельность, и коррекционно – воспитательную работу, и уход.

Принцип индивидуально – личностного подхода к организации воспитательного процесса и к оценке его результатов - Значимые различия в возможностях освоении социокультурных компетенций предполагают разработку и реализацию индивидуальных программ формирования и развития личности. Оценка результатов воспитания происходит, прежде всего, в сравнении с предыдущими характеристиками ребенка, что показывает его индивидуальное продвижение вперед, и только затем оценивается достигнутый уровень социокультурного адаптирования и освоения жизненно важных компетенций.

Принцип формирования личностного стиля взаимопониманий – предполагает присутствие в воспитательном процессе сложнейшего коммуникативного комплекса действий, ориентированного на коррекционно – воспитательные цели. Его основой являются глубоко личностные отношения между воспитателем и ребенком : от личности к личности, от субъекта к субъекту, от воспитателя к ребенку не только передается воспитывающее содержание, но и происходит обмен эмоционально – ценностными установками.

Принцип создания положительного эмоционального фона - Радость от жизни и доверие к ней являются динамическими условиями вовлеченности и идущего от собственного желания ребенка включения в жизнедеятельность. Он сам создать для себя такие условия не может. Это – задача воспитателя и, безусловно, родителей. Но и радость, и доверие ребенка могут возникнуть только тогда, когда его принимают, признают все те, кто его воспитывает, кто составляет круг его общения и взаимодействия.

Воспитание через взаимодействие (интеракциональность) - в отношении ребенка, подростка с ограниченными возможностями это означает помощь в формировании взаимодействия между ними и средой, педагогическую поддержку в интерактивном взаимодействии с доступной для его освоения окружающей средой, неотъемлемой частью которой являются родители и близкие, педагоги и воспитатели и, конечно, сверстники.

Принцип воспитания личности через творчество - предполагает, что воспитание для детей с ограниченными возможностями в условиях творческой деятельности имеет большое значение прежде всего как способ формирования и развития у них способности ориентироваться в окружающем мире, адаптироваться к нему, находить доступные средства самопомощи применительно к той или иной жизненной ситуации. Кроме того, деятельность, и особенно творческая способствует развитию творческого воображения, обогащению жизненного опыта, помогает познавать и эстетически осваивать окружающие яления природного и социального мира.

Методы воспитания

Для достижения целей воспитания существует немало обоснованных и апробированных способов и методовСовременная теория воспитания выделяет две группы методов, различающихся по характеру влияния на воспитанника : внешнего влияния – директивные методы и внутреннего влияния – гуманистические методы, обращения к эмоциональной сфере (Гриценко Л. И. 2005; Байкова Л. А., 2005)

Директивные методы – требование, приучение, упражнение, наказание, поощрение, указание, наставление.

Гуманистические методы - вовлечение в деятельность, моральное сотворчество, эмоциогенная ситуация, свобода выбора, изменение смысла деятельности, моделирование воспитывающей ситуации, ситуация успеха, ситуация «творения добра» – содействуют саморазвитию и самореализации детей. Они успешно реализуются в совместной деятельности, в ситуациях сотрудничества, способствуя налаживанию и развитию диалогических, субъект – субъектных отношений, развитию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер ребенка.

Учитывая особенности развития и более высокую потребность детей, имеющих различные нарушения, в направляющем воспитании, а также коррекционно – развивающую функцию деятельности специального педагога, следует признать разумной необходимость сочетания в реальном воспитательном процессе и гуманистических и директивных методов.

Основные методы воспитания общей и специальной педагогики, используемые активно в специальном образовании в разной степени и в различных сочетаниях.

Методы формирования социального опыта – вовлечение в деятельность ; приучение ; упражнение ; воспитывающие ситуации ; игра ; ручной труд ; изобразительная и художественная деятельность и т. д. ;

Методы осмысления социального опыта, деятельности и поведения - беседа, консультирование ; использование средств массовой информации, литературы и искусства ; примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, воспитателя ; экскурсии, встречи и т. д. ;

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений - свобода выбора ; изменение смысла деятельности ; ситуация успеха ; педагогические требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание ;

Методы самоопределения личности - саморефлексия, самопознание, самовоспитание.

Задачи воспитания в условиях интеграционных процессов

Первое направление - создание и поддержание единства и целостности личности растущего человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, т. е. личностная интеграция.

Воспитание предполагает формирование у ребенка с ограниченными возможностями :

приемлемой «Я - концепции», индивидуальной идентичности ;

Оптимистических, позитивных установок и мотиваций ;

Уверенность в себе, в ситуациях своей повседневной жизни ;

Желание жить, учиться, общаться, взаимодействовать ;

Осведомленности и интереса к миру людей и миру вещей ;

Удовлетворенного физического самочувствия и эмоционального состояния.

Второе направление - последовательное формирование и развитие компетенции и навыков социального взаимодействия.

Для этого необходимо ребенка, подростка в соответствии с имеющимися условиями и индивидуальными возможностями учить :

Общаться и взаимодействовать со все более широким социальным окружением ;

Понимать нормы и правил социального поведения и следовать им ;

Владеть способами психологической защиты в случаях негативного опыта коммуникации и взаимодействия с окружающими;

осваивать различные социальные роли и предотвращать возможность вхождения в социальную роль «инвалида», «воспитанника специального коррекционного учреждения» ;

Участвовать в социальных группах по выбору (игровых, учебных, рабочих, рекреационных)

Включать и взаимодействовать с окружающими в социально – бытовых условиях, развивать в себе активную интеграционную личностную позицию;

По завершению школьного обучения поэтапно осваивать профессиональное включение;

Посильно участвовать в культуре.

Третье направление - формирование интеграционной готовности и интеграционной культуры у всех участников интеграционного процесса – других воспитанников,школьников и педагогов системы массового образования, родителей, администрации образовательных учреждений и широкого социального окружения.

Эта работа складывается из следующих взаимосвязанных задач :

Инициирование, налаживание и поддерживание интеграционных контактов и практического сотрудничества в учебе, игре, в повседневной жизни, в труде и отдыхе ;

Представление и защита интересов людей с ограниченными возможностями, преодоление сегрегационных тенденций, если таковые возникают ;

Информирование широкой общественности о ситуации людей с нарушениями развития различных категорий,об их возможностях ; дезавуирование негативных по своей сущности мифов об «инвалидах» ; воспитание готовности к защите прав этих людей, к акциям солидарности в их поддержку ;

влияние на планирование и реализацию образовательной и социальной политики в части соблюдения прав людей с ограниченными возможностями, в том числе и права жить и учиться вместе со всеми.

Публикации по теме:

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

Что такое арт-терапия в системе образования и воспитания. Арт-терапия — терапия искусством — возникла на основе идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психиатрических заболеваний.

Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ Содержание: Введение 1. Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ 2. Основные задачи организации дошкольного образования.

Хореографическое искусство в системе дошкольного образования Хореографическое искусство в системе дошкольного образов Хореографическое искусство – это самостоятельная форма, где по-новому соединились.

Игра в системе дошкольного образованияИгра в системе дошкольного образования Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний,.

Конспект занятия по ПДД «Машины специального назначения» в рамках проекта «Азбука дороги» Машины специального назначения Цель: 1. Знакомить детей с машинами специального назначения. 2. Уточнять знания и назначение некоторых видов.

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования Тема «Воспитание у дошкольников гуманных чувств и отношений» Цель игры: совершенствование знаний педагогического коллектива о воспитании у дошкольников гуманных чувств и отношений. Добрый день уважаемые.

Обобщение опыта работы ДОУ «Духовно-нравственное воспитание в системе дошкольного образования в контексте ФГОС» Слайд 2 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому.

Программа дополнительного образования для детей 6–7 лет «Всезнайка» (экономическое воспитание дошкольников) программа "Всезнайка" Содержание I. Пояснительная записка II. Учебно-тематический план III. Содержание программы IV. Методическое обеспечение.

Программа психологической помощи школьникам классов специального (коррекционного) обучения VII вида Программа психологической помощи школьникам классов специального (коррекционного) обучения VII вида (2-4 классы) Разработано педагогом психологом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание в системе специального образования Воспитание как составная часть специального образования
Опубликовано: 18 апреля 2016 в 13:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание в системе специального образования Воспитание как составная часть специального образования» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Мекеня в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД